Как строится внутренний проводник
В обычной жизни большинство людей едят, пьют, удовлетворяют свою половую страсть самым несдержанным образом и теряют самообладание по малейшему поводу. Хотя внешне эти люди могут быть вполне "респектабельными", они, почти ежедневно, создают причины для полнейшего смятения в своем организме. Поэтому период сна почти целиком проводится телом желаний и жизненным телом в исправлении вреда, причиненного в дневное время, в связи с чем не остается времени ни для какой другой работы. Но по мере того, как человек начинает испытывать потребность в высшей жизни, контролировать свою половую энергию и характер и культивировать уравновешенность, меньше беспорядка производится в проводниках в период бодрствования. Вследствие этого меньше времени тратится во сне на исправление ранее нанесенного вреда. Таким образом, появляется возможность покидать плотное тело на Долгие часы в период сна и функционировать во внутренних Мирах в высших проводниках. Поскольку тело желаний и разум еще не организованы, они не могут использоваться как отдельные проводники сознания. Жизненное тело также не может покинуть плотное тело, ибо это привело бы к смерти последнего; из этого становится очевидным, что необходимы меры для создания организованного проводника, который был бы астрально-флюидным и построенным таким образом, что удовлетворял бы требованиям Эго во внутренних Мирах, как плотное тело в Мире Физическом.
Жизненное тело организовано именно так, и если бы можно было бы найти способ отделять его от плотного тела, не приводя к смерти, проблема была бы разрешена. Кроме того, именно в жизненном теле помещается память, без которой невозможно было бы принести обратно в наше физическое сознание воспоминание о сверхфизическом опыте, и, тем самым, получить от него максимальную пользу.
Мы помним, что Иерофанты древних Храмов Мистерий выделяли некоторых людей в касты и группы, такие как Брамины или Левиты, с целью развить их тонкие тела для использования такими Эго, которые были бы достаточно продвинуты и готовы к Посвящению. Это делалось таким образом, что жизненное тело становилось способным к разделению на две части, как тела желаний всего человечества в начале Периода Земли. Когда Иерофант забирал учеников из их тел, он оставлял одну часть жизненного тела, включающую первый и второй эфиры, выполнять чисто животные функции (эти эфиры являются единственно активными в период сна), а с собой ученик забирал проводник, способный к восприятию благодаря его связи с чувствительными центрами плотного тела, а также способный запоминать. Проводник обладал этими способностями ибо был составлен из третьего и четвертого эфиров, являющихся проводниками чувственного восприятия и памяти.
Это фактически именно та часть жизненного тела, которую человек превращает в Интеллектуальную Душу, сохраняя из жизни в жизнь, что делает ее бессмертной.
С тех пор, как пришел Иисус и "унес грех мира" (не отдельного человека), очистив тело желаний нашей планеты, связь между человеческими плотными и жизненными телами ослабилась настолько, что при соответствующем обучении они становятся способны к разделению, как было описано выше. Поэтому Посвящение стало открытым для всех.
Лучшая часть тела желаний, составляющая Эмоциональную Душу, способна к разделению у большинства людей (фактически, она обладала этой способностью еще до прихода Иисуса); таким образом, когда при помощи концентрации и применения соответствующей техники лучшие части проводников отделяются для использования в течение сна или любое другое время, низшие части тела желаний и жизненного тела остаются, чтобы продолжить процессы реставрации в плотном теле, в просто животной его части.
Как мы уже видели, та часть жизненного тела, которая выделяется, высокоорганизована. Это точный двойник плотного тела. Тело желаний и разум, не будучи организованными, могут использоваться лишь благодаря тому, что они связаны с высокоорганизованным плотным телом. Будучи отделенными от него, они являются не более, чем плохими инструментами; поэтому прежде, чем человек может выйти из плотного тела, должны быть пробуждены чувствительные центры тела желаний.
В обычной жизни Эго находится внутри своих тел, а его энергия направлена вовне. Вся воля и энергия человека подчинены задаче овладения внешним миром. Ни в какое время не может он отстраниться от впечатления своего внешнего окружения и, тем самым, освободиться для работы над собой в часы бодрствования. Во сне, когда предоставляется такая возможность в связи с тем, что плотное тело потеряло осознание мира, Эго находится вне своих тел. Если человек и может когда-нибудь работать над своими проводниками, это должно происходить тогда, когда внешний мир отключен, как во сне, но дух все-таки остается внутри и полностью контролирует способности, как в состоянии бодрствования. Лишь тогда, когда такое состояние будет достигнуто, дух сможет работать внутри и нужным образом повышать чувствительность своих проводников.
Таким состоянием является концентрация. Когда человек находится в этом состоянии, его чувства успокоены и внешне человек выглядит спящим; тем не менее, дух продолжает оставаться внутри в полном сознании. Большинство людей пережили такое состояние, хотя бы в некоторой степени, увлекшись до полного поглощения какой-либо книгой. В такие минуты они живут в картинах, описываемых автором, и не существуют для своего реального окружения. Когда к ним обращаются, они не реагируют на звук голоса, как и на все происходящее вокруг них, но, в то же время, они полностью пробуждены к тому, что они читают, к невидимому миру, созданному автором, живут в нем и чувствуют биение сердца каждого из участников рассказа. Их дух связан с жизнью, которую кто-то создал для них в книге.
Устремленный к высшей жизни культивирует в себе способность погружаться произвольно в любую избираемую им тему или предмет, чаще не в тему, а в очень простой предмет, им воображаемый. Таким образом, когда достигнуто соответствующее состояние или степень погружения, когда его чувства полностью усваиваются, он концентрирует свою мысль на различных энергетических центрах своего тела желаний и они начинают вращаться.
Вначале их движение медленно и производится с трудом, но постелено энергетические центры тела желаний создают для себя место внутри плотного и жизненного тел, которые научаются приспосабливаться к этой новой деятельности. Затем наступает день, когда соответствующий образ жизни развил необходимую способность расщепления между низшей и высшей частями жизненного тела и когда производится высшее усилие воли, начинается спиральное движение во многих направлениях и ученик оказывается вне своего плотного тела. Он смотрит на него как бы со стороны. Дверь его дома-тюрьмы как бы открылась. Он свободен входить и выходить, чувствуя себя столь же свободно во внутренних Мирах, как и в Физическом Мире, функционируя по своей воле во внутренних и во внешнем Мирах и помогая ищущим его помощи в любом из них.
Прежде чем ученик научается произвольно покидать тело, он может работать в теле желаний в периоды сна, так как у некоторых людей тело желаний становится организованным до того, как происходит разделение в жизненном теле. При таких условиях невозможно приносить обратно в бодрствующее сознание полученный таким образом субъективный опыт, но, обычно, в таких случаях отмечается, как первый признак развития, что прекращаются все смутные и сбивчивые сновидения. Затем, через некоторое время, сны становятся более живыми и совершенно логичными. Ученику снится, что он находится в каких-то местах и с какими-то людьми (неважно, знакомыми или незнакомыми ему в часы бодрствования) и ведет себя разумно, как будто он находится в состоянии бодрствования. Если приснившиеся ему во сне места доступны для него в часы бодрствования и запомнил какие-то физические детали сцены, он может иногда получить подтверждение реальности сновидения и проверить свои ночные впечатления на следующий день.
На следующем этапе он обнаружит, что может в состоянии сна посещать любое место на Земле по своему желанию и его куда более тщательно, чем если бы он присутствовал там в плотном теле, так как в теле желаний он имеет доступ во все места, независимо от замков и решеток. Если он проявит настойчивость, настанет, наконец, день, когда ему не нужно будет дольше ждать состояния сна, чтобы разрывать связь между своими проводниками, и он сможет освобождаться сознательно.
Специфические указания, касающиеся высвобождения высших проводников, не могут даваться без разбора. Разделение производится не установленной формулой или словами, а скорее волевым актом, но способы направления воли индивидуальны и могут поэтому даваться компетентным Учителем. Как, и вся прочая истинно эзотерическая информация, это не продается, а приходит лишь тогда, когда ученик приготовил себя к принятию информации. Все, что мы можем дать здесь - это описание первых шагов, ведущих к приобретению способности волюнтарного ясновидения.
Оптимальное время для упражнений - это непосредственно после пробуждения утром, пока дневные волнения и заботы не успели еще заполнить разум. В это время в человеке еще свежи впечатления внутренних Миров и поэтому он легче входит опять в контакт с ними, чем в любое другое время дня. Не откладывайте до одевания, не садитесь в кровати, но расслабьте тело полностью и пусть упражнение будет первой вашей утренней мыслью. Расслабление не означает просто удобное положение; потому что и в этом положении каждая мышца может быть напряжена в ожидании и это само по себе мешает цели, так как в этом состоянии тело желаний сковывает мышцы. Оно не может не делать этого, пока мы не успокоим наш разум.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Первое, в чем нужно тренироваться - это удержание мыслей на каком-либо предмете или идее, не допуская блуждания мысли. Это чрезвычайно трудная задача, но она должна быть хоть в какой-то степени выполнена прежде, чем станет возможным дальнейший прогресс. Мысль - это энергия, которой мы пользуемся для создания образов, картин, мыслеформ, соответствующим нашим внутренним идеям. Это наша главная энергия и мы должны научиться полностью ее контролировать, чтобы наше мышление было не дикой фантазией, навязанной внешними условиями, а правильным воображением, порожденным духом внутри нас (см. диаграмму 1),
Скептики скажут, что все это является воображением, но, как было сказано выше, если бы изобретатели не были способны мысленно вообразить телефон и прочее, мы бы сегодня не имели всех этих вещей. Воображение изобретателей, как правило, не бывает полностью правильным или точным вначале, иначе изобретатели имели бы успех с самого начала, без множества неудач и экспериментов, которые почти всегда предшествуют созданию практичного и могущего быть использованным инструмента или машины. Точно так же воображение начинающего ясновидящего не точно поначалу. Единственный путь сделать его точным - это непрерывная практика, день за днем, с использованием воли для удержания мысли на одном предмете или идее, с полным исключением всего остального. Мысль - это огромная сила, которую мы привыкли растрачивать попусту. Ей позволяется течь бесцельно, как течет вода, пока человек, построив плотину, не заставляет ее, падая, крутить колесо.
Солнечные лучи, распыленные над всей поверхностью Земли, дают лишь среднее тепло, но если даже лишь несколько лучей сконцентрировать при помощи стекла, они способны возбудить огонь в фокусной точке.
Сила мысли - это самое действенное средство для получения знания. Если она сконцентрирована на каком-то предмете, она прожжет себе путь через любые препятствия и разрешит проблему. При условии, что требуемое количество мыслительной энергии приведено в действие, нет ничего, что было бы вне возможности человеческого восприятия. Пока она разбрасывается нами, эта энергия мысли не приносит нам большой пользы, но как только мы будем готовы сделать усилие для ее обуздания, нам будет открыто любое познание.
Мы часто слышим, как люди восклицают с раздражением: "О, я не могу думать одновременно о сотне вещей!" А ведь именно это они и делают, что и является причиной тех самых неприятностей, на которые они жалуются. Люди постоянно думают о сотне других вещей, кроме тех, которыми они непосредственно в этот момент заняты. А всякий успех достигается настойчивой концентрацией на желаемой цели.
И это именно то, чему стремящийся к высшей жизни должен научиться. Иного пути нет. Вначале он увидит, что мысли его блуждают, касаясь чего угодно, кроме избранной им для концентрации темы, но он не должен впадать в отчаяние из-за этого. Со временем ему станет легче утихомирить свой разум и удержать свои мысли в уравновешенном состоянии. Настойчивость, настойчивость и всегда НАСТОЙЧИВОСТЬ, в конце концов, победит. Без нее нельзя ожидать никаких положительных результатов. Нет никакого смысла делать упражнения два или три утра или две или три недели, чтобы забросить их на такой же срок. Чтобы они дали эффект, они должны выполняться неизменно ежедневно без исключения.
Темой концентрации может быть избран любой предмет, соответствующий темпераменту и интеллектуальным устремлениям ученика, коль скоро предмет этот является чистым и возвышенным по своей сути. Для одних это может быть Иисус; другие, любящие в особенности цветы, могут выбрать цветок в качестве предмета концентрации. Сам по себе предмет не играет роли, но, что бы это ни было, мы должны представлять его точно, до мельчайших деталей. Если это Иисус, мы должны представлять Его настоящим, с естественными чертами, с жизнью в глазах и с живым выражением лица. Мы должны создать живой идеал, а не статую. Если это цветок, мы должны в своем воображении взять зерно и, посадив его в землю, зафиксировать на нем свое мышление. Мы увидим, как оно лопается, выпуская корни, проникающие в землю в виде спирали. Мы будем наблюдать, как от главных стволов корней ответвляются мириады крохотных корешков, дающие отростки во всех направлениях. Затем стебель начинает устремляться вверх, пробиваясь сквозь поверхность земли, выходя наружу в виде крошечного зеленого стерженька. Он растет; теперь на нем появляется отросток; малюсенькая веточка выстреливает из основного стебля. Она растет; появляется другой отросток и веточка; из этих веточек выстреливают стебельки с почками на концах; теперь на них появляется несколько листочков.
Затем появляется почка на верхушке; она увеличивается в размере, пока не лопается, и из-под зелени выглядывают красные лепестки розы. Она разворачивается в воздухе, распространяя тонкий аромат, вполне ощущаемый нами, когда он доносится до нас с нежным летним бризом, мягко покачивающим прелестное создание перед нашим мысленным взором.
Только когда мы "воображаем" в таких точных и законченных образах, мы можем войти в состояние концентрации. Никакого приблизительного, отдаленного сходства быть не должно.
Поначалу картины, создаваемые учеником, будут лишь смутным и жалким подобием, но в конце он сможет, при помощи концентрации вызвать образы более реальные и живые, чем предметы в Физическом Мире.
Когда ученик приобретает способность создавать такие картины и удерживать свой разум на этих картинах, он может попробовать отбросить неожиданно созданную картину и, удерживая свой разум в состоянии спокойствия без всякой мысли, подождать и посмотреть, что войдет в образовавшийся вакуум.
В течение долгого времени может не появляться ничего, и ученику следует охранять самого себя от создания иллюзий, но если он продолжит терпеливо и неизменно, наступит момент, когда он отбросит созданную в его воображении картину и во вспышке перед его внутренним взором откроется окружающий его Мир Желаний. Вначале это может быть лишь мимолетным проблеском, но это залог того, что позднее явление вновь придет по желанию.
МЕДИТАЦИЯ
После того, как ученик достаточно долго тренировался в концентрации, фокусируя свой разум на каком-то простом предмете и создавая простые мыслеформы при помощи своей способности воображения, он сможет, при помощи Медитации, узнать все о созданном таким образом предмете. Для практики лучше выбрать предмет, сам по себе не представляющий интереса и не обещающий ничего восхитительного. Попробуйте выяснить все, скажем, о спичке или об обыкновенном столе.
Когда образ стола четко сформировался в уме, продумайте, из какого сорта дерева он сделан и откуда это дерево пришло. Вернитесь ко времени, когда в виде крохотного зерна то дерево, из которого впоследствии был сделан этот стол, впервые упало на лесную почву. Проследите его рост год за годом, когда оно, покрытое зимним снегом и согреваемое летним солнцем, неуклонно тянулось вверх, а его корни тем временем распространялись под землей. Вначале это молоденькое деревце, качающееся на ветру; затем, уже в виде молодого дерева, оно постоянно вытягивается все выше и выше, навстречу воздуху и солнечному свету. По мере того, как проходят годы, оно становится все толще в обхвате, пока однажды приходят лесорубы с топорами и пилами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Наше дерево повалено, с него обрублены все ветви и оставлен лишь ствол; это бревно перекантовывают по замерзшим дорогам к берегу реки, где оно будет ожидать весеннего лесосплава. Делается большой плот из бревен, среди которых наше бревно. Мы знаем каждую его особенность, и можем мгновенно отличить его среди тысяч, настолько четко обозначилось оно в нашем уме. Мы следуем за плотом вниз по течению, отмечая проплывающий мимо ландшафт и знакомясь с людьми, ответственными за плот и спящими в маленьких домиках, построенных на их плавучем подопечном. Наконец, мы видим, как он прибывает на лесопилку и его разбирают. Одно за другим бревна цепляются крючьями на бесконечно длинной цепи и вытягиваются из воды. Вот появляется и наше дерево, самой широкой части которого предстоит превратиться в верхнюю часть ствола. Оно вытаскивается из воды на лесобиржу и кантуется людьми с баграми в руках. Мы слышим пронзительный визг больших циркулярных пил, вращающихся с такой скоростью, что начинает мелькать в глазах. Наше бревно укладывается на тележку, направляющуюся к одной из этих пил, и через минуту "е стальные зубы прорезают себе путь сквозь тело нашего бревна, превращая его в доски разной толщины. Часть дерева отбирается, чтобы попасть на строительство здания, но лучшая часть дерева увозится на мебельную фабрику и кладется в сушильную печь, где оно высушивается паром, чтобы не коробилось потом, когда стянет мебелью. Затем оно вынимается из печи и пропускается через большой строгальный станок с множеством острых ножей, которые делают его гладким. Дальше это дерево распиливается на куски различной длины и склеивается, чтобы образовать верхние части столов. Ножки делаются из более толстых кусков и вставляются в раму, поддерживающую крышку стола; затем уже весь стол обдирается снова наждачной бумагой, лакируется и полируется, что завершает его создание. Затем этот стол, вместе с другой мебелью, отправляется в магазин, где его купили, и мы следуем за ним, когда его перевозят из магазина в наш дом и оставляют в столовой.
Так, при помощи медитации, мы ознакомились с различными отраслями промышленности, необходимыми для превращения лесного дерева в предмет мебели. Мы видели все машины и людей и отмечали особенности различных мест. Мы даже наблюдали жизненный процесс, посредством которого из крохотного зерна выросло дерево, и узнали, что поверхность казалось бы самого обыкновенного предмета скрывает большую и захватывающе интересную историю. Спичка, которой мы зажигаем газ; сам газ; и комната, в которой этот газ горит - все они имеют длинные истории, вполне достойные изучения.
НАБЛЮДЕНИЕ
Одним из главных средств на пути продвижения ученика является наблюдение. Большинство людей проходят по жизни с завязанными глазами. О них буквально можно сказать, что они "имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат". У большинства человечества отмечается прискорбное отсутствие наблюдательности.
Для многих это, в некоторой степени, простительно, ибо это связано с их плохим зрением. Городская жизнь причинила несказанный вред глазам. В деревне ребенок научается использовать мышцы глаза полностью, расслабляя или напрягая их по мере необходимости видеть предметы на значительном расстоянии на улице или близко перед глазами в доме. Но выросший в городе ребенок видит практически все близко перед глазами и мышцы его глаз редко используются, чтобы наблюдать предметы на каком-то большом расстоянии, что приводит к почти полной потере этой способности, выражающейся в близорукости, а также в других глазных заболеваниях.
Для устремленного к высшей жизни очень важно иметь возможность видеть все предметы вокруг него в ясных и четких очертаниях и во всех деталях. Для страдающего плохим зрением использование очков подобно открытию нового мира. Вместо прежней расплывчатости все видится четко и определенно. Если состояние зрения требует использования двух фокусов, человек не должен удовлетворяться парами очков, так как это требует частой смены одних на другие. Такие смены не только утомительны, но, вдобавок к этому, человек склонен часто забывать дома одну из пар. Оба фокуса могут быть наличными в бифокальных очках, и именно ими следует пользоваться, чтобы обеспечить наблюдение мельчайших деталей.
Когда ученик побеспокоился о своем зрении, он должен систематически наблюдать все и всех, делая выводы из наблюдений, чтобы культивировать способность логического мышления. Логика - это лучший учитель в Физическом Мире и самый надежный проводник во всех других Мирах.
Пользуясь методом наблюдения, следует помнить, что келью его должен быть лишь сбор фактов, а не критика, во всяком случае, не бессмысленная критика. Конструктивная критика, указывающая на недостатки и методы их исправления, является базой прогресса, но разрушительная критика, варварски уничтожающая и плохое, и хорошее, без устремления к какому-то высшему достижению, является язвой в характере и должна быть искоренена. Сплетни и пустая болтовня - это препятствие и помеха. От нас не требуется говорить, что черное - это белое и не замечать демонстративно плохого поведения, но критика должна быть направлена на помощь, а не бессмысленно чернить другого человека лишь потому, что мы обнаружили маленькое пятнышко в его характере. Памятуя о бревне и соломинке, мы должны обратить самую беспощадную критику на самих себя. Никто не является совершенным настолько, что не оставляет места для улучшения. Чем более безупречен человек, тем менее склонен он придираться к другим и бросать в них камень. Если мы указываем на недостатки и предлагаем пути их исправления, это следует делать без личных чувств. Мы всегда должны искать то хорошее, что скрыто во всем. Культивировать такое разборчивое отношение чрезвычайно важно, когда устремленный к самостоятельному познанию практиковался некоторое время в концентрации и медитации и до некоторой степени овладел ими, ему предстоит шагнуть еще на одну, более высокую ступень. Мы видели, что концентрация фокусирует мысль на единственном предмете. Это средство, при помощи которого мы строим ясный, четкий и живой образ формы, о которой мы хотим получить сведения.
Медитация - это упражнение, при помощи которого мы прослеживаем историю исследуемого нами предмета и, так сказать, входим в нее, чтобы почерпнуть из нее каждый обрывок информации, касающийся отношения этого предмета с миром в целом. Эти два умственных упражнения имеют дело с предметами, рассматривая их самым глубоким и тщательным образом, какой только можно себе представить. Они ведут к более высокой, глубокой и более тонкой стадии ментального развития, имеющей дело с самой душой предметов.
Эта стадия называется созерцанием.
СОЗЕРЦАНИЕ
При Созерцании нет необходимости устремляться мысленно для получения информации, как это имеет место при Медитации. Мы просто держим предмет перед своим мысленным взором и позволяем его душе говорить с нами. Мы лежим спокойно и расслабляемся - не пассивно, а в состоянии полной готовности - ожидая информацию, которая обязательно придет, если мы достигли соответствующей стадии развития. Затем Форма предмета как бы исчезает, и мы видим лишь Жизнь в работе. Созерцание преподает нам Жизненный аспект, в то время как Медитация - аспект Формы.
Если мы достигли этой стадии и имеем перед мысленным взором, скажем, дерево, мы полностью теряем видение Формы и видим только Жизнь, являющуюся, в данном случае групповым духом. Мы с изумлением обнаруживаем, что групповой дух дерева включает в себя различных насекомых, живущих на нем; что паразиты и их хозяин являются эманациями одного и того же группового духа, ибо чем выше мы поднимаемся в невидимые сферы, тем меньше разделение и различие между формами и тем более полно господствует Единая Жизнь, заставляя исследователя осознать величайшей важности факт, что существует Одна Жизнь - Универсальная Жизнь Бога, в Котором мы действительно "живем, движемся и существуем". Минералы, растения, животные и человек - все без исключения - являются проявлениями Бога, и этот факт дает истинное основание для братства - братства, включающего все, от атома до Солнца, ибо все является эманацией Бога. Концепции братства, покоящиеся на любых других основаниях, таких как классовые различия, расовое родство, единство интересов и т.д. очень далеки от этой истинной основы, что четко осознает эзотерик, видящий Универсальную Жизнь, текущую во всем сущем.
ПОКЛОНЕНИЕ
Когда при помощи Созерцания достигается эта высота и ученик осознает, что он воистину зрит Бога в Жизни, проникающей все кругом, ему остается осуществить еще один высочайший шаг - Поклонение, при помощи которого он соединяется с Источником всего, тем самым достигая высшей цели, открытой для достижения человеком до того времени, когда в конце великого Дня Проявления осуществится постоянное единство.
Автор этой книги считает, что ни высота Созерцания, ни последний шаг Поклонения не могут быть достигнуты без помощи Учителя. Однако, ученик никогда не должен бояться, что из-за отсутствия Учителя он задержится с осуществлением этих шагов; он также не должен заниматься поисками Учителя. Все, что ему следует делать, это начать улучшать себя и упорно и настойчиво продолжать это занятие. Таким путем он очистит свои проводники. Они начнут сиять во внутренних Мирах и неизбежно привлекут внимание Учителей, которые всегда ищут такие случаи и более чем готовы и рады помочь тем, кто своими упорными усилиями в очищении самих себя заслужили право на помощь. Человечество отчаянно нуждается в помощниках, которые могут работать из внутренних Миров; а потому "ищите да обрящете", но не воображайте, будто идя от одного мнимого учителя к другому, мы ищем. "Поиск" в этом смысле слова не приведет ни к чему в этом темном мире. Мы сами должны зажечь свечу - свет, неизменно излучающийся из проводников устремленного ученика. Это та звезда, которая поведет нас к Учителю, или, вернее, Учителя к нам.
Время, требуемое для того, чтобы выполнение упражнений дало результаты, для разных людей различно и зависит от рвения ученика, его стадии развития и его кармической записи в книге судьбы; поэтому никаких единых сроков установить нельзя. Некоторые, которые почти готовы, увидят результаты через несколько дней или недель; другие должны работать месяцы, годы или даже целую жизнь без видимых результатов, но, тем не менее, результаты будут, и неизменно настойчивый ученик в один прекрасный день в этой или в следующей жизни получит награду за свою верность и терпение; внутренние Миры откроются его взгляду и он обнаружит себя гражданином сфер, где возможности неизмеримо больше, чем в одном лишь Физическом Мире.
С этого момента - бодрствуя или в состоянии сна, в течение того, что принято называть жизнью, или в течение того, что принято называть смертью, - его сознание будет неразрывным Он будет вести осознанно длящееся существование, вынося максимальную пользу из всех условий, способствующих более быстрому продвижению ко все более высоким положениям доверия, которые будут им использованы для подъема всего человечества.
Глава XVIII
КОНСТИТУЦИЯ ЗЕМЛИ И ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ИЗВЕРЖЕНИЯ
Даже среди мистиков одной из наиболее трудных проблем считается эзотерическое исследование строения Земли. Каждый метафизик знает, насколько легче тщательно и точно исследовать Мир Желаний и Область Конкретной Мысли и принести результаты исследования в Физический Мир, чем раскрыть до конца тайны нашей физической планеты, потому что до этого человек должен пройти через девять низших Мистерий и первое из Великих Посвящений,
Современные ученые знают очень мало по этому вопросу. Что касается сейсмических явлений, ученые очень часто меняют свои теории, ибо постоянно открывают новые явления, доказывающие, что прежние теории были несостоятельны. Со всей присущей им тщательностью они исследовали лишь поверхность Земли на незначительную глубину. Вопрос о вулканических извержениях они пытаются понять так, как они понимают и все остальное, чисто механически, представляя центр Земли как огненный котел и делая вывод, что извержения происходят в результате случайного попадания туда воды, или по другим подобным: причинам.
В некотором смысле, их теории имеют под собой основания, но в данном случае, как и всегда, не принимаются во внимание духовные причины, которые для метафизика и являются истинными причинами. Для него мир Земли далеко не мертв. Напротив, каждый его уголок и каждая расщелина проникнуты духом, являющимся тем возбудителем, из-за которого происходят изменения внутри планеты и на ней.
Различные сорта минералов, металлов, расположение различных слоев - все это имеет гораздо большее значение, чем материалистический ученый был когда-либо в состоянии понять. Для эзотерика то, как залегают все эти минералы, полно значения. В этом вопросе, как и во всех других, эзотеризм стоит в таком же отношении к современной науке, как физиология к анатомии. Анатомия устанавливает до мельчайших деталей положение каждой кости, мышцы, связки, нерва и т. д, их положение относительно друг друга и прочее, но она не дает никакой информации относительно использования всех тех частей, из которых состоит тело. Напротив, физиология не только устанавливает положение и структуру каждой части тела, но говорит также и об их функциях в человеческом организме.
Знать различные слои Земли и относительное положение планет в небе без знания также их роли и значения в жизни и целях Космоса так же бесполезно, как знать лишь положение костей, нервов и т. д. без понимания их функции в организме.
ЧИСЛО ЗВЕРЯ
Тренированному ясновидческому взгляду Посвященного различных степеней Мистерий Земля представляется построенной слоями, вроде луковицы, один уровень или слой за другим. Существует девять таких слоев и центральное ядро, всего десять. Эти слои открываются Посвященному постепенно. С каждым Посвящением для него становится доступным еще один слой, так что по окончании девяти низших Мистерий он овладевает всеми девятью слоями, но не имеет еще доступа к тайнам ядра.
На древнем языке эти девять ступеней называются "низшими Мистериями". Они проводят неофита на осознанном уровне через все, что касается его прошлой эволюции, через деятельность непроизвольного существования, и, таким образом, он становится способным понять способ и смысл той работы, которую он тогда проделывал неосознанно. Ему показывается, как начала существовать нынешняя девятеричная конституция (триединое тело, триединая душа и триединый дух); как великие Созидательные Иерархии работали над девственным духом, пробуждая в нем Эго и помогая ему сформировать тело; а также работа, которую проделал он сам для извлечения из триединого тела триединой души в том объеме, в котором он ею сейчас обладает. Шаг за шагом он проводится через девять ступеней низших мистерий, через девять слоев.
Это число девять является коренным числом нашей нынешней стадии эволюции. Оно имеет значение в нашей системе, которое не имеет ни одно другое число. Это число Адама, жизни, начавшей свою эволюцию в виде человека, который достиг человеческой стадии в Период Земли. В иврите, так же как и в греческом, нет цифр, но каждая буква имеет числовое значение, На иврите Адам пишется "АДМ". Числовое значение буквы А - 1, Д - 4, М - 40. Если сложить эти числа, мы получим 1+4+ 4-4+0=9 - число Адама или Человечества.
Если обратиться к книге Бытия, описывающей сотворение человека в седой древности, к Книге Откровений, касающейся его будущих достижений, мы увидим, что являющееся препятствием число зверя - это 666. Суммировав составляющие его числа, мы получим 6+6+6=18, а отсюда, 1+8=9, то есть опять число человечества, которое само и является причиной всего зла, препятствующего его собственному прогрессу. Далее, если обратить внимание на место, касающееся количества тех, которые
спасутся, мы увидим, что это 144 000. Суммировав составляющие его цифры, получаем 1+4+4+000=9, то есть снова число человечества, показывающее, что практически все человечество спасется, а число тех, которые окажутся неспособными к прогрессу в нашей нынешней эволюции, будет ничтожным по сравнению с огромным целым, и даже те, кто потерпит неудачу, не будут потеряны, а продолжат свое развитие в следующей эволюционной схеме.
Сознание минерала и растения - это, по сути дела, отсутствие сознания. Первые мимолетные проблески сознания появляются в животном царстве. Мы видели также, что по самой современной классификации в животном царстве существует тринадцать классов: три класса звезд; три класса моллюсков; три класса коленчатых и четырех класса позвоночных.
Если мы будем рассматривать обыкновенного человека как самостоятельную ступень и помнить, что существует тринадцать Посвящений от человека к Богу, или от того времени, когда человек начал готовиться к тому, чтобы стать самоосознанной Созидательной Иерархией, мы снова получим все то же число Девять 13+1 + 13== 27; 2+7 = 9.
Мы имеем также девять месяцев беременности, в течение которых тело строится, достигая его нынешней эффективности; в теле имеется девять отверстий - два глаза, две ноздри, два уха, один рот и два нижних отверстия.
Когда продвигающийся человек прошел через девять низших Посвящений, получив, таким образом, доступ ко всем девяти слоям Земли, ему еще предстоит завоевать право на доступ к ядру. Оно открывается перед ним при помощи первого из четырех Великих Посвящений, в котором человек узнает тайну разума, тайну нынешней части его существования на Земле. Он готов к первому Великому Посвящению, если развил свой разум до такой степени, которой всем людям суждено достичь в конце Периода Земли. В этом Посвящении он получает ключ к следующей стадии, и работа, которой он после этого займется, будет такой, какой будет заниматься все человечество в Период Юпитера, но которая не касается нас в данный момент.
После первого Великого Посвящения человек становится Адептом. Второе, третье и четвертое Посвящения касаются стадий развития, которых обыкновенное человечество достигнет, соответственно, в Периоды Юпитера, Венеры и Вулкана.
Диаграмма 16 даст некоторое представление о порядке расположения слоев Земли; центральное ядро на ней отсутствует, чтобы более четко показать восьмеркообразное течение потоков в девятом слое. На диаграмме все слои имеют одинаковую толщину, в то время как в действительности одни слои тоньше, чем другие. Начиная с поверхности, они располагаются в следующем порядке:
1) Минеральная земля. Это каменная поверхность Земли, с которой имеет дело геология, поскольку она в состоянии проникнуть в глубину.
2) Флюидн