VII. Применение новых знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Рассмотрите карту на с. 15. Используя карту учебника на с. 41, раскрасьте территорию Древней Руси. Обозначьте торговый путь «из варяг в греки» красной линией.

(Взаимопроверка по учебнику.)

Викторина

1. Что являлось главной дорогой, связывающей между собой территории Древней Руси? (Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты пе­реселенцев на новые земли.)

2. С какими морями связывали славян водные пути? (С Чер­ным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Ви­зантию и ее столицу — богатый город Константинополь.)

3. На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? (На берегу Днепра.)

4. Кто помогал князю? (Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой — княжеская дружина.)

5. Чем занимались князья? (Поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.)

6. Какой русский князь прославился своими походами? (Князь Олег.)

7. Почему народ его называл Вещим? (Парод удивлялся его удачам. Люди не верили в то, чтобы одному человеку во всем была удача.)

8. Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)

9. Чем отличается христианство от язычества? (Язычники по­клоняются многим богам, ставят идолов.)

10. Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до на­ших дней, например колядование.)

11. Чем еще язычество отличается от христианства? (Язычники приносили жертвы богам, даже человеческие. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.)

3. Работа с пословицами

— Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше со­ответствует теме нашего урока и почему?

• Без добрых дел вера мертва.

• Я, слава богу, крещеный человек.

• Земля русская вся под Богом.

• Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Какие знания и умения помогли справиться с работой?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 40-45 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3 на с. 16 рабочей тетради.

3. Найти и прочитать былину об Илье Муромце.

Дополнительный материал

Русские князья

Слово «князь» происходит от славянского «конязь» — конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управ­ляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

Одним из первых русских князей был Владимир Красное Солнышко. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением гово­рили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а еще труднее защищать ее. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни с кострами: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витичеве, а витичевский сигнал будет виден в самом Киеве. Заботился Владимир о Русском государстве, о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к праздничному столу.

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муро­мец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Дела князя Владимира были понятны народу и оценены им — вот откуда такое прозвище.

В 988 г., больше тысячи лет назад, князь Владимир Красное Солныш­ко ввел на Руси новую религию — христианство. В те времена христиан­ская религия — вера в Иисуса Христа — была распространена в большин­стве стран Европы. Князь Владимир решил, что, если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами.

Первыми Владимир окрестил киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда нужно приходить. «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или нищий, — да будет мне враг!» — объявил князь.

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за крещением. Тех, кто не хотел расставаться с прежними бо­гами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память об этом событии до сих пор называется Крещатиком.

Конечно, не сразу укрепились русичи в новой вере. Еще долгое время они только назывались христианами, так как не отказались от языческих обрядов и празднеств. Даже в настоящее время не забыты языческие обы­чаи, например колядование.

Став христианином, Владимир, как рассказывает летописец, совер­шенно переменился: из сурового и жестокого сделался добр и ласков ко всем, к нищей братии щедр. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли Русской боя­ре, духовного звания люди. Больным, тем, кто мог приходить на княже­ский двор, князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мед. За то и любил его очень народ русский.

За свои заслуги Владимир причислен церковью к лику Святых и на­зван равноапостольным, ибо, подобно апостолам, приобщил к христи­анской вере целую страну.

Еще более распространилась, а главное — укрепилась христианская вера при сыне Владимира Святого — Ярославе, прозванном Мудрым. , Ярослав был сам очень усердный христианин.

Значение крещения Руси

Церковь взяла под защиту несчастных и обездоленных, заботилась о сиротах, больных, стариках.

Годы крещения Руси стали началом начального образования руси­чей. Школы стали появляться при каждом монастыре.

Появились церковные суды. Церковные судьи решали дела по справедливости. Из того времени к нам пришло выражение «судить по-божески»

Стало бурно развиваться зодчество. Иконописная живопись в храмах, церковное пение, искусство проповеди — все шло от Церкви. Первые и последующие памятники письменности на Руси были вдохновлены Церковью.

К чему бы ни обратились мы, во всем нравственном и общественном устройстве начала Руси есть основание христианской веры.

Тема: Страна городов

Цель:сформировать у учащихся представление о городах XI вв. Киеве и Новгороде.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во­просы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения г учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать их действия.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, физическая карта России, кроссворды для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации