Мышление - одна из высших форм деятельности человека

КОРРЕКТОР

Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

РАЗВЕДЧИКИ

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

ЧТО ЗВУЧАЛО?

Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

КТО ЛЕТАЕТ?

Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

УХО-НОС

Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Развитие речи   Версия для печати

Для того, чтобы ребенок заговорил, мало желания родителей, малышу как минимум нужны зубы, максимум – мышление, которое должно начать работать «на полную катушку», тем самым, помогая накапливать словарный запас. Сегодня, дорогие родители, мы взялись за очень непростую тему. За раскрытие тайны речи, формирование которой невозможно без мышления, обещана ни много, ни мало Нобелевская премия. Впрочем, мы не будем лезть в научные дебри, за которые обещано столь высокое вознаграждение. Я попробую «раскрутить клубочек» детской речи ровно настолько, насколько про это необходимо знать родителям, чтобы не волноваться почем зря. Все дело в…мозге!

Каждое слово и даже каждый звук, произнесенный мамочкой, не пропускается маленькими ушками – все тщательно анализируется и запоминается. Так что не думайте, что малышам все равно, говорят с ними или нет, -- крохи уже практически с самого рождения «наматывают сказанное на ус», начиная потихоньку постигать азы речи. Для того, чтобы мамочкам было понятнее, что же происходит в маленькой головенке, когда с ним разговаривают, давайте отправимся в своеобразное путешествие и проследим «за судьбой» слова «мама». Итак, как только вы произнесли «мама», сначала -м-, потом -а- «попадают» в ушные каналы малышонка и «задевают» там особые клеточки, называемые слуховыми рецепторами. Рецепторы слуха тут же включаются в работу, мгновенно реагируя на услышанное, и «ма-ма» «перебрасывается» в височный отдел мозга при помощи специальных нервных клеток (дендритов и аксонов). В этом отделе тщательно «обрабатывается» и анализируется каждый «вошедший» звук и интонация, после чего мозг посылает команду лобному отделу, а тот, в свою очередь, «заставляет» кроху реагировать на услышанное (улыбка, гуление, подворачивание головки и т.д.).

Без зубов и языка – никак

Мамочки, попробуйте-ка понаблюдать «за поведением» своего… языка. Для этого сначала «рыкните» (произнесите звук Р) и понаблюдайте за тем, куда язык «встал», а теперь скажите «м» -- движения языка будут различными. А ведь мы только коснулись двух звуков! А сколько их всего?!!! И ребенку каждый из них нужно научиться произносить. Без этого «разговориться» кроха не сможет. Поэтому малышам не по силам вот так сразу «выучить» все слова. Для начала под каждый звук нужно научиться «подстраивать» язычок.

Только вот здесь, есть одно но…«Настраивай» его или нет, а без зубов говорить сложно. Они становятся своеобразной преградой для некоторых звуков и служат «опорой» для языка: попробуйте сказать «т» -- язык упирается в зубы…Так что, дорогие родители, пока не прорежутся хотя бы первые 6-8 зубиков, «поговорить» с крохой, как бы вам этого не хотелось, не получится.

Речь – уловный рефлекс

С самого рождения человек получает от природы набор врожденных рефлексов, они заложены генетически. У малюток с самых первых дней жизни сформирован артикуляционный аппарат, поэтому они умеют сосать, глотать, кричать. Их никто этому специально не обучает. Так же, как и писать, какать, реагировать на боль, температурные колебания. Все эти рефлексы являются врожденными (безусловными). А вот речь относится к условным (приобретенным) рефлексам. Т.е. если бы родители не показывали пример своим малышам (не говорили), то и крохи не стали бы этого делать. Поверьте, не из «любви к искусству» психологи советуют мамам и папам разговаривать с детьми с самых пеленок. Это необходимое условие для возникновения речи у ребенка. Как малыш научится сначала подражать, а потом и осмысленно выговаривать слова, если их не будут постоянно произносить родители? Кстати, особое внимание тому, что и как вы говорите, стоит начинать уделять уже с месяцев 8-9. В этот период нужно не просто произносить слово, но и показывать на сам предмет, который оно обозначает. Тем самым вы будете помогать малышу понять, о чем или о ком ему говорят.

Вы уже привыкли, дорогие мамочки, находить на страницах нашей газеты интересные и полезные игры, которыми с удовольствием делится с нашими читательницами директор центра «ИГРА» Жанна Дешук. Сегодня мы поговорим о том, чем же можно занять с пользой для дела вашего годовалого малыша

Однажды, когда меня спросили, что такое игра, мне пришлось серьезно задуматься. Нет, то, что это основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, это неоспоримо, еще приходит в голову, что это занятие, которое служит для развлечения и отдыха, но ведь главное не это….

Обложившись словарями, я начала искать толкование этого простого слова, и среди всего прочего я обнаружила, что есть такое понятие: "теория игр". Это математическая дисциплина, которая изучает схемы наилучшего выбора решений участниками тех или иных ситуаций. Проще говоря, моделируя жизненные ситуации, ребенок или взрослый ищет оптимальный вариант поведения в них. Это серьезная наука.

Предлагая своему ребенку новую игру, не торопите его приступить к действию, дайте возможность понять и принять те правила, по которым вы хотите с ним играть. И вот когда это произойдет, результат вас не просто порадует, он вас восхитит.

Ну а сейчас давайте поговорим, в какие же игры можно играть с годовалыми детками и двухлеточками. Независимо от того, какого возраста у вас малыш, ему легче воспринимать информацию через знакомый образ, будь то зайка или мишка.

Возьмите игрушечного зайчика и птичек и разыграйте с ним мини-спектакль, пусть малыш смотрит и внимательно слушает (этим вы развиваете речь ребенка, его внимание и память).

"Зайка вышел на прогулку. Идет Зайка по дорожке и вдруг слышит:
-Чик-чирик! Чик-чирик!
-Здравствуйте, птички! -закричал зайчик.
-Чик-чирик! Чик-чирик! -закричали в ответ птички.
-Кушать хотите? Сейчас я вас угощу! -сказал зайка.
Он опустил лапку в кармашек. А у него в кармашке…Что там? Конечно, это вкусные зернышки! Клюйте, птички! Приятного аппетита!"

Ну а теперь можно и поиграть.

Сегодня для самых маленьких мы предлагаем игры с крупами.

"Прятки для ручек"

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку к вам присоединиться: " Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?

Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ребенку найти игрушку.

"Пересыпь"

Пересыпаем крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

"Покорми птичек"

Возьмите игрушечную курочку и рисовую крупу. "Вот к нам курочка пришла, "ко-ко-ко". Насыпь ей зернышки. Покажите, как надо брать зернышки тремя пальцами и сыпать на тарелочку".

"Колотушка"

Возьмите пластиковую бутылку и покажите, как можно в нее бросать фасоль, а затем стучать.

А теперь игры для деток постарше.

"Бабочка, лети"

Изготовьте из легкой бумаги бабочек (скрутите как бантик) и, сложив их на стол, подуйте вместе с малышом. Они разлетятся, а вы предложите собрать и посадить их на цветочки (заранее нарисуйте их на листке бумаги). Бабочек следует садить на цветок соответствующего цвета и на каждый только по одному. Эта простая игра развивает сенсорное восприятие, внимание, мелкую моторику и дает представление о математическом понятии "столько же".

"Во саду ли в огороде"

Покажите ребенку картинки огорода и сада. Опишите их, затем показываем и называем овощ или фрукт. Сопровождайте это движением ручек: ручками показываем "низко", когда вы говорите об овоще, "высоко" -- о фрукте.
Когда эти понятия закрепились, пусть ребенок сам разберется, повесив фрукты на веревочку с помощью прищепок, а овощи складывая на ковер.

"Приготовим крем"

В миску налито немного воды и несколько капель шампуня. Надо взбить венчиком пену. Сначала покажите, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левой рукой придерживайте миску.

"Сказка"

Прочитав малышу сказку, задайте вопросы, ответом на которые могут послужить картинки.

Это только маленькая часть игр, которые послужат для развития вашего ребенка, но мамочки всегда смогут придумать что-то новенькое и интересное. Ну а если это не совсем получается, центр гармоничного развития "Игра" всегда рад ВАМ. Поверьте, он не оставит равнодушным никого. ТЕЛ 8029 .6-444-101, 8029 33-44-101.

Дешук Жанна

Игры для маленьких погодок Версия для печати

Конечно же, помимо огромной радости, воспитание деток-погодок доставляет родителям и определенные трудности. Да и сам процесс воспитания детишек с разницей в год-полтора имеет свои нюансы. Ведь с такими проблемами, как лидерство, ревность, соперничество, возникающими между младшим и старшим малышом, приходится сталкиваться каждой семье, где растут детки с небольшой разницей в возрасте. Причем независимо от того, что погодки привыкают друг к другу с рождения, позиции старшего и младшего в их взаимоотношениях будут присутствовать всегда. И только от мамочки с папочкой и от общей атмосферы в семье будет зависеть, насколько успешным будет воспитательный процесс

Пожалуй, любая мамочка, воспитывающая погодок, согласится, что самым трудным периодом в их семье были первые несколько лет после рождения второго малыша. Это происходит потому, что в этом возрасте не совпадают процессы их развития. Старший малыш, когда ему почти исполнился год, начинает активно развиваться как физически, так и интеллектуально. Каждый день он открывает для себя что-то новое, делает первые самостоятельные шаги и осваивает новые слова. И, безусловно, ему в этот период просто необходимы помощь и внимание со стороны мамочки и папочки. Однако точно так же проявления любви, заботы и внимания необходимы и младшему малышу. Поэтому в этот сложный, ответственный период мамочкам и папочкам необходимо запастись огромным терпением, чтобы ни один из малышей не чувствовал себя обделенным.

В первые два года необходимо выстроить режим дня так, чтобы внимание деткам оказывалось в равной степени. Ближе к 2-3-м годам детки практически выравниваются в развитии. Они начинают "сдруживаться", могут увлекаться совместными играми и занятиями. И не так важно, чем именно вы хотите увлечь малышей, главное - каким образом организовать совместные занятия.

Конечно, с детьми-погодками дома лучше заниматься вместе. Это гораздо интереснее как для малышей, так и для мамочки, а, кроме того, это более продуктивно. Но даже при совместных занятиях ваш подход все равно должен оставаться индивидуальным. Вы, несомненно, должны учитывать возможности каждого из малышей. Естественно, занимаясь со старшим, вы будете уделять ему большее внимание, а младший, присутствуя на этих занятиях, тоже будет получать ту часть информации, которая ему сейчас интересна и по силам. Наверняка, многие мамочки замечали, что младший ребенок развивается как бы немного быстрее первенца. Это происходит потому, что младший получает большую часть информации опосредованно. Т.е. подражая старшему, он все постигает намного быстрее, чем просто учась у мамочки с папочкой.

Игры и занятия для деток-погодок в возрасте двух-трех или трех-четырех лет можно предлагать самые разнообразные. И одному и второму будут интересны такие занятия, как лепка из пластилина или теста, мозаика и конструирование.

Особое внимание необходимо уделить рисованию, которое отлично развивает фантазию малышей и благоприятно воздействует на мелкую моторику. Рисовать с детками можно мелками, карандашами, обычными или пальчиковыми красками. Но необходимо помнить, что требования в процессе таких занятий должны соответствовать возрасту каждого из малышей.

Интересными и полезными для обоих малышей раннего возраста будут игры на физическое развитие: "Велосипед" (лежа на спине, детки поднимают ножки вверх и "крутят педали"), "Гуси-гуси" (дети ходят на корточках друг за другом), "Лошадки" (быстро бегаем друг за другом, высоко поднимая коленки) и т.д.

ШКАФЧИКИ

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

ХУДОЖНИК

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека

Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определённые приёмы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация)

Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Берёза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определённой последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребёнку мяч, называет цвет, ребёнок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: «Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт».

ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребёнку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: весёлый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжёлый - лёгкий, трусливый - храбрый, белый - чёрный, твёрдый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушёл на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принёс письмо; яблоко солёное; дом пошёл гулять; туфли стеклянные и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребёнок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка, или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чём (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и даёт описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)». Если ребёнок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребёнок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыплёнок, жёлудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребёнка за несколько ответов на вопрос.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребёнку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребёнок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чём-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребёнок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»
«Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растёт. Среди листочков зелёных спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришёл я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сухарик жуёт. Я подошёл, а она прыг в воду - и уплыла».

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Как его разговорить... Версия для печати

До поры до времени наши детки загадочно молчат. И в этом есть своя прелесть. Мы находимся в предвкушении важного события, представляем, каким голоском будет говорить малыш, заключаем пари с папочкой насчет первого слова – «мама» или «папа»…

Умом мы понимаем, чтобы малыш заговорил, ему сначала надо как следует к этому подготовиться, но нетерпеливая женская натура заставляет нас подчас сомневаться в том, правильно ли развивается ребенок. Особенно если видишь, как хорошо говорит соседская девочка, которая на несколько месяцев младше твоего сына. И тут же возникает почти стандартное чувство вины: я что-то делаю не так. Ну почему он только мычит и пальцем показывает, ведь все слышит и понимает.

Сегодня о развитии речи у деток мы поговорим с детским психологом Натальей Таран. А в следующем номере будем разгадывать тайны детской молчаливости и разговорчивости с точки зрения физиологии. В возрастной психологии есть такое понятие, как «сензитивный период». Это такое время в жизни каждого человека, когда он особенно чувствителен к определенным психологическим воздействиям.

Для развития речи сензитивен период от 0 до 6 лет. Обычно на первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5 – 3 года ребенок начинает говорить фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением.

Но опять же это очень индивидуально. Девочки обычно начинают говорить раньше, и словарный запас у них больше. И не потому, что они умнее мальчиков, просто женский мозг организован несколько по-другому, чем мужской (об этом можно почитать в книге Аллана и Барбары Пиз «Почему мужчины врут, а женщины ревут»). Даже детей одного пола и возраста нельзя сравниват, так как они все разные и каждый развивается своим темпом и идет своим путем. Лучше присмотреться именно к своему единственному и неповторимому малышу и ОБЯЗАТЕЛЬНО проанализировать то, как вы с ним общаетесь.

Может, так?
Маленький мальчик ест яблоко и спрашивает у папы:
-Папа, а почему яблочко коричневеет?
-Hу, понимаешь, сынок, в яблоке содержится железо. А железо при соединении с кислородом, который есть в нашей атмосфере, окисляется, образуя оксид железа Fe2O3, так как железо имеет валентость 3, а окись железа имеет коричневый цвет.
- !? Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
Если ваш язык прост и понятен – замечательно.
Далее прислушайтесь, правильно ли и внятно вы говорите с ребенком. Если, например, мама произносит слова четко, а бабушка сюсюкает при общении с малышом, то кроха теряется, а пока размышляет, кому все-таки подражать, выбирает нейтральную позицию -- молчит.

Теперь подумайте, много ли вы вообще говорите с ребенком. Может, это происходит лишь по необходимости («помой руки», «пойдем кушать», «это трогать нельзя»). Или же вы обращаете внимание ребенка на все, что его окружает, называете и описываете предметы, которые он держит в руках. «Какой зайчик красивый у тебя, какие у него длинные уши. И глазки есть. А это что? Маленький носик». Ребенок познает мир и понемногу начинает понимать, что все то, что он делает и все, что с ним происходит, можно описать словами и есть смысл самому научиться рассказывать об этом.

Очень важно поощрять детей учиться говорить. Мама, находясь с ребенком с момента его рождения, естественно, может понять его без слов: по жестам, мимике. И это понятно, ведь изначально ребенок не умеет говорить. Но малыш растет. И в полтора года, два, а тем более в три его уже нельзя понимать только по жестам. Как часто бывает – ребенок не успел и рта открыть, а мама уже все сделала, что он хотел. Но для развития речи малыша такой подход не очень удачен. Иногда для того, чтобы стимулировать малыша научиться говорить, маме полезно притвориться слегка непонимающей. И хотя она прекрасно знает, чего хочет ее ребенок, показывая рукой на холодильник и хитро заглядывая ей в глаза, хорошо бы ей сделать вид, что она его не понимает, и лишний раз переспросить: «Что ты хочешь?» Часто родители спрашивают, а не будет ли ребенок болезненно воспринимать то, что мама вдруг перестала его понимать. Представьте ситуацию: вы разговариваете с кем-то по телефону, и собеседник вдруг говорит, что не расслышал вас и просит повторить последнее слово. Болезненно ли это для вас? Да вы не задумываясь повторите текст, да еще постараетесь сделать это громко и отчетливо, потому что вам необходимо продолжить связанный разговор. Ваше непонимание будет стимулировать ребенка объяснять вам еще и еще, подбирая подходящие слова. Но, главное, малыш будет стараться произносить их так, чтобы вы, наконец, «поняли», чего он так страстно желает в данный момент. Стоит только малышу почувствовать, что когда он выражает свою просьбу словом, мама очень радуется, ему захочется говорить.

Отдельно стоит сказать о чтении. Речь деток быстрее развивается, а словарный запас становится богаче, если книги - лучшие друзья мамы и малыша. Что читать? Лучше стихи. Они ритмичны и легко запоминаются, тут пригодятся книжки Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова. Что делать, если ребенок не слушает, когда ему читают? Первое правило – не злиться на ребенка, второе – не обращать внимание на беготню, прыжки, пляски. Речь можно развивать и так: он прыгает, а вы ему стихи — «Девочки и мальчики прыгают, как мячики, вверх- вниз, вверх-вниз, ну-ка, улыбнись», взял в руки мяч, а вы ему — «Мой веселый звонкий мяч…», танцует, а вы ему песенку — «Кукла с Мишкой громко топают…». Некоторые стихи особенно понравятся малышу. Приготовьтесь к тому, что малыш будет повторять свои действия, требуя от вас рассказывать их еще и еще. А нам только это и надо…

Не ждите, что все получится быстро и сразу, все очень индивидуально. Один ребеночек «выдает» по одному новому слову в день. Другой — по одному в месяц, а третий молчит, молчит, а потом вдруг неожиданно начинает говорить целыми предложениями. Главное, верить. Все будет хорошо. Нет, все будет просто замечательно.

Детский психолог - Таран Наталья Константиновна

Игры на развитие внимания   Версия для печати

Наши рекомендации