При проведении заключительной части учебного занятия.
Решите тесты входного контроля с 1-10 и ситуационные задачи 1-14.
Решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля. Поясните смысл результатов своей работы по решению задач.
Выслушайте преподавателя о предстоящей Вашей работе на следующем занятии. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Попрощайтесь с преподавателем.
Методические указания к практическому занятию №1
Исследование предстартового состояния.
Цель. Сопоставить показатели ЧСС а покое и их изменение на предстартовые команды и велоэргометрическую нагрузку.
Оборудование. Два велоэргометра и два секундомера.
Методика работы. В эксперименте с целью создание соревновательной нагрузки участвуют не менее 6 человек: два испытуемых, один руководит экспериментом (подает команды и объявляет минуты регистрации ЧСС), двое регистрируют пульс у каждого испытуемого, еще один студент записывает полученные данные в таблицу.
Перед выполнением работы у обоих испытуемых в положении сидя определяют исходные величины пульса. Затем испытуемые занимают стартовую позицию на расстоянии 3 м от велоэргометра. После чего экспериментатор через 10 – секундные интервалы (время для измерения ЧСС 10 с) подает предварительные команды (1) «Приготовиться!», (2) «На старт!», (3) «Внимание!», (4) « Марш!» испытуемые как можно быстрее должны добежать до велоэргометра и начать работу в максимально возможном темпе вращения педалей (с величиной сопротивления 1 Вт/кг массы тела) в течение 2 мин. В процессе работы каждую минуту фиксируют величину пульса и количество работы по числу вращения педалей за каждую минуту работы. Эти же показатели регистрируют (каждую минуту) в течение 5 мин восстановительного периода.
После окончания работы с панели велоэргометра снимают показатели общего объема выполненной работы (в кДж) и сумму оборотов вращения педалей. Полученные показатели заносят в таблицу 11.1
Показатели ЧСС, суммы оборотов вращения педалей и работы
Номер испытуемого | ЧСС, уд/мин | Раб ота, кДж | Сум ма оборотов | |||||||||||
В покое | команды | Работа по минутам | Восстановление по минутам | |||||||||||
Оформление работы.
1.Проанализировать изменение ЧСС на команды.
2.Объяснить выявленные изменения.
3.Сопоставить степень изменения исследуемых показателей на предстартовые команды, в процессе работы и восстановительного периода.
4.Сравнить количество выполненной работы испытуемых и произведенной ими суммы оборотов вращения педалей.
Методические указания к практическому занятию №2
Определение произвольной статической силы.
Цель. Измерить максимальную произвольную силу (МПС) и силовую выносливость сгибателей кисти у лиц, имеющих различную физическую подготовку.
Оборудование. Динамометры, секундомеры, линейки.
Методика работы. Исследования проводят в два этапа: на первом этапе измеряют МПС, на втором – силовую выносливость.
1 этап. У всех присутствующих студентов измеряют ручным динамометром МПС. Испытуемые по очереди совершают три попытки измерения силы сгибателей пальцев рук, поочередно левой и правой. Учитывают максимальный показатель и сумму трех попыток. Все данные заносят в табл. 12.4.
Показатели максимальной произвольной ручной силы.
Таблица 12.4
№ п/п | МПС правой руки, кг | МПС левой руки, кг | |||||||||
Номер попытки | Сумма трех попыток | Средний показатель | Номер попытки | Сумма трех попыток | Средний показатель | ||||||
2 этап. Для проведения оценки статической выносливости сгибателей мышц правой кисти (левой для леворуких) выделяют двух студентов. Ручным динамометром они поочередно исследуют друг у друга силовую выносливость, производя 10 повторений с разным интервалом отдыха между попытками (5 и 40 с.). Для контроля изменений вегетативных функций в процессе исследования выносливости регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС) до начала и непосредственно после окончания исследования. Полученные результаты заносят в таблицу 12.5
Динамика изменения МПС при 10 – кратном повторении с интервалами отдыха 5 и 40 с.
Номер испытуемого | Интервал отдыха, с | ЧСС, уд./мин | Количество повторений | |||||||||||
До измерений | После измерений | сумма | ||||||||||||
Оформление работы.
1. Рассчитать средний показатель МПС для правой и левой рук и дать им сравнительную характеристику.
2. Сравнить свой показатель МПС со стандартными величинами и сделать выводы.
3. Провести анализ по силовой выносливости, выявив, на каком порядке повторения развивается утомление с интервалами отдыха в 5 и 40 с.
4. Оценить изменение ЧСС до и после прекращения исследования выносливости с различными по времени интервалами отдыха и сделать соответствующие выводы.
5. Построить график динамики изменения силовой выносливости в процессе 10 повторений с разными интервалами отдыха.