Основные исторические вехи развития взглядов на высшую нервную деятельность человека и животных и методов ее исследования
Научные сведения о рефлекторном принципе деятельности ЦНСнакапливались примерно 250 лет. Выделяют пять этапов развития концепции рефлекса.
Первый этап — ведущие к пониманию рефлекторного принципа деятельности ЦНС работы французского естествоиспытателя и Р. Декарта, который писал, что у всех вещей и явлений существует естественнонаучное объяснение. Р. Декарт сформулировал два важных положения рефлекторной теории:
1) деятельность организма при внешнем воздействии является отраженной (позднее ее стали называть рефлекторной, от лат. reflexus — «отраженный»);
2) ответная реакция на раздражение осуществляется через нервную систему. Это важное событие произошло в XVII в.
Второй этап — экспериментальное научное обоснование материалистических представлений о рефлексе (XVII—XIX вв.). Было установлено, что рефлекторная реакция может происходить на одном метамере лягушки (сегмент спинного мозга, связанный с определенным участком тела). Важный вклад в развитие представлений о рефлекторной деятельности нервной системы внес И. Про- хаска, признававший единство организма и окружающей среды, а также ведущую роли нервной системы в регуляции функций организма. Он ввел термин «рефлекс», сформулировал закон силы (увеличение силы стимула увеличивает силу рефлекторной реакции организма, стимулы имеются не только внешние, но и внутренние) и первым описал рефлекторную дугу. В этот же период была выяснена роль задних (чувствительных) и передних (двигательных) корешков спинномозговых нервов (закон Белла—Мажанди). Ч. Шеррингтон ввел понятия «синапс» и «интегративная деятельность нервной системы».
Третий этап — утверждение в научном мире материалистических представлений о психической деятельности (60-е годы XIX в). И. М. Сеченов изучал развитие детей и пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Он обосновал приспособительную изменчивость рефлекса, открыл торможение рефлексов (центральное торможение) и суммацию возбуждения в ЦНС.
Четвертый этап — создание научных основ учения о высшей нервной деятельности (начало XX в.). И. П. Павлов открыл условные рефлексы и использовал их в качестве метода изучения высшей нервной деятельности. Он сформулировал три принципа рефлекторной теории:
1) принцип детерминизма, или принцип причинности утверждает причинную обусловленность каждой рефлекторной реакции;
2) принцип структурности гласит, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определенных структур, и чем больше структурных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее.
3) принцип единства процессов анализа и синтеза гласит, что нервная система анализирует с помощью рецепторов все действующие раздражители и формирует целостную ответную реакцию — синтез (анализ и синтез происходит в мозге постоянно).
В результате организм получает и фильтрует информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.
Пятый этап — разработка учения о функциональных системах П. К. Анохиным в середине XX в. По П.К. Анохину, функциональная система — динамическая совокупность различных органов и тканей, формирующаяся для достижения полезного приспособительного результата. Полезным результатом является поддержание гомеостаза с помощью регуляции функций внутренних органов и поведенческой соматической регуляции. У человека полезным результатом может быть и удовлетворение какой-либо социальной потребности – например, достижение успехов в труде.
Долгий путь развития прошла концепция нервизма. Нервизм— концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма. Начало создания этой концепции положил Р.Декарт (1596—1650) со своей идеей о рефлекторном принципе деятельности нервной системы. Позднее Ф. Гофман (1660—1742) сформулировал гипотезу о влиянии нервов на все перемены в здоровом и больном состоянии организма. Еще позднее У. Куллен (1710—1790) отметил, что все процессы в здоровом и больном организме регулируются так называемым «нервным принципом», который осуществляет действие через головной мозг при помощи нервов. Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли отечественные ученые И. М. Сеченов (1829— 1905) и С.П. Боткин (1832— 1889). По С. П. Боткину, организм — целостная система, деятельность которой направляется и регулируется нервной системой. Он рассматривал различные заболевания как следствие нарушения этой регуляции.
Огромную роль в развитии концепции физиологического нервизма сыграли исследования И. П. Павлова (1849— 1936). Он обосновал трофическое влияние нервной системы на органы и ткани, создал рефлекторную теорию, экспериментально доказал ведущую роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта, открыл условные рефлексы и разработал основы учения о высшей нервной деятельности.
Нервный центр — совокупность нейронов, расположенных на различных уровнях ЦНС, достаточных для адаптивной регуляции функции какого-либо органа в соответствии с потребностями организма. Так, нейроны дыхательного центра располагаются и в спинном мозге, в продолговатом мозге, в мосту. При этом среди нескольких групп клеток на различных уровнях ЦНС имеется главная часть центра. В дыхательном центре она находится в продолговатом мозге и включает инспираторные и экспираторные нейроны, отвечающие за вдох и выдох соответственно.
Помимо нервной регуляции в организме существуют гуморальный и миогенный механизмы регуляции. Гуморальный механизм регуляции функций осуществляется с помощью гормонов, медиаторов, метаболитов и тканевых гормонов.
Практически одновременно с развитием понятия о рефлексе формировались научные представления о высшей нервной деятельности (ВНД). Начало этому положил Ч. Дарвин (1809—1882), внедривший психофизические методы изучения психических явлений и этим способствовавший развитию зоопсихологии. Эволюционное учение Дарвина (общебиологический закон непрерывности эволюционного процесса видообразования) создало научные предпосылки для сравнительного изучения поведения животных и человека. По Ч. Дарвину, в борьбе за существование выживают только те индивиды, чьи отклонения в признаках или свойствах дают им адаптационные преимущества. Он сравнил инстинкты человека и животных и доказал, что у них общие биологические основы поведения. Ч. Дарвин разделил ответные реакции организма на врожденные и приобретенные. До него эту идею уже высказал Гален во II в. н.э. Инстинкты — врожденные формы поведения, но на них уже в начале индивидуального развития «нанизывается» приобретенный индивидуальный опыт.
Экспериментальной предпосылкой для создания учения оВНД сталиработы по полному или частичному удалению коры полушарий у подопытныхживотных. В последующем проводились наблюдения за изменениями в их поведении(Ж.Б. Буйо, 1830; П.Флуранс, 1842; JI. Гольц, 1881).
Jl. Гольц в 1881 г. полностью удалил у собаки большие полушария головного мозга и наблюдал за поведением животного 1,5 года. Животное утратило все навыки, приобретенные после рождения. В результате оно не могло адаптироваться к окружающей среде. За этой собакой осуществлялся специальным уходом — как за новорожденным щенком.
Выдающуюся роль в развитии науки о головном мозге сыграл И. М. Сеченов(1829—1905). На основе ряда экспериментов и наблюдений он пришел к выводу, что живой организм – единое целое, неразрывно связанное с окружающей средой. Результаты своих исследований он изложил в 1863 г. в книге «Рефлексы головного мозга». И.М.Сеченов первым в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности. При этом познание окружающей среды возможно лишь с помощью органов чувств, продукты которых и есть первоначальный источник психической деятельности. Наблюдая за поведением и формированием сознания ребенка, он показал, как врожденные рефлексы с возрастом усложняются, образуют многочисленные связи друг с другом и определяют всю сложность поведения.
Основоположником учения о ВНД является великий русский физиолог И.П.Павлов(1849 — 1936), представивший мозговую деятельность в единстве ее элементов и целостной модели ВНД, основанной на условно-рефлекторном принципе. И.П. Павлов начал свой путь ученого с изучения физиологии кровообращения и пищеварения. За исследования в этой области в 1904 г. ему присудили Нобелевскую премию. В то время им уже были сформулированы фундаментальные неврологические положения:
1) организм – единая целостность, объединяющая его органы во взаимосвязанном функционировании;
2) организм находится в неразрывной взаимосвязи с внешней средой;
3) организмом управляет нервная система, обеспечивая его целостность и функционирование каждого из его органов и всех вместе (принцип нервизма).
Время переключения И. П. Павлова на физиологические исследования ВНД связывают с датой рождения метода условных рефлексов (1901). Наблюдая за каплями условно-рефлекторного слюноотделения, он разглядел и создал учение о психических функциях головного мозга.
Согласно учению И. П. Павлова, различают высшую и низшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность — совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. Инстинкт это врожденная, запрограммированная форма адаптивного поведения, побуждаемая биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды.
Термин «высшая нервная деятельность» И. П. Павлов предложил использовать вместо термина «психическая деятельность». Это способствовало изучению психической деятельности с помощью объективного метода, т.е. условных рефлексов. В настоящее время накопилось множество научных фактов, свидетельствующих о том, что понятия «психическая деятельность» и «высшая нервная деятельность» нетождественны.
По И.П. Павлову, высшая нервная деятельность — условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных — конечного мозга), обеспечивающих поведение, т.е. адекватные и наиболее совершенные отношения организма к внешнему миру. В то же время переработка полученной информации в период бодрствования, а также во сне — тоже высшая нервная деятельность, хотя поведение как деятельность организма в окружающей среде при этом отсутствует. До настоящего времени единого определения понятия высшей нервной деятельности не сложилось.
Имеются противоречия и в определении понятий «сознание», «психика», «мышление». Встречаются различные определения одного и того же понятия или одинаковые определения разных понятий.
В.М. Смирнов приводит следующие определения ВНД и психической деятельности.
Высшая нервная деятельность – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе целенаправленному поведению организма в окружающей среде и обществе. В.М. Смирнов приводит следующие определения ВНД и психической деятельности.
Психическая деятельность –идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов, Как видно из этих определений, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает осознанно, независимо от того, сопровождается она физической работой или нет. Высшая нервная деятельность может протекать осознанно и подсознательно. И. П. Павлов высказывал мнение, что сон является разлитым торможением в коре большого мозга. Теперь уже хорошо известно, что сон – особая активность мозга, т.е. одна из форм ВНД. Во время сна протекает и низшая нервная деятельность. Сон – циркадионный биоритм пониженной активности мозга, при которой выключены сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность сенсорных систем. Примером неосознаваемой ВНД является переработка поступившей ранее информации, когда человек уже переключился на другую деятельность (процесс запоминания). Психикой называют свойство мозга осуществлять психическую деятельность. Сознаниеэто идеальное, субъективное отражение с мозгом реальной действительности. Сознание отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека. К таким формам психической деятельности относятся: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Один из основоположников бихевиоризма американский психолог Э.Торндайк (1874–1949) изучал поведение различных животных. Животное помещалось в ящик и могло выйти из него, только выучившись самостоятельно открывать дверь. Торндайк сформулировал три главных закона обучения: пользы, эффекта и упражнения: полезные действия животного в силу их связи с приятным чувством закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают. Чем чаще организм упражняется в полезных действиях, тем они прочнее.