Глава I. Статистика как наука. чения структуры объекта необходимо его расчленить на различ­ные части, группы, установить их объем и измерить соотношение частей и целого или соотношение

чения структуры объекта необходимо его расчленить на различ­ные части, группы, установить их объем и измерить соотношение частей и целого или соотношение между частями при помощи си­стемы относительных величин. В этих целях статистика исполь­зует метод группировок.

Признаки структуры многообразны, и задачи правовой статис­тики — выбрать наиболее существенные и важные признаки, отра­жающие структуру социально-правовых явлений. Выбор системы при­знаков предопределяется задачами исследования на данный момент. Например, в зависимости от характера и степени общественной опас­ности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на пре­ступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяж­кие преступления и особо тяжкие преступления. Такая структура име­ет важное практическое значение для определения главного направ­ления мер социального контроля над преступностью.

Каждое социальное явление протекает в пространстве и во вре­мени. Изменения в пространстве статистика выявляет посредст­вом анализа структуры общественного явления в статике, т.е. в состоянии покоя на какой-нибудь момент. Например, примени­тельно к статистике народонаселения это может быть изучение чис­ленности населения по полу, возрасту, источнику средств суще­ствования по итогам переписи (на 12 января 1989 г. — дата, к ко­торой приурочен счет населения в переписи бывшего СССР).

Вместе с тем статистика не может ограничиться только фото­графией социального явления, его слепком на данный момент; они не позволяют обнаружить закономерности его движения, хода развития, изменения во времени.

Только статистика наглядно отражает изменения уровня и струк­туры множества явлений во времени, т.е. в динамике. В этом со­стоит следующая особенность предмета статистики как науки.

В качестве примера используем данные об изменении числен­ности населения бывшего СССР и РСФСР за период 1939— 1989 гг. (табл. 7).

Только статистика может так наглядно отразить изменение на­родонаселения во времени.

Наконец, статистика обнаруживает и наглядно иллюстриру­ет взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений во вре­мени. Приведем пример (табл. 8).

Данные в таблице убедительно свидетельствуют о детермини­рованности последствий ДТП от их числа: уменьшение (увеличе-

Предмет и система статистики

Таблица 7 Изменение численности населения СССР и РСФСР во времени1

Страна 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1989 г.
СССР 190 677 890 208 826 650 241 720 134 286 700 000
РСФСР 108 377 210 117 534 306 130 079 210 147 400 000

Таблица 8

Основные показатели аварийности на автомототранспорте в РСФСРи РФ за 1987-1997п\2

Пока-
затель                      
Число                      
ДТП,                      
тыс. 142,7 161,3 190,0 197,4 197,7 185,0 178,7 174,9 167,3 160,5 156,5
Число                      
ране-                      
ных,                      
тыс.                      
чел. 156,6 176,6 207,6 214,8 214,4 200,0 192,8 189,9 183,9 178,4 177,9
Число                      
по-                      
гиб-                      
ших,                      
тыс.                      
чел. 21,2 25,9 32,7 35,4 37,5 36,5 37,1 35,6 32,8 29,5 27,7

ние) числа ДТП ведет к уменьшению (увеличению) показателей их последствий. А дополнение таблицы данными, например, о росте числа автомототранспортных средств в стране за указан­ный период более усилило бы ее показательность и наглядность их взаимообусловленности. Известно, что у нас в России по-прежнему один из самых низких показателей автомобилизации: око­ло 60 на тысячу жителей, в то время как на Западе средний по­казатель — 500 автомашин3.

1 См.: Итоги всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1972. С. 7. Дан­ные за 1989 г. приводятся по сб.: Здравоохранение в СССР (Справочные матери­алы). М., 1989. С. 6.

2 Преступность и правонарушения (1991—1995). Статистический сборник. М., 1996. С. 161; Состояние преступности в России за 1996 г. М, 1997. С. 32; Состояние преступности в России за 1997 г. М., 1998. С. 32.

3 См.: Щербаков А., Стремидловский С. Что общего у «Жигулей» и «Мерседе­са»? // Российская газета. 1997. 22 февр.

Наши рекомендации