VII. Применение новых знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Рассмотрите карту на с. 15. Используя карту учебника на с. 41, раскрасьте территорию Древней Руси. Обозначьте торговый путь «из варяг в греки» красной линией.
(Взаимопроверка по учебнику.)
Викторина
1. Что являлось главной дорогой, связывающей между собой территории Древней Руси? (Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
2. С какими морями связывали славян водные пути? (С Черным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и ее столицу — богатый город Константинополь.)
3. На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? (На берегу Днепра.)
4. Кто помогал князю? (Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой — княжеская дружина.)
5. Чем занимались князья? (Поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.)
6. Какой русский князь прославился своими походами? (Князь Олег.)
7. Почему народ его называл Вещим? (Парод удивлялся его удачам. Люди не верили в то, чтобы одному человеку во всем была удача.)
8. Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)
9. Чем отличается христианство от язычества? (Язычники поклоняются многим богам, ставят идолов.)
10. Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.)
11. Чем еще язычество отличается от христианства? (Язычники приносили жертвы богам, даже человеческие. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.)
3. Работа с пословицами
— Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?
• Без добрых дел вера мертва.
• Я, слава богу, крещеный человек.
• Земля русская вся под Богом.
• Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
4. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Какие знания и умения помогли справиться с работой?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 40-45 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 16 рабочей тетради.
3. Найти и прочитать былину об Илье Муромце.
Дополнительный материал
Русские князья
Слово «князь» происходит от славянского «конязь» — конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.
Одним из первых русских князей был Владимир Красное Солнышко. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а еще труднее защищать ее. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.
Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни с кострами: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витичеве, а витичевский сигнал будет виден в самом Киеве. Заботился Владимир о Русском государстве, о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к праздничному столу.
О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Дела князя Владимира были понятны народу и оценены им — вот откуда такое прозвище.
В 988 г., больше тысячи лет назад, князь Владимир Красное Солнышко ввел на Руси новую религию — христианство. В те времена христианская религия — вера в Иисуса Христа — была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что, если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами.
Первыми Владимир окрестил киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда нужно приходить. «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или нищий, — да будет мне враг!» — объявил князь.
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за крещением. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память об этом событии до сих пор называется Крещатиком.
Конечно, не сразу укрепились русичи в новой вере. Еще долгое время они только назывались христианами, так как не отказались от языческих обрядов и празднеств. Даже в настоящее время не забыты языческие обычаи, например колядование.
Став христианином, Владимир, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добр и ласков ко всем, к нищей братии щедр. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли Русской бояре, духовного звания люди. Больным, тем, кто мог приходить на княжеский двор, князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мед. За то и любил его очень народ русский.
За свои заслуги Владимир причислен церковью к лику Святых и назван равноапостольным, ибо, подобно апостолам, приобщил к христианской вере целую страну.
Еще более распространилась, а главное — укрепилась христианская вера при сыне Владимира Святого — Ярославе, прозванном Мудрым. , Ярослав был сам очень усердный христианин.
Значение крещения Руси
Церковь взяла под защиту несчастных и обездоленных, заботилась о сиротах, больных, стариках.
Годы крещения Руси стали началом начального образования русичей. Школы стали появляться при каждом монастыре.
Появились церковные суды. Церковные судьи решали дела по справедливости. Из того времени к нам пришло выражение «судить по-божески»
Стало бурно развиваться зодчество. Иконописная живопись в храмах, церковное пение, искусство проповеди — все шло от Церкви. Первые и последующие памятники письменности на Руси были вдохновлены Церковью.
К чему бы ни обратились мы, во всем нравственном и общественном устройстве начала Руси есть основание христианской веры.
Тема: Страна городов
Цель:сформировать у учащихся представление о городах XI вв. Киеве и Новгороде.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения г учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать их действия.
Оборудование:электронное приложение к учебнику, физическая карта России, кроссворды для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент