Как мы создаем наши состояния и модели поведения
Внутренние представления:
Что и как мы отображаем в нашем сознании
Что и как мы говорим и слышим в нашем сознании
Поведение: Речевое — говорить Физическое — делать Изменение цвета кожи Дыхание |
Физиология: Поза
Биохимические процессы
Нервная энергия
Дыхание
Мышечное напряжение/расслабление
ловека пять органов чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и осязание, или кинестетика. Как правило, мы принимаем большую часть решений, воздействующих на наше поведение, пользуясь тремя основными органами чувств: зрением, слухом и осязанием.
Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. Затем, используя процессы обобщения, изменения и стирания, мозг преобразует эти электрические сигналы и отфильтровывает их в единое внутреннее представление.
Таким образом, ваши внутренние представления, ваше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное (личное) внутреннее представление о происходящем. Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает. Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных перепонок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапливает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасывая при этом все остальное.
Процесс фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить больше внимания на то, что он увидел, другой — на то, что услышал. Они видели происходящее под разными углами. У них в этот момент была различная физиология, и у них по-разному был организован процесс восприятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно. Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть какое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни
было, оба свидетеля будут иметь совершенно различные представления об одном и том же событии. При этом они будут по-разному сохранять эти представления, вовлекая в работу новые фильтры, через которые будут пропускать события в дальнейшем.
Есть одна важная концепция, которая используется в НЛП: «Карта — это не территория». Как отмечает Альфред Коржибский в своей книге «Наука и здоровье», «важные характеристики карты имеют смысл. Карта не является той территорией, которую она представляет, но, если она сделана правильно, она имеет ту же структуру, что и территория, именно поэтому ею можно пользоваться». Тем более внутреннее представление человека не является точным отражением события. Это просто одна из его интерпретаций, пропущенная через конкретные личные фильтры, основанные на индивидуальных верованиях, подходах к жизни, ценностях и на множестве других вещей, которые называются мета-программами. Возможно, именно поэтому Эйнштейн однажды сказал: «Кто бы ни попытался поставить себя верховным судьей на поле правды и знаний, он будет мгновенно опрокинут смехом богов».
Поскольку мы никогда не знаем действительного положения вещей, а имеем только свою версию происходящего, почему бы тогда не представлять себе ситуации такими, чтобы это вдохновляло и придавало энергии и нам, и другим, а не создавало ограничений? Чтобы этого добиться, надо уметь управлять своей памятью — нормировать такие представления, которые создавали бы наиболее выгодные и вдохновляющие ситуации каждого отдельного человека. В любом опыте вы можете сосредоточить свое внимание на самых разных вещах. Даже самый удачливый человек может размечтаться о том, что неосуществимо, и в результате впасть в депрессию или разозлиться, но ведь он может
сфокусироваться на том, что у него получается лучше. Как бы ни ужасна была ситуация, вы можете представить ее себе таким образом, что она вдохновит вас на позитивные действия.
Преуспевающие люди имеют постоянный доступ к таким своим внутренним состояниям, которые являются наиболее продуктивными. Не в этом ли заключается их главное отличие от неудачников? Вспомните опять об У. Митчелле. Определяющим было не то, что с ним произошло, а то, как он представлял себе это. Несмотря на то, что он был страшно обожжен, а позднее и парализован, он смог ввести себя в активное, продуктивное состояние. Помните, ничто не является по своей сути абсолютно плохим или абсолютно хорошим. Оценка — это то, как мы представляем себе происходящее. Мы можем представить себе вещи таким образом, что это представление введет нас в положительное состояние, а можем поступить и наоборот. Найдите время вспомнить о том периоде вашей жизни, когда вы были в наиболее активном творческом состоянии.
Это как раз то, что мы делаем, когда ходим босиком по раскаленным углям. Если я сейчас попрошу вас отложить книгу и пройтись босиком по раскаленным углям, я сомневаюсь, что вы встанете и сделаете это. Это пока не то занятие, которое позволит вам сделать свое состояние продуктивным. И как бы я ни убеждал вас, этого недостаточно для того, чтобы вы смогли предпринять данное действие.
Хождение по углям учит людей изменять свое состояние и поведение так, чтобы вдохновить себя на действия, которые могут быть совершены, несмотря на страх и прочие ограничивающие факторы. Люди, которые ходят босиком по углям, — это те же самые люди, которые совсем недавно пришли на занятия, думая, что это совершенно невозможно. Однако они научились менять
свою физиологию и свои внутренние представления о том, на что они способны и на что нет. Поэтому ходьба по углям превратилась для них из чего-то ужасного в то, что они поняли, знают и могут делать. Они научились переводить себя в активное, творческое состояние, а находясь в этом состоянии, они способны на многие действия и результаты, в прошлом казавшиеся им совершенно невозможными.
Хождение по огню помогает людям получить новое внутреннее представление о своих возможностях. Если уж такая вещь, которая представлялась им ранее совершенно невозможной, является всего лишь ограничением в их сознании, то почему бы не преодолеть и другие «невозможности»? Одно дело — говорить о могуществе состояний. Другое дело — испытать это самому. Именно этому и служит хождение по углям. Оно дает новую модель для веры в себя и собственные возможности, оно создает новые внутренние ощущения или состояния, которые могут сделать жизнь лучше и позволяют людям совершить такое, о чем они и не помышляли. Это четко демонстрирует людям, что их поведение является результатом того состояния, в котором они находятся, когда буквально тотчас, сделав несколько изменений в том, как они представляют себе свой опыт, они могут стать настолько уверенными в себе, что предпринимают эффективные и успешные действия. Очевидно, для достижения этого есть множество путей. Прогулка босиком по углям — всего лишь один из очень эффективных и занимательных способов, который нескоро забудется.
Итак, ключ к получению желаемых результатов — так представить себе события, чтобы привести себя в активное состояние и, находясь в нем, получить возможность совершать действия, которые дали бы эти результаты. Если у вас это не получится, вы не только
обречены на неудачную попытку, у вас не хватит духу даже предпринять эту попытку. Естественно, соответствующими будут и результаты. Если я скажу вам: «Давайте пройдемся по углям», то стимулы, которые я передаю вам словами, попадут в ваш мозг и сформируют соответствующее представление. Если вы представите себе при этом дикарей с кольцами в носу, выполняющих какой-то жуткий обряд, или людей, которых сжигают заживо, это вряд ли вызовет в вас продуктивное состояние. Если вы представите самого себя обгоревшим, ваше состояние окажется еще хуже.
Однако, если вы представите себе веселых людей, прыгающих и танцующих у костра, если вы представите себе сцену общей радости и возбуждения, вы окажетесь в совершенно другом состоянии. Если вы представите самого себя совершенно спокойно и с радостью прогуливающимся по углям и если вы скажете самому себе: «Да, я абсолютно уверен, что могу это сделать», и будете управлять своим телом так, как будто вы абсолютно уверены в успехе, тогда ваши неврологические сигналы приведут вас в такое состояние, в котором вы, скорее всего, отважитесь на этот поступок, и он закончится успехом.
Эти же рассуждения верны абсолютно для всего в нашей жизни. Если мы представляем себе, что ничего не выйдет, ничего таки и не выйдет. Если же мы представим, что все будет нормально, мы создадим в себе внутренние ресурсы, требующиеся нам для перевода себя в соответствующее состояние, которое будет поддерживать нас при получении положительных результатов. Разница между Тедом Тернером, Ли Якоккой, У. Митчеллом и обычными людьми заключается в том, что первые представляют себе мир как место, где они могут добиться любых результатов, каких только пожелают. Конечно, даже в самом активном состоянии мы не
всегда достигаем того, чего хотим, однако, когда мы создаем соответствующее состояние духа, мы получаем самые благоприятные возможности для эффективного использования всех своих внутренних ресурсов.
Здесь весьма логично задать следующий вопрос: если внутренние представления и физиология работают совместно над достижением такого состояния, из которого рождается наше поведение, то что определяет конкретные типы поведения, которые мы проявляем, находясь в этом состоянии? Один человек в состоянии влюбленности задушит вас в объятиях, а другой робко признается вам в любви. Ответ на этот вопрос будет таков: когда мы приходим в то или иное состояние, наш мозг получает доступ к различным, возможным моделям поведения. Количество вариантов определяется количеством наших моделей внешнего мира. Некоторые люди, например, придя в ярость, имеют только одну модель поведения и реакции: они готовы наброситься на собеседника с кулаками. Может быть, они извлекли ее из наблюдения за своими родителями или, возможно, однажды проверили эту реакцию в деле и добились искомого результата. Поэтому у них создалось устойчивое воспоминание, заставляющее и впредь в подобной ситуации действовать именно так.
У каждого из нас есть свой взгляд на мир, модели, формирующие наше представление об окружающей среде. Общаясь с людьми, читая книги и просматривая телепередачи, мы черпаем сведения, которые формируют образ внешнего мира и наши представления о s том, что в нем возможно, а что нет. В случае с У. Митчеллом главным моментом, сформировавшим его, было воспоминание о человеке, которого он знал в детстве. Этот человек был парализован, однако добился в жизни больших успехов. То есть у Митчелла была модель, которая помогла ему представить происшед-
шее так, что оно не могло помешать ему быть абсолютно счастливым.
Для успешного моделирования других людей, нам нужно только отыскать те конкретные убеждения, которые заставили их представлять себе мир таким образом, что они смогли предпринять эффективные действия. Нам надо точно узнать, как они представляли себе свой собственный опыт об этом мире. Что они говорили? Что они чувствовали? И опять-таки, если мы сумеем создать такие же ощущения в своем собственном организме, мы сможем получить аналогичные результаты. В этом как раз и состоит суть моделирования.
Жизнь всегда дает те или иные результаты. Это одна из ее констант. Если вы осознанно не решите, какие результаты вы хотите получить, и не будете их соответствующим образом представлять, тогда какая-нибудь случайность — разговор, телевизионная передача и т. д. — может создать такие состояния, из которых возникнут модели поведения, вовсе не поддерживающие вас, а способствующие вашему падению. Жизнь как река. Она течет себе, и будет нести вас по течению, если вы не станете предпринимать осознанных целенаправленных действий, для того чтобы плыть в том направлении, которое для себя наметили. Еще ее можно сравнить с огородом. Если вы не посеете в своем мозгу те умственные и физиологические семена необходимых вам результатов, он зарастет сорняками. Если мы не научимся осознанно управлять своим сознанием и состояниями, то окружающая среда может сама создать в нас определенные состояния, часто нежелательные. Результаты могут быть катастрофическими. Поэтому очень важно, чтобы мы постоянно стояли на страже своего сознания, корректируя наше восприятие мира. Мы должны ежедневно пропалывать свой огород.
Одним из наиболее показательных примеров нежелательного состояния является история Карла Вал-ленды, воздушного акробата из знаменитой цирковой труппы «Летающие Валленды». Много лет он с колоссальным успехом выполнял свои феноменальные цирковые номера, никогда не задумываясь о возможности падения. И вдруг однажды он сказал своей жене, что видел себя падающим. Впервые в жизни он начал устойчиво и четко представлять себе факт собственного падения. Спустя три месяца после того, как он впервые заговорил об этом, он упал с трапеции и разбился насмерть. Некоторые люди могут сказать, что у него было предчувствие. Но есть и другая точка зрения — он создал в своей нервной системе устойчивый образ, постоянный сигнал, который вызвал в нем состояние, спровоцировавшее падение, т. е. он сам создал результат. Он направил свое сознание в новое русло, и трагедия свершилась. Вот почему так важно в жизни концентрироваться на том, чего мы хотим добиться, а не на том, чего мы не хотим.
Если вы будете постоянно сосредоточивать свое внимание на всем плохом в жизни, на всем том, чего вы не хотите, и на всевозможных проблемах, вы будете приводить себя в состояние, которое поддерживает такой тип поведения и такие результаты. Кстати, ревнивый ли вы человек? Нет, вы не ревнивы. Возможно, в прошлом вам приходилось пребывать в состоянии ревности, проявляя при этом соответствующее поведение. Однако вы — это не ваше поведение. Сделав, таким образом, соответствующие обобщения о своей прошлой жизни, вы создаете в себе уверенность, которая будет направлять ваши действия и управлять ими в будущем. Помните, что ваше поведение является результатом вашего состояния, а ваше состояние, в свою очередь, является результатом вашего внутреннего представ-
ления и вашей физиологии. И то и другое вы можете изменить в считанные секунды. Если в прошлом вы были ревнивы, это значит, что вы просто представляли вещи таким образом, что это создавало соответствующее состояние. Сейчас вы можете представлять события и вещи по-новому и создавать другие состояния, которые будут выливаться в соответствующее поведение. Помните, у нас всегда есть выбор представления себе тех или иных событий или явлений. Если вы вообразите, что ваш возлюбленный (возлюбленная) обманывает вас, очень скоро вы почувствуете себя в состоянии ревности и гнева. Помните, у вас нет никаких свидетельств того, что это так, но вы ведете себя, будто они есть. Поэтому когда он придет домой, вы будете выказывать ему свое подозрение или ярость. В таком состоянии как же вы будете обращаться с человеком, которого любите? Как правило, не очень хорошо. Вы начнете придираться к нему, говорить обидные слова, а может быть, и оскорблять. Или просто будете чувствовать себя плохо, что впоследствии неизбежно выльется в соответствующее поведение.
Помните, что человек, которого вы любите, мог не сделать ничего плохого, но ваше поведение, вытекающее из того непродуктивного состояния, вполне возможно, заставит его сожалеть, что он с вами, а не с кем-нибудь другим. Если вы ревнуете, вы сами создали такое состояние. Вы можете сменить свои негативные образы на позитивные, если представите любимого человека напряженно работающим, и по этой причине, задерживающегося с приходом домой. Новый процесс представления приведет вас в такое состояние, которое позволит вам встретить этого человека как желанного и дать почувствовать ему, что вы хотите быть вместе с ним. Возможно, наступят такие времена, когда ваш возлюбленный будет вести себя именно так, как вы воображали, но
зачем тратить столько сил и эмоций до тех пор, пока вы не узнали правду наверняка? Скорее всего, вы все это выдумали, тем не менее, уже создали столько страхов и причинили столько боли друг другу, и ради чего?
Прародитель каждого действия — мысль.
Ралф Уолдо Эмерсон
Если мы будем контролировать наше общение с самими собой и создавать визуальные, слуховые и кинестетические (тактильные) сигналы того, чего мы хотим, то сможем добиться значительных положительных результатов, даже в таких ситуациях, когда шансы на успех представляются ограниченными или недостижимыми вообще. Самые энергичные и преуспевающие менеджеры, тренеры, воспитатели и организаторы — это люди, способные представлять себе и другим жизненные обстоятельства таким образом, который предвещает успех и посылает сигналы успеха в нервную систему, несмотря на кажущуюся безнадежность внешних стимулов. Они поддерживают себя и других в состоянии полной мобилизации ресурсов, так, что могут продолжать действовать до тех пор, пока не добьются полного успеха. Вы, очевидно, слышали о Мэле Фишере, который в течение семнадцати лет искал затонувшие в морской пучине сокровища, пока не нашел слитки золота и серебра общей стоимостью свыше 400 миллионов долларов. В статье, которую я читал о нем, одного из членов экипажа спросили, почему он так долго работал с Мэлом. Тот ответил, что у Мэла была удивительная способность воодушевлять всех. Каждый день Фишер говорил самому себе и своему экипажу: «Сегодня день удачи», а на исходе этого дня повторял: «Завтра день удачи». Но просто сказать — недостаточно. Он говорил это с полной убежденно-
стью, рисуя себе и другим картины триумфа и предчувствуя его. Каждый день он приводил себя в такое состояние, которое давало ему возможность продолжать поиски, пока они не увенчались успехом. Вот классический пример Формулы Абсолютного Успеха. Он знал, что ему нужно, он предпринимал решительные действия, он учился тому, что срабатывает, а если эти приемы не срабатывали, он пытался сделать что-то еще, пока не добился успеха.
Одним из лучших организаторов, которых я знаю, является Дик Томей, старший тренер футбольной команды Гавайского университета. Он очень хорошо знает, как внутренние представления человека влияют на его работоспособность и результаты. Однажды, в матче с университетской командой из Вайоминга, его ребят совсем загоняли по полю. После первого тайма счет был 0:22, и впечатление было такое, будто его команда играет с противником в разные игры.
Можете представить, в каком состоянии были игроки, когда шли в раздевалку на перерыв. Томей взглянул на их опущенные головы и хмурые лица и понял, что если он не изменит их состояние, то и второй тайм не даст результата. В том физиологическом состоянии, в котором они находились, в том отчаянии они не смогли бы реализовать свои ресурсы.
Поэтому Дик принес им большую папку с газетными вырезками и фотографиями, которые он собирал многие годы. В каждой заметке рассказывалось о футбольных командах, которые проигрывали с подобным или еще большим счетом, однако смогли собраться и одержать победу, вложив в нее все свои силы и всю свою волю. Он заставил игроков прочитать эти статьи вслух, вселив в них совершенно новую веру, веру в то, что они могут вернуться на поле и выиграть, и эта вера (внутреннее представление) привела игроков в совер-
шенно новое нейрофизиологическое состояние. И что же произошло? Команда Томея вышла на поле и играла так, как будто это была последняя игра в жизни, при этом соперники из Вайоминга не смогли набрать ни одного очка за весь второй тайм и проиграли 27:22. Игроки Томея добились этого потому, что сумели изменить свое внутреннее представление о границах своих возможностей.
Не так давно я летел в самолете вместе с Кеном Бланшаром, соавтором книги «Менеджер за минуту». Он только что написал статью для журнала «Гольф дайджест», озаглавленную «Игрок в гольф за минуту». Бланшар занимался с одним из ведущих американских инструкторов по гольфу и в результате значительно расширил свои познания в технике игры. Он пожаловался мне, что изучил огромное количество тонкостей этой игры, но не в состоянии их все запомнить. Тогда я сказал ему, что не нужно зацикливаться на этих особенностях, и спросил, бывали ли у него в жизни случаи, когда он очень удачно бил по мячу. Он ответил, что, конечно, бывали, и не раз. И тогда я объяснил ему, в чем суть мобилизации ресурсов, которые наверняка записаны у него в подсознании. Все, что ему нужно было сделать, это привести себя в то состояние, которое он испытывал во время удачных ударов и которое, наверняка, закрепилось у него в подсознании. На то, чтобы научить его приводить себя в это состояние и использовать для этого соответствующие приемы, ушло всего несколько минут (Вы научитесь этой технике в главе 17.) Что же случилось затем? Он вышел на поле и отыграл самый лучший круг за последние пятнадцать лет, при этом показал результат на пятнадцать ударов лучше своего предыдущего круга. Почему это произошло? Потому что нет ничего мощнее активного состояния. Ему даже не надо было делать попыток, чтобы
что-то запомнить. У него все получалось само собой. Просто ему нужно было научиться пользоваться тем, что у него уже имелось.
Помните, что поведение человека является результатом того состояния, в котором он находится. Если вам когда-либо удавалось добиваться высоких результатов, вы можете повторить их, войдя в то же самое умственное и физическое состояние, в котором находились тогда. Перед Олимпийскими играми 1984 года я работал с Майклом О'Брайеном, пловцом, который выступал на дистанции 1500 метров вольным стилем. Он усиленно тренировался, но чувствовал, что не достигает той спортивной формы, которая позволила бы ему рассчитывать на успех. Он ощущал в себе целый ряд внутренних барьеров, и ему казалось, что они ограничивают его возможности. Майкл считал, что не может претендовать на первое место, и рассчитывал на бронзовую или, в лучшем случае, на серебряную медаль. Его соперник Джордж Дикарло несколько раз выигрывал у Майкла.
Я провел с Майклом полтора часа и помог ему смоделировать собственное состояние пикового результата, то есть понять, как он создавал продуктивные физиологические условия организма, о чем он думал, что говорил себе на одном из соревнований, на котором он победил Джорджа Дикарло. Мы реконструировали все умственные и физические действия, которые он совершал тогда, когда выигрывал заплывы. Мы выстроили эти действия в цепочку вплоть до выстрела стартового пистолета. Я узнал, что накануне победы над Джорджем Дикарло он перед заплывом слушал Хью Льюиса и программу новостей. Поэтому я включил в цепочку даже это прослушивание. И в день олимпийского финального заплыва он делал все точно так же, совершал те же действия, что и в тот день, когда победил, — даже
Хью Льюиса прослушал. И он победил Джорджа Ди-карло и выиграл золотую медаль, опередив соперника на целых шесть секунд.
Вы видели когда-нибудь фильм «Поля, где гуляет смерть»? Там есть потрясающая сцена, которую я никогда не забуду: мальчик двенадцати — тринадцати лет, который живет среди абсолютного хаоса и разрушения, находясь в состоянии полной безысходности, хватает пулемет и начинает стрелять в кого-то вдалеке. Это ужасная сцена. Как вы думаете, что может довести двенадцатилетнего ребенка до такого состояния, чтобы он сделал подобное? Этому способствовали два фактора: во-первых, он был в состоянии такой фрустрации, что сознание вычерпалось в нем до самого дна и его личность была полностью опустошена. Во-вторых, этот мальчик жил в обстановке, насквозь пропитанной войной и разрушением, поэтому схватить пулемет было самой естественной реакцией в таком состоянии. Он видел, как это постоянно делают другие, и, не задумываясь, сделал то же самое. Это ужасный негативный опыт. Нужно заставлять себя концентрироваться на более положительных состояниях. Понятно, что все то, что мы можем сделать в одном состоянии, совершенно невозможно для нас в другом, будь то добро или зло. Я постоянно подчеркиваю это снова и снова, пытаясь прочно внушить вам: поведение людей определяется тем состоянием, в котором они находятся. То, как человек реагирует на события и предметы в этом конкретном состоянии, основано на его модели мира, то есть на накопленном опыте нейро-физиологических стратегий. Я не смог бы помочь Майклу О'Брайену выиграть олимпийскую золотую медаль, если бы он сам не стремился к этому и не накопил за всю свою жизнь достаточное количество стратегий, мышечных реакций и т. д. Все, что я смог сделать, это
найти для него то состояние, в котором он смог наиболее эффективно мобилизовать все свои ресурсы, свои стратегии успеха, и привести их в действие в минуты решающего старта.
Большинство людей не предпринимает активных осознанных усилий по управлению своими состояниями. Они просыпаются утром либо подавленными, либо полными энергии. Хорошие новости возвышают их, плохие — бросают в бездну. Одним из различий между людьми в любой сфере деятельности является то, насколько эффективно они руководят своими ресурсами. Наиболее явственно это проявляется в спорте. Нет спортсменов, которые побеждали бы всегда, но есть отдельные выдающиеся атлеты, которые обладают способностью приводить себя в активное, продуктивное состояние почти по команде, умея всегда подняться над обстоятельствами. Почему Реджи Джексон выиграл все последние забеги? Как удается Ларри Берду или Джерри Уэсту вырабатывать в себе устойчивую способность забрасывать все решающие мячи на последних минутах матчей? Дело в том, что им удается мобилизовать все лучшее в себе именно тогда, когда это нужно, когда ставки наиболее высоки.
Изменение состояния — вот, что нужно большинству людей. Они стремятся к счастью, радости, экстазу и уравновешенности. Они хотят душевного покоя или избавления от тех состояний, которые им не по душе. Например, они чувствуют себя подавленными, разозленными, огорченными, скучающими. Что делает при этом большинство людей? Как правило, они включают телевизор, чтобы получить новые впечатления для формирования своих новых представлений. Они смотрят на экран и смеются. Они потихоньку выходят из своего подавленного состояния. Одни выходят из дома, отправляются куда-нибудь поужинать, выкурива-
ют сигарету или напиваются. Другие, с более положительным настроем, отправляются в спортзал. Одно плохо у большинства таких подходов — полученные в результате состояния непродолжительны. Когда заканчивается телепередача, человек снова погружается в то же самое мрачное представление о своей жизни. Грустные мысли и тяжелые чувства возвращаются к нему после вкусного ужина или наутро после выпивки. Вот та цена, которую приходится платить за временную перемену состояния. Эта книга научит вас тому, как радикально менять свои внутренние представления и физиологические состояния без внешних средств, которые часто создают дополнительные проблемы. Для чего люди используют алкоголь и наркотики? Совсем не потому, что им нравится дырявить иглами свои вены, а потому, что им нравится состояние эйфории, но они не знают, как по-другому привести себя в такое состояние. Мне доводилось наблюдать детей, которые были уже законченными наркоманами, но бросили эту вредную привычку после прогулки босиком по раскаленным углям, потому что им давалась более совершенная и элегантная модель достижения понравившегося им состояния. Один парень, который сидел на героиновой игле более шести с половиной лет, прошел босиком по углям и сказал: «Всё, с наркотиками покончено. Я никогда не испытывал от иглы ничего похожего на то, что я почувствовал, перейдя на другую сторону костра».
Это совсем не означает, что ему теперь придется регулярно ходить по раскаленным углям. Он просто впервые получил доступ к этому новому состоянию. Сделав что-то такое, что раньше он считал для себя совершенно невозможным, он выработал в себе новую модель поведения, которая теперь поможет ему чувствовать себя лучше.
Люди, которые добились совершенства, знают, как включать в работу наиболее продуктивную часть своего мозга. Именно это отличает их от всех прочих. Самое важное, что вы должны запомнить из этой главы, — это то, что ваше нейрофизиологическое состояние — большая сила, и вы можете ею управлять. Вы не должны подчиняться воле обстоятельств, которые встречаются у вас на пути.
Существует еще один важный фактор, определяющий наши представления о жизни, фактор, который фильтрует внешние впечатления мира. Он определяет те состояния, которые мы будем постоянно создавать в определенных ситуациях. Его можно назвать величайшей силой. Давайте теперь исследуем, какую волшебную силу имеет над нами вера
Рождение
Совершенства
Вера
Человек — это то, во что он верит.
А. П. Чехов
В своей замечательной книге «Анатомия болезни» Норман Казинс рассказывает поучительную историю о Пабло Казальсе, одном из величайших музыкантов двадцатого столетия. Это история о вере и возрождении, из которой мы все можем извлечь положительный урок.
Казинс рассказывает, как он познакомился с Казаль-сом незадолго до девяностолетия выдающегося виолончелиста. Казинс вспоминает, что было больно смотреть на то, как этот старик начинает свой день. Он был настолько слаб и разбит артритом, что не мог одеться без посторонней помощи. Эмфизема легких затрудняла дыхание. Он передвигался с палочкой, сгорбленный, вытянув вперед тощую шею. Руки у него распухли, пальцы скрючились. Он выглядел очень старым и чрезвычайно усталым человеком.
Прежде чем сесть завтракать, он подошел к фортепиано, одному из тех инструментов, которыми владел мастерски. С огромным трудом опустился на стул пе-
ред инструментом. Казалось, ему стоит колоссальных усилий поднести свои скрюченные, распухшие пальцы к клавиатуре.
А затем произошло чудо. Внезапно Казальс полностью преобразился прямо на глазах у Казинса. Он вошел в продуктивное творческое состояние, при этом вся его физиология изменилась настолько, что он начал двигаться и играть, показывая такое великолепное мастерство, которое трудно было ожидать даже от здорового, сильного и темпераментного пианиста. Как вспоминает Казинс, «пальцы медленно выпрямились и потянулись к клавишам с такой легкостью и нежностью, как головки цветов тянутся к солнцу. Спина выпрямилась, казалось, он стал дышать легко и свободно». Сама мысль о том, что он сейчас будет играть на фортепиано, полностью изменила все его внутреннее состояние и все его существо. Казальс начал с произведения Баха, играя с большим чувством, но сдержанно. После этого он сыграл концерт Брамса, при этом казалось, что его пальцы буквально летают над клавишами. «Впечатление было такое, словно все его тело слилось с музыкой, — пишет Казинс. — И не было больше закрепощенного и сгорбленного старика, грация и страсть полностью вытеснили из него весь артрит». В тот момент, когда он выходил из-за фортепиано, казалось, это совершенно другой человек, отличный от того, что садился играть. Он стал стройнее и казался выше, он уже мог ходить без палочки. Он быстро подошел к обеденному столу, с большим удовольствием съел свой завтрак и отправился на прогулку вдоль побережья.
Мы обычно думаем о вере как о религиозных или политических доктринах, и часто это действительно так. Но в более широком смысле вера — направляющий принцип, убежденность или страсть, которые могут придать жизни значение, смысл и ориентацию. Нам откры-
ваются разнообразные стимулы. Убеждения представляют собой систему организованных фильтров для нашего восприятия окружающего мира. Верования напоминают командиров нашего мозга. Когда мы твердо верим в то, что нечто является истинным, мы даем команду собственному мозгу, как представлять себе это «нечто». Казальс верил в музыку и искусство. Эта вера вносила в его жизнь красоту, порядок и благородство, и эта вера ежедневно творила с ним чудо. Поскольку он верил в сверхъестественную силу искусства, он заряжался невероятной энергией. Собственные убеждения ежедневно превращали его из усталого старика, в полного энергии и жизни, гения. В каком-то смысле вера поддерживала в нем жизнь.
Джон Стюарт Милль написал: «Один человек с твердой верой равен по силе девяноста девяти другим, у которых есть только интересы». Именно поэтому можно сказать, что вера открывает для каждого путь к совершенству. Вера командует нашей нервной системой. Когда вы верите, что нечто существует, вы буквально переводите себя в состояние, в котором оперируете этим «нечто» как действительно существующим. Если эффективно использовать свою веру, она может стать наиболее мощным источником создания добра в вашей жизни. С другой стороны, такие верования, которые ограничивают ваши действия и мысли, могут стать чрезвычайно разрушительными. Религия на протяжении всей истории человечества вдохновляла миллионы людей и давала им силы совершать такое, о чем они не могли и помыслить. Вера помогает нам открыть в себе глубочайшие ресурсы и направить их на достижение нужных нам результатов.
Верования — и компас, и карты, которые ведут нас к целям и дают нам уверенность в том, что мы их достигнем. Люди, не обладающие верой и не выработавшие
в себе способности применять ее, совершенно бессильны. Они подобны лодке без руля и ветрил. Когда же у вас появляется вера, вы обретаете энергию для совершения таких действий и создания для себя такого окружающего мира, в котором вы хотите жить. Вера помогает нам увидеть, чего мы хотим, и заряжает нас энергией для достижения этого.
По сути, в мире не существует более мощной силы, управляющей поведением человека, чем вера. В действительности вся история человечества является историей веры. Люди, которые изменили ход истории — будь то Иисус Христос, Магомет, Коперник, Колумб, Эдисон или Эйнштейн, — были людьми, которые смогли изменить нашу веру. Поэтому для того, чтобы изменить свое поведение, нам, прежде всего надо изменить систему наших верований. Если мы с вами хотим моделировать совершенство, нам надо научиться моделировать верования и убеждения тех, кто уже достиг его.
Чем больше мы узнаем о человеческом поведении, тем больше убеждаемся в необычайной власти, которую имеет в нашей жизни вера. Часто эта власть опрокидывает системы логических построений насчет жизни, которые уже имеются у большинства из нас. Даже на уровне физиологии верования (конгруэнтные внутренние представления и убеждения) контролируют нашу реальность. Не так давно было проведено интересное исследование среди больных шизофренией. У женщины, страдающей раздвоением личности, обычно уровень сахара в крови не превышал нормы, но во время приступов шизофрении, когда она начинала верить, что больна диабетом, вся ее физиология изменялась настолько, что уровень сахара в крови поднимался до уровня, характерного для диабетиков. Ее вера становилась ее реальностью.
О фактах, подобных этому, говорят многочисленные опыты, в которых к человеку в состоянии гипнотического транса прикасались кусочком льда, уверяя его в том, что это кусок раскаленного металла. В результате в месте контакта появлялся ожог. Мы видим, что важна не реальность, а вера — прямые, безапелляционные команды, посылаемые в нервную систему. А мозг просто д