Эмоции как одна из форм психической деятельности
Наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций и чувств. Переживание своего отношения к внешнему и внутреннему миру мы называем эмоциями. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Физиологическая роль эмоций в жизни организма очень велика, т.к. они участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.
Эмоции — ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere — потрясать, волновать). Они выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Эмоции имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов, потому что они являются индикатором и мотиватором поведения, указывающим на степень полезности раздражителя для жизнедеятельности. Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания удовольствия, гнева, страха, неудовольствия, которые свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию.
В качестве внутренних раздражителей, ведущих к возникновению эмоций, выступают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пузыря, кишечника). Внешние раздражители — это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.
Имеется несколько критериев для классификации эмоций по интенсивности и длительности: настроение — эмоция — аффект. Настроение – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, связанное с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Человеку свойственна также страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека и направить его на великие подвиги и открытия.
Выделяют положительные и отрицательные эмоции. К положительным эмоциям относят удовольствие, радость, доверие, симпатию и др. К отрицательным эмоциям относят неудовольствие, горе, тоску, тревогу, обиду, ненависть и др. Могут возникать и нейтральные эмоции: любопытство, удивление, безразличие. Отрицательные эмоции могут быть стеническими, т.е. вызывающими повышение активности организма — физической, духовной, и астеническими – угнетающими деятельность организма. Положительные эмоции обычно бывают стеническими. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться.
Состояние организма во времяэмоцийсопровождается заметными изменениями функций внутренних органов и систем организма, а также двигательными реакциями. Эмоции вызывают усиленное функционирование лишь тех систем организма, которые в данный момент обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или изменение интенсивности деятельности внутренних органов зависит от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением центральной нервной системы, выбросом е кровь катехоламинов, ведущих к активации кардиореспираторной, костной и мышечной систем организма. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом угнетается. Повышенный мышечный тонус рассматривают как показатель отрицательного эмоционального состояния, тревоги. Внешние проявления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние же обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека регистрируются с помощью электроэнцефалографии. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.
В процессе филогенеза животного мира совершенствовались и структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, чтоосновными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым областям лимбической системы относятся гиппокамп, парагиппокамп, поясная извилина, обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалевидным телом (рисунок 5). Многие ученые считают, что в регуляции эмоций участвуют также зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация мозга.
Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому человек при выраженных эмоциональных состояниях краснеет или бледнеет, у него возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «встают дыбом». Иначе говоря, при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.
Известно, что гипоталамус регулирует запуск и прекращение основных типов врожденного поведения. Большинством исследователей он рассматривается как исполнительная система, в которой объединяются вегетативные и двигательные проявления мотивации и эмоций. В составе эмоции выделяют собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение.
Удаление отдельных структур лимбической системы в эксперименте у животных вызывает изменения характера их поведения. При удалении височных областей мозга у обезьян был отмечен характерный синдром Клювера—Бюси. При этом нарушается нормальная пищевая деятельность, и животные непрерывно обследуют близлежащие предметы, берут их в рот, съедают несъедобное. Это свидетельствует о потере животными оценки значения пищевого раздражителя.
На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лимбических структур на кору большого мозга выходит генерализованно, т.е. происходит эмоциональное возбуждение всего мозга.
Рисунок 5 – Лимбическая система
Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей полушарий вызывает эмоциональную тупость и растормаживает биологические реакции.
Лимбическая система сообщается с неокортексом в области лобной и височной долей. Височные области отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу.
Обезьяны, у которых удалено миндалевидное тело, теряют способность к социальному внутригрупповому поведению. Такие животные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной информации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), необходимой для группового поведения, а также Они не могут связать зрительную, слуховую, обонятельную информацию с их собственным эмоциональным состоянием, а от настроения зависят их внутригрупповые симпатии или антипатии. Такие обезьяны избегают остальных членов группы. Они встревожены, проявляют неуверенность в себе. Электрическое раздражение миндалевидного тела вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко — удовольствия. Также экспериментально подтверждено влияние миндалевидного тела на агрессивность поведения. После его удаления с двух сторон у вожака стаи обезьян он потерял агрессивность, и его место занял наиболее агрессивный самец.
Удаление височных долей устраняет страх и агрессию. Есть данные, что поясная извилина является главным координатором различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций. Наблюдения и эксперименты показали, что у «правополушарных» людей чаще преобладают отрицательные эмоции, в то время как у «левополушарных» людей — положительные. Люди с поражением правого полушария эмоционально относительно благодушны, а с поражением левого — тревожны, озабочены. Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли нарушает распознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмоций — мимика, движения глаз — также связывают с функцией правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально». Для людей с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность.
Считается, что качество эмоций и их интенсивность определяются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучшается, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. Положительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синтеза и ростом норадреналина в мозге. Дефицит норадреналина вызывает депрессию и состояние тоски.
Повышение агрессивности многие исследователи объясняют ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния серотонина. У агрессивных мышей обнаруживался более низкий уровень содержания серотонина в мозге по сравнению с неагрессивными животными. У прирученных животных в мозге обнаружено большее количество серотонина, чем у диких.
Каковы же причины возникновения эмоций? Известны три основные теории: биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций и представление, выдвинутое Г. И. Косицким,
Автором биологической теории эмоций является П. К. Анохин. В основу этой теории положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция.
Потребностно-информационную теорию эмоций создал П. В.Симонов. Согласно этой теории в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее удовлетворения. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен, то возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.
Значение эмоций в жизнедеятельности организма трудно переоценить.
Во-первых, за счет эмоций происходитмобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоции способствуют концентрации внимания, обостряют мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчают запоминание большого объема информации. Во-вторых, с помощью мимики и жестики эмоции выполняют коммуникативные функции, позволяя человеку передать свои переживания другим людям, показать свое отношение к окружающим объектам и явлениям. В-третьих, эмоции влияют на здоровье человека: положительные эмоции улучшают его, отрицательные – ухудшают.
Ключевые слова: потребность, биологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности, потребности свободы и исследования, мотивация, биологические мотивации, социальные мотивации, идеальные мотивации, низшие мотивации, высшие мотивации, эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, стенические эмоции, астенические эмоции, биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, коммуникативная функция эмоций, мобилизующие функции эмоций.
Вопросы для самоконтроля
1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?
2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.
3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?
4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?
5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?
6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?
Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы
1 Составьте схему-классификацию потребностей живого организма.
2 Заполните таблицу «Виды мотиваций». В таблицу включите колонки: название группы эмоций; структурно-функциональные основы данной группы эмоций; значение данной группы эмоций для жизнедеятельности организма.
3 Потребности людей приобретают заметные различия в подростковом возрасте. Проанализируйте различия потребностей двух-трех, хорошо известных вам, людей. Как вы думаете, по каким физиологическим, психологическим, педагогическим и социальным причинам потребности этих людей стали разными?
4 Как вы считаете, какое значение имеет хорошо развитое умение «читать» эмоции по мимике и жестикуляции людей? Может ли такое умение пригодиться в вашей будущей профессии?