I. Повторение пройденного материала.
– Отгадайте кроссворд, ключевое слово подскажет тему урока.
1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.)
2. На Земле он всех сильнее,
Потому что всех умнее. (Человек.)
3. У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука.)
4. Что это за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат!
А порой такой красивый,
Кружевной и синий-синий. (Небо.)
5. Белый снег во рту тает. (Сахар.)
6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала. (Туча.)
7. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
8. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна.)
– Как одним словом назвать все слова-отгадки? (Это тела.)
– Какие это тела? (Природные.)
– Прочитайте ключевое слово.
II. Проверка домашнего задания.
1. В о п р о с ы.
– Что такое вещества?
– Из чего состоят вещества?
– Какие бывают вещества?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 в рабочей тетради (с. 16).
III. Изучение нового материала.
1. Р а з н о о б р а з и е в е щ е с т в.
– Тема нашего урока «Разнообразие веществ». На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука – химия. На Земле множество веществ – несколько миллионов. С некоторыми из них мы встречаемся каждый день.
На столе учащихся разложены соль, сахар, крахмал, лимонная кислота.
– Какие вещества разложены на тарелочках?
– Где вы видите эти вещества?
– Как их используют в быту?
– Какими вы пользуетесь чаще?
Соль. Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает, человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы соли на Земле поистине неисчерпаемы. Целые соляные горы есть в недрах Земли и на ее поверхности. В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов.
Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах. С солью связано много метких выражений, поверий: «Рассыпать соль – к несчастью», «Уйти несолоно хлебавши», «Чтобы лучше узнать человека, надо с ним съесть пуд соли».
Существует старинный русский обычай встречать гостя с хлебом и солью.
Сахар. Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок березы, липы, клена.
Сладкий сироп из сахарного тростника получали в Индии. Сахар был очень дорогой диковинкой. Долго искали замену сахарному тростнику. Чего только не предлагали: капусту, тыкву, кукурузу, да вот беда – сахара в них мало. Победила сахарная свекла. В начале XIX века в России и Германии были построены первые заводы, которые начали делать сахар из сахарной свеклы.
– А что это за вещество, которое тоже белого цвета, похоже на сахар и соль?
– Белый порошок – это крахмал. Его используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
На каждом столе кусочки картофеля, хлеба, груши, пипетка, салфетка и разбавленный раствор йода.
З а д а н и е:
1) Прочитайте текст (с. 40–41).
2) Изучите и выполните задание в практической работе (с. 41).
3) Сделайте вывод.
3. О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я.
– Кислоты – это большая группа веществ, с которыми мы встречаемся на кухне. Всем известен кислый вкус лимона. Этот вкус придает ему лимонная кислота. В яблоках – яблочная кислота, в щавеле – щавелевая кислота.
– Какое общее свойство всех кислот?
С кислотами на кухне надо обращаться очень осторожно. Особенно с уксусной кислотой. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться.
IV. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 43).
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 39–43); выполнить задания 1, 2.
У р о к 9
воздух и его охрана
Цели:познакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?
– Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?