Эмоции как одна из форм психической деятельности

Наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций и чувств. Переживание своего отношения к внешнему и внутреннему миру мы называем эмоциями. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Физиологическая роль эмоций в жизни организма очень велика, т.к. они участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.

Эмоции — ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere — по­трясать, волновать). Они выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Эмоции имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов, потому что они являются индикатором и мотиватором поведения, указывающим на степень полезности раздражителя для жизнедеятельности. Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания удовольствия, гнева, страха, неудовольствия, которые свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию.

В качестве внутренних раздражителей, ведущих к возникновению эмоций, высту­пают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пу­зыря, кишечника). Внешние раздражители — это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

Имеется несколько критериев для клас­сификации эмоций по интенсивности и длительности: настрое­ние — эмоция — аффект. Настроение – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, связанное с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Человеку свойственна также страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека и направить его на великие подвиги и открытия.

Выделяют положительные и отрицатель­ные эмоции. К положительным эмоциям относят удовольствие, радость, доверие, симпатию и др. К отрицательным эмоциям относят неудовольствие, горе, тоску, тревогу, обиду, ненависть и др. Могут возникать и нейтральные эмоции: любопытство, удивление, безразличие. Отрицательные эмоции могут быть стеническими, т.е. вызывающими по­вышение активности организма — физической, духовной, и ас­теническими – угнетающими деятельность организма. Положительные эмоции обычно бывают стеническими. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться.

Состояние организма во времяэмоцийсопровождается заметными изменениями функций внутренних органов и систем организма, а также двигательными реакциями. Эмоции вызывают усиленное функционирование лишь тех систем организма, которые в данный момент обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или измене­ние интенсивности деятельности внутренних органов зависит от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицатель­ная эмоция обычно сопровождается возбуждением центральной нервной системы, выбросом е кровь катехоламинов, ведущих к активации кардиореспираторной, костной и мышечной систем организма. Деятельность желудоч­но-кишечного тракта при этом угнетается. Повы­шенный мышечный тонус рассматривают как показатель отрица­тельного эмоционального состояния, тревоги. Внешние про­явления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние же обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека регистрируются с помощью электроэнцефалографии. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

В процессе филогенеза животного мира совершенствовались и структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, чтоосновными структурами, ответствен­ными за проявления эмоциональных реакций, являются элемен­ты лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым обла­стям лимбической системы относятся гиппокамп, парагиппокамп, пояс­ная извилина, обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалевидным телом (рисунок 5). Многие ученые считают, что в регуляции эмоций участвуют также зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация мозга.

Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому человек при выраженных эмоциональных состояниях краснеет или бледнеет, у него возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «встают дыбом». Иначе говоря, при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.

Известно, что гипоталамус регулирует запуск и прекращение основных ти­пов врожденного поведения. Большинством исследователей он рас­сматривается как исполнительная система, в которой объединя­ются вегетативные и двигательные проявления мотивации и эмо­ций. В составе эмоции выделяют собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение.

Удаление отдельных структур лимбической системы в экспе­рименте у животных вызывает изменения характера их поведения. При удалении височных областей мозга у обезьян был отмечен характерный син­дром Клювера—Бюси. При этом нарушается нормальная пищевая деятельность, и животные непрерывно обследуют близлежащие предметы, берут их в рот, съедают несъе­добное. Это свидетельствует о потере живот­ными оценки значения пищевого раздражителя.

На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лим­бических структур на кору большого мозга выходит генерализованно, т.е. происходит эмоциональное возбуждение всего мозга.

Эмоции как одна из форм психической деятельности - student2.ru

Рисунок 5 – Лимбическая система

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей полушарий вызывает эмоциональную тупость и растормаживает биоло­гические реакции.

Лимбическая система сообщается с неокортексом в области лоб­ной и височной долей. Височные области отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и сомато­сенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу.

Обезьяны, у которых удалено миндалевидное тело, теряют спо­собность к социальному внутригрупповому поведению. Такие жи­вотные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной ин­формации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), не­обходимой для группового поведения, а также Они не могут связать зрительную, слуховую, обонятельную инфор­мацию с их собственным эмоциональным состоянием, а от настроения зависят их внутригрупповые симпатии или анти­патии. Такие обезьяны избегают остальных членов группы. Они встревожены, проявляют неуве­ренность в себе. Электрическое раздражение мин­далевидного тела вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко — удовольствия. Также экспериментально подтверждено влияние миндалевидного тела на агрессивность поведения. После его удаления с двух сторон у вожака стаи обезьян он потерял агрессивность, и его место занял наиболее агрессивный самец.

Удаление височных долей устраняет страх и агрес­сию. Есть данные, что поясная извилина является главным коорди­натором различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций. Наблюдения и эксперименты показали, что у «правополушарных» людей чаще преобладают отрицательные эмоции, в то время как у «левополушарных» людей — положительные. Люди с поражением правого полушария эмоционально относительно благодуш­ны, а с поражением левого — тревожны, озабочены. Распознавание ми­мики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли нарушает распозна­ние эмоциональной интонации речи. При выключении левого по­лушария независимо от характера эмоции улучшается распознава­ние эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмо­ций — мимика, движения глаз — также связывают с функцией правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально». Для людей с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность.

Считается, что качество эмоций и их интенсивность определя­ются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучша­ется, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. По­ложительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синте­за и ростом норадреналина в мозге. Дефицит норадреналина вызывает депрессию и состояние тос­ки.

Повышение агрессивности многие исследователи объясняют ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния се­ротонина. У агрессивных мышей обнаруживался более низкий уровень содержания серотонина в мозге по сравнению с неагрессивными животными. У прирученных животных в мозге обнаружено большее количество серотонина, чем у диких.

Каковы же причины возникновения эмоций? Известны три основные тео­рии: биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций и представление, выдвинутое Г. И. Косицким,

Автором биологической теории эмоций является П. К. Анохин. В основу этой тео­рии положена концепция функциональной системы: эмо­ция связана с появлением потребности, которая может сопро­вождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция.

Потребностно-информационную теорию эмоций создал П. В.Симонов. Согласно этой теории в основе появления эмоции лежат потреб­ность и информация, необходимая для ее удовлетворения. Если объем информации недостаточен для удовлетворения по­требности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен, то возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Значение эмоций в жизнедеятельности организма трудно переоценить.

Во-первых, за счет эмоций происходитмобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоции способствуют концентрации внимания, обостряют мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчают запоминание боль­шого объема информации. Во-вторых, с помощью мимики и жестики эмоции выполняют коммуникативные функции, позволяя человеку передать свои переживания другим людям, показать свое отношение к окружающим объектам и явлениям. В-третьих, эмоции влияют на здоровье человека: положительные эмоции улучшают его, отрицательные – ухудшают.

Ключевые слова: потребность, биологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности, потребности свободы и исследования, мотивация, биологические мотивации, социальные мотивации, идеальные мотивации, низшие мотивации, высшие мотивации, эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, стенические эмоции, астенические эмоции, биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, коммуникативная функция эмоций, мобилизующие функции эмоций.

Вопросы для самоконтроля

1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?

2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.

3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?

4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?

5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?

6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Составьте схему-классификацию потребностей живого организма.

2 Заполните таблицу «Виды мотиваций». В таблицу включите колонки: название группы эмоций; структурно-функциональные основы данной группы эмоций; значение данной группы эмоций для жизнедеятельности организма.

3 Потребности людей приобретают заметные различия в подростковом возрасте. Проанализируйте различия потребностей двух-трех, хорошо известных вам, людей. Как вы думаете, по каким физиологическим, психологическим, педагогическим и социальным причинам потребности этих людей стали разными?

4 Как вы считаете, какое значение имеет хорошо развитое умение «читать» эмоции по мимике и жестикуляции людей? Может ли такое умение пригодиться в вашей будущей профессии?

Наши рекомендации