A21. определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого
1. . Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1
Группа 2
Соя
Папоротник
Рябина
Мох
Сосна
Хвощ
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) наличие вегетативных органов 2) наличие семян
3) местообитание 4) источник питания
2. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1
Группа 2
Сосна
Ель
Берёза
Ветреница
Одуванчик
Копытень
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) источник питания 2) способ размножения
3) требования к освещённости 4) строение цветка
3.Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1
Группа 2
Кактус
Рогоз
Ковыль
Папоротник
Алоэ
Стрелолист
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) потребность в воде 2) строение цветка
3) способ размножения 4) жизненная форма
4.. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1
Группа 2
Хламидомонада
Кукушкин лён
Улотрикс
Хвощ полевой
Ламинария
Ряска
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений 2) деление тела на части
3) источник питания для человека
4) среда обитания
5. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1
Группа 2
Кролик
Лягушка
Жираф
Паук
Слон
Лев
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания 2) способ размножения
3) характер передвижения 4) органы кровообращения
6. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1
Группа 2
Корова
Крокодил
Собака
Слон
Овца
Лев
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) характер передвижения 2) покров тела
3) одомашнивание 4) источник питания
7. Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:
Группа 1
Группа 2
Дятел
Кряква
Рябчик
Цапля
Тетерев
Выпь
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) условия обитания 2) размер клюва
3) способность плавать 4) источник питания
8. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое
Часть
Майский жук
Трахеи
Гадюка обыкновенная
...
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) трахеи
2) жабры
3) лёгкие
4) кожа
ЗАДАНИЯ B5. УМЕНИЕ ВКЛЮЧАТЬ В БИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ, ПРОПУЩЕННЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ИЗ ЧИСЛА ПРЕДЛОЖЕННЫХ
1. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН БЕЛКОВ
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) кровь
2) глицерин
3) аминокислота
4) лимфа
5) синтез
6) мочевина
7) распад
8) глюкоза
A
Б
В
Г
2. Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ
Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) воздушное
2) древесина
3) дыхание
4) луб
5) почвенное
6) ситовидная трубка
7) сосуд
8) фотосинтез
A
Б
В
Г
3.Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ
Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гермафродит
2) раздельнополый организм
3) почка
4) зигота
5) бесполый
6) спора
7) стрекательная клетка
8) половая клетка
4. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя
2) внутренняя
3) фермент
4) гормон
5) антитело
6) селезёнка
7) надпочечник
8) поджелудочная железа
5. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) испарение
3) кислород
4) транспирация
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
6. Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ
Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) корень
2) ситовидная трубка
3) сосуд
4) стебель
5) транспирация
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
7. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ткань
2) часть тела
3) нервы
4) кишечник
5) желудок
6) почки
7) продукт обмена
8) непереваренные остатки пищи
8. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание
2) корневой чехлик
3) корневой волосок
4) лист
5) побег
6) стебель
7) устьица
8) фотосинтез
9. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.