Основные вехи развития социологии.

С середины 19 в. - первый этап – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или открытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, выступая за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И.Петражицким, П.И.Новгородцевым, Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен иными школами в социологии.

В России можно выделить четыре основных периода

Первый этап (с середины XIX в. до 1920-х гг.) был наиболее разнообраз­ным и плодотворным. Российская социологическая мысль продви­галась по ряду направлений: В чем состоит соци­альный прогресс? Какой путь к нему (эволюционный или рево­люционный) более естествен? Какова роль личности и широ­ких народных масс в истории? Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические и т.д.) оказывают наибольшее воздействие на развитие общества?

Так, например, русский социолог, Мак­сим Ковалевский (1851-1916) видел прогресс общества в росте человеческой солидарности. Он не принял идею Карла Маркса о том, что противоречия в обществе разрешимы лишь через классовую борьбу. Оппоненты Ковалевского, в частности, русский марксист Владимир Ленин (1870-1924), напротив, видели выход из соци­альных противоречий только в непримиримой борьбе пролетари­ата с буржуазией и в революции.

На втором этапе развитие социологии было направлено по одному руслу коммунистической идеоло­гии, и подчинялось потребностям строительства социализма в Рос­сии и стимулирования рабочего и коммунисти­ческого движения в мире.

На третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была прак­тически ликвидирована.

Только после смерти Сталина (1953), с началом разоблачений культа его личности и наступлением «хрущевской оттепели», начался новый, четвертый этап в жизни отечественной социо­логии - этап ее постепенного и трудного возрождения. Однако наиболее широко и свободно социологические исследования развернулись в период «горбачев­ской перестройки» (вторая половина 1980-х).

ДОСТАТОЧНО ПРОЧИТАТЬ И ЗНАТЬ ПО ОДНОЙ ФАМИЛИИ

Наши рекомендации