Обществознание 10 класс

1. Общество, в отличие от природы

1) развивается закономерно 3) творит культуру

2) подвержено изменениям 4) является динамической системой

2. Экологический кризис относится к глобальным потому, что

1) затрагивает существование большинства землян

2) возник в эпоху экономической глобализации

3) порожден внеземными силами

4) не поддается регулированию

З. Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество?

1) религиозный характер культуры

2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота

4) развитие информационных технологий

4. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществу традиционного типа?

1) основу хозяйства составляет аграрное производство

2) в стране проживает многонациональное население

3) слабо развита сеть услуг

4) верховная власть в стране передается по наследству

5. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.

Б. Темп общественных изменений возрастает.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности 3) сохранении здоровья

2) нормальном теплообмене 4) физической активности

7. Какой признак характеризует человека как личность?

1) физическое и психическое здоровье

2) особенности внешности

3) активная жизненная позиция

4) принадлежность к Homo sapiens

А8. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1) механизмом самоконтроля 3) выдвижением цели

2) удовлетворением потребностей 4) осознанием выбора средств

9. Деятельность человека — это

1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и

самосовершенствование

2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности

3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по

взаимодействию с другими людьми

4) форма активности человека, основное содержание которой - отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе

10. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки 2) влечения 3) мотивы 4) эмоции

ll. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?

А. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук.

Б. Человек овладевает знаниями в ходе практической деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

13. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

1) игровые умения младших школьников  
2) старшеклассники, проводящие занятия  
3) компьютеры, за которыми ведется обучение  
4) компьютерные игры  
14. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта  
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений  
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы  
4) построение предположений, основанных на опыте  
15. Представление — это  
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств сознании
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые
3) непосредственно воздействуют на органы чувств  
отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы виде целостного образа чувств в
4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых
  предметов, явлений  
16. Относительная истина - это  
1) непроверенное знание  
2) научно не обоснованное знание  
3) знание, противоречащее устоявшимся представлениям  
4) неполное знание  
17. Верны ли следующие суждения о социальном познании?  

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18. Социальное неравенство проявляется в различии

1) доходов 2) способностей 3) темпераментов 4) духовных запросов

19. Для характеристики разделения общества на социальные группы используется понятие

1) социальная мобильность 3) социальная интеграция

2) социальная стратификация 4) социальная дискриминация

20. К восходящей социальной мобильности относят

1) повышение по службе 3) рождение ребенка

2) создание семьи 4) выход на пенсию

21. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться независимо от человека

22. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической

духовной сферы общества

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2З. Какое понятие характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития

24. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25. Какой признак присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство

2) создание основного продукта в сельском хозяйстве

3) завершение промышленного переворота

4) высокоразвитая инфраструктура

26. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность

4. Верны ли следующие суждения о сущностных чертах личности?

А27. Верны ли следующие суждения о сущностных чертах личности?

А.Сущностные черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.

Б. Сущностные черты личности обнаруживаются посредством изучения взглядов человека на природу, общество, других людей.

1) верно только А 2) верно только Б

1) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

28. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает:

1) знания, умения и навыки

2) чувства, память и волю

3) строение тела, силу и ловкость

4) темперамент, внимание, воображение

29. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

1) советы и рекомендации родителей
2) грядки с огурцами
3) старшие подростки
4) инструменты и дачный инвентарь
30. К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относятся потребности в:
1) уважении со стороны других
2) творческом самовыражении
3) общественном признании
4) физическом развитии
31. Изготовление орудий труда, необходимых для охоты (луков, стрел, охотничьего оружия),
представляет собой пример деятельности
1) материально-производственной
2) ценностно-ориентировочной
3) прогностической
4) социально-преобразовательной
32. Что из перечисленных проявлений относится к сфере бессознательного?
1) твердое убеждение
2) благородное намерение
3) целенаправленное припоминание
4) творческое озарение
33. Житейские знания основаны на
1) эстетическом отношении к действительности
2) здравом смысле
3) интуитивном озарении
4) научном обобщении фактов
34. Только в процессе научного познания происходит
1) объяснение объективно действующих законов
2) применение знаний на практике
3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
4) формирование целостного образа мира

35. Верны ли следующие суждения об общении?

А. В процессе общения происходит обмен идеями, эмоциями, материальными предметами.

Б. В процессе общения осуществляется социализация личности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

36. Истинное знание в отличие от ложного

1) добывается в процессе познавательной деятельности

2) соответствует предмету познавательной деятельности

3) представляется с использованием научных терминов

4) всегда теоретически обосновано

37. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1) верно только А 2) верно только Б

2) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

38. К среднему классу в экономически развитых странах относятся

1) неквалифицированные рабочие

2) менеджеры крупных предприятий

3) владельцы небольших фирм

4) лица, занятые физическим трудом

39. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства

2) тип социальной стратификации

3) характер экономических связей

4) особенность политической системы

40. Переход людей из одной социальной группы в другую называется

1) социальной дифференциацией

2) социальной мобильностью

3) социальным лифтом

4) социальными изменениями

41 .Проявлением взаимозависимости общества и природы служит

1) экологический кризис

2) возрастание солнечной активности

3) кризис перепроизводства

4) усложнение общественной жизни

42. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого

Б) Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4З. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1) экономики

2) политологии

3) социологии

4) правоведения

44. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

1) аграрный тип общества

2) неразвитость институтов частной собственности

3) особая ценность человеческой индивидуальности

4) преобладание коллективистских форм сознания

45. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа - неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

46. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность

47. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в

1) понимании 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении

48. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А.Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

49.Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудован ние. Деятельность учащихся является примером деятельности:

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующсй

50. Какой признак характеризует человека как личность?

1) особенности внешности

2) общественная активность

3) свойства темперамента

физическое развитие

51. Одной из подсистем общества как целого является

1) биосфера

2) духовная культура

3) природа

4) трудовой коллектив

52. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5З. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

54. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом

2) формирование кастовой системы в Древней Индии

3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4) издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника

55. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?

1) завершение промышленного переворота

2) присваивающий тип хозяйства

3) развитие электронных средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

56. К отрицательным последствиям глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

57. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

58. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, — это

1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация

59. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

60. Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4) представление о своих способностях

61. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это

1) потребность 2) мотив 3) целеполагание 4) деятельность

62. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

1) верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

63. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) описание фактов

2) проведение наблюдений

3) накопление экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

64. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

65. Касты, сословия, классы - это

1) типы социальной стратификации

2) этапы развития государства в новое время

3) социальные группы, присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности

66. Социальное неравенство выражается в

1) изменении социального статуса человека

2) разном доступе к социальным благам

3) многообразии социальных норм

4) особенностях поведения людей

67. Определение возможных последствий реформы льготных выплат представляет собой деятельность

1) практическую 2) ценностно-ориентировочную 3) познавательную 4) прогностическую

68. Деятельность человека, в отличие от поведения животных

1) носит узкоспециализированный характер

2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей

3) предваряется целеполаганием

4) всегда носит индивидуальный характер

69. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл

2) использует понятия и суждения

3) создается в результате познавательной деятельности

4) соответствует предмету познания

70. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека — это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.

Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

71. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, прислушиваясь к мнению других людей о себе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

72. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Процессы, происходящие в одной сфере жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

2) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

73. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?

1) рост числа занятых в сфере информационных технологий

2) ослабление позиций среднего класса

3) увеличение притока сельского населения в города

4) ликвидация люмпенства как социального явления

74. Человек, в отличие от животного, способен

1) проявлять эмоции

2) заботиться о потомстве

3) предварительно обдумывать свое поведение

4) удовлетворять свои потребности

75. Известный писатель работает над новым произведением. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?

1) экономическая 2) социальная 3) политическая 4) духовная

76. Артисты государственного драматического театра играют новый спектакль по пьесе

современного автора. Укажите субъект этой деятельности.

1) театральное представление

2) театральная труппа

3) декорации

4) драматический театр

77. К существенным признакам, отличающим труд от игры, относится

1) наличие партнера

2) целесообразность

3) результативность

4) активный характер

78. Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

79. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

80. Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?

А. Ощущение, восприятие, понятие — это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение — это формы рационального познания.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

81. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов

материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию 1) гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение

82. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

83. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования

материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

84. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?

1) материально-производственной

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4) духовно-теоретической

85. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой

деятельности выступает

1) земля

2) земледелец

3) выращиваемая культура

4) техника

86. Кастовый строй является разновидностью

1) политического режима

2) государственного устройства

3) социальной стратификации

4) экономической системы

87. В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьян стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс

1) социальной мобильности

2) экономической дифференциации

3) политической стабилизации

4) социальной стратификации

88. Социализация личности заключается в (во)

1) приобщении к миру человеческой культуры

2) создании человеком того, чего нет в природе

3) индивидуальных особенностях сознания человека

4) взаимосвязях между отдельными людьми

89 .Проявлением взаимозависимости общества и природы служит

5) экологический кризис

6) возрастание солнечной активности

7) кризис перепроизводства

8) усложнение общественной жизни

90. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого

Б) Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой

5) верно только А

6) верно только Б

7) верны оба суждения

8) оба суждения неверны

91. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

5) экономики

6) политологии

7) социологии

8) правоведения

92. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

5) аграрный тип общества

6) неразвитость институтов частной собственности

7) особая ценность человеческой индивидуальности

8) преобладание коллективистских форм сознания

93. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа - неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

5) верно только А

6) верно только Б

7) верны оба суждения

8) оба суждения неверны

94. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

2) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность

95. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в

2) понимании 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении

96. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А.Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

97.Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности:

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

98. Какой признак характеризует человека как личность?

1) особенности внешности

2) общественная активность

3) свойства темперамента

4) физическое развитие

99. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, — это

1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация

100. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 101. Результатом самопознания, в частности, является

5) накопление знаний о человеке и природе

6) познание ценностей общества

7) изучение социальных норм

8) представление о своих способностях

102. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это

1) потребность 2) мотив 3) целеполагание 4) деятельность

103. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

2) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

104. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

5) описание фактов

6) проведение наблюдений

7) накопление экспериментальных данных

8) выдвижение гипотезы

105. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

2) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

106. Касты, сословия, классы - это

5) типы социальной стратификации

6) этапы развития государства в новое время

7) социальные группы, присущие средневековому обществу

8) элементы социального статуса личности А107. Социальное неравенство выражается в

5) изменении социального статуса человека

6) разном доступе к социальным благам

7) многообразии социальных норм

8) особенностях поведения людей

108. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

109. Одной из подсистем общества как целого является

1) биосфера

2) духовная культура

3) природа

4) трудовой коллектив

110. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

111. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

112. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом

2) формирование кастовой системы в Древней Индии

3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4) издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника

113. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?

1) завершение промышленного переворота

2) присваивающий тип хозяйства

3) развитие электронных средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

114. К отрицательным последствиям глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

115. Определение возможных последствий реформы льготных выплат представляет собой деятельность

1) практическую 2) ценностно-ориентировочную 3) познавательную 4) прогностическую

116. Деятельность человека, в отличие от поведения животных

1) носит узкоспециализированный характер

2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей

3) предваряется целеполаганием

4) всегда носит индивидуальный характер

117. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл

2) использует понятия и суждения

3) создается в результате познавательной деятельности

4) соответствует предмету познания

118. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека — это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.

Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

119. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, прислушиваясь к мнению других людей о себе

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

120. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой

1) предполагает соответствие цели и средств

2) ориентирована на процесс, а не на результат

3) осуществляется индивидуально

4) направлена на приобретение новых знаний

121. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) дает наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

122. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

123. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания

1) житейского

2) мифологического

3) научного

4) «паранаучного»

124. Восприятие - это

1) форма рационального познания

2) психическое свойство, присущее только человеку

3) форма чувственного познания

4) способ объяснения мира

125. Относительная истина в отличие от абсолютной

1) содержит объективное знание о предмете

2) всегда опирается на здравый смысл

3) может быть со временем опровергнута

4) является результатом чувственного и рационального познания

126. Среди каналов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделял

1) родственные связи

2) накопленный личный опыт

3) расширение состава семьи

4) получение образования

127. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется

1) восходящей социальной мобильностью

2) вертикальной социальной мобильностью

3) горизонтальной социальной мобильностью

4) нисходящей социальной мобильностью

128. Верны ли следующие суждения о социализации личности?

А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь.

Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации

1) верно только А 2 ) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Обществознание 10 класс - student2.ru Форма научного знания ...: Теория:

предположения, система

догадки, взаимосвязанных

выдвигаемые в ходе утверждений, законов

научного исследования

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с рациональным познанием. Найдите и укажите термин, связанный с другой формой познания.

Понятие, суждение, представление, умозаключение.

З. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТИ

А) температурная среда обитания 1) социальные

Б) питание 2) биологические

В) общение

Г) самореализация

4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества.

1) теория общественного развития

2) пособие по безработице

3) идея социальной справедливости

4) социальное расслоение общества

5) социальный статус личности

6) религиозное учение

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Наши рекомендации