Бихевиоризм. Э. Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Ф.Скинер.
Практически, параллельно с работами И.П.Павлова в США возникает новое направление – психология поведения или бихевиоризм (behaviour – поведение), созданное Э. Торндайком и Дж.Уотсоном.
Эдуард Ли Торндайк (1874 – 1949) — американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из «проблемного ящика» (кошка нажимает на рычаг, который веревкой связан с запором клетки). Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями, в дальнейшем указал также на роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая „кривая научения“.
Джон Уотсон (1878 – 1958) американский психолог, основатель бихевиоризма. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках.
Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти, а основной задачей считал предсказание поведения и контроль за ним. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии.
В качестве инструмента использовалась, так называемая, «проблемная клетка» с голодной кошкой. Если кошке удавалось выбраться из клетки – она получала подкрепление. Процесс обучения можно было выразить графически – через кривую обучения.
Торндайк сформулировал законы обучения.
Основной принцип бихевиористов – поведение построено из секреторных и мышечных реакций, которые определяются внешними стимулами.
Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990) — американский психолог, создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит приподкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в «классическом» обусловливании И.П. Павлова
Выступал с критикой необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, «скиннеровскую камеру». Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
Скинер подчеркивает разницу между классическим и инструментальным обучением. В классическом обучении поведение (реакция) является ответом на действие условного стимула. При инструментальном обучении реакция является произвольным движением. Этот тип реакций обозначается как оперантная реакция, или оперантный ответ.
Под оперантом понимается любое движение (лапой, мордой, туловищем), которое приводит к ответу – нажатию на рычаг. По мнению Скинера животное оперирует со средой и это приводит к получению подкрепления.
Работы бихевиористов показали, что стимул не запускает условный ответ и реакция не является следствием сигнала.
Законы обучения.
Законы обучения (Торндайк):
1) Закон готовности или установки: предварительная готовность к акту (в простейшем случае, стимул-реакция) повышает удовлетворение от его выполнения.
2) Закон использования/практики: акты или ассоциации, которые используются (упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются.
Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение акта способствует научению и облегчает последующее выполнение акта («повторенье — мать ученья»).
3) Закон частоты: при прочих равных условиях, чем чаще акт повторяется, тем более быстро происходит научение этому акту. (Сходство 3 законов: использования, упражнения и частоты.)
4) Закон эффекта: связанное с актом удовольствие усиливает, а неудовольствие ослабляет связь между стимулом и реакцией.