Как мы создаем наши состояния и модели поведения

Внутренние представления:

Что и как мы отображаем в нашем сознании

Что и как мы говорим и слышим в нашем сознании


Как мы создаем наши состояния и модели поведения - student2.ru
Поведение: Речевое — говорить Физическое — делать Изменение цвета кожи Дыхание

Физиология: Поза

Биохимические процессы

Нервная энергия

Дыхание

Мышечное напряжение/расслабление

ловека пять органов чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и осязание, или кинестетика. Как правило, мы принима­ем большую часть решений, воздействующих на наше поведение, пользуясь тремя основными органами чувств: зрением, слухом и осязанием.

Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. За­тем, используя процессы обобщения, изменения и стира­ния, мозг преобразует эти электрические сигналы и от­фильтровывает их в единое внутреннее представление.

Таким образом, ваши внутренние представления, ва­ше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное (личное) внутреннее представление о происходящем. Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает. Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различ­ных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных пере­понок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапли­вает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасы­вая при этом все остальное.

Процесс фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить боль­ше внимания на то, что он увидел, другой — на то, что услышал. Они видели происходящее под разными уг­лами. У них в этот момент была различная физиоло­гия, и у них по-разному был организован процесс вос­приятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно. Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть ка­кое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни




было, оба свидетеля будут иметь совершенно различ­ные представления об одном и том же событии. При этом они будут по-разному сохранять эти представле­ния, вовлекая в работу новые фильтры, через которые будут пропускать события в дальнейшем.

Есть одна важная концепция, которая используется в НЛП: «Карта — это не территория». Как отмечает Альфред Коржибский в своей книге «Наука и здоро­вье», «важные характеристики карты имеют смысл. Кар­та не является той территорией, которую она представ­ляет, но, если она сделана правильно, она имеет ту же структуру, что и территория, именно поэтому ею можно пользоваться». Тем более внутреннее представление че­ловека не является точным отражением события. Это просто одна из его интерпретаций, пропущенная через конкретные личные фильтры, основанные на индиви­дуальных верованиях, подходах к жизни, ценностях и на множестве других вещей, которые называются мета-программами. Возможно, именно поэтому Эйнштейн од­нажды сказал: «Кто бы ни попытался поставить себя верховным судьей на поле правды и знаний, он будет мгновенно опрокинут смехом богов».

Поскольку мы никогда не знаем действительного положения вещей, а имеем только свою версию проис­ходящего, почему бы тогда не представлять себе ситуа­ции такими, чтобы это вдохновляло и придавало энергии и нам, и другим, а не создавало ограничений? Чтобы этого добиться, надо уметь управлять своей памятью — нормировать такие представления, которые создавали бы наиболее выгодные и вдохновляющие ситуации каждого отдельного человека. В любом опыте вы можете сосредоточить свое внимание на самых разных вещах. Даже самый удачливый человек может размечтаться о том, что неосуществимо, и в результате впасть в депрессию или разозлиться, но ведь он может

сфокусироваться на том, что у него получается лучше. Как бы ни ужасна была ситуация, вы можете предста­вить ее себе таким образом, что она вдохновит вас на позитивные действия.

Преуспевающие люди имеют постоянный доступ к таким своим внутренним состояниям, которые являют­ся наиболее продуктивными. Не в этом ли заключается их главное отличие от неудачников? Вспомните опять об У. Митчелле. Определяющим было не то, что с ним произошло, а то, как он представлял себе это. Несмотря на то, что он был страшно обожжен, а позднее и парали­зован, он смог ввести себя в активное, продуктивное со­стояние. Помните, ничто не является по своей сути аб­солютно плохим или абсолютно хорошим. Оценка — это то, как мы представляем себе происходящее. Мы можем представить себе вещи таким образом, что это представление введет нас в положительное состояние, а можем поступить и наоборот. Найдите время вспом­нить о том периоде вашей жизни, когда вы были в наи­более активном творческом состоянии.

Это как раз то, что мы делаем, когда ходим босиком по раскаленным углям. Если я сейчас попрошу вас от­ложить книгу и пройтись босиком по раскаленным уг­лям, я сомневаюсь, что вы встанете и сделаете это. Это пока не то занятие, которое позволит вам сделать свое состояние продуктивным. И как бы я ни убеждал вас, этого недостаточно для того, чтобы вы смогли предпри­нять данное действие.

Хождение по углям учит людей изменять свое со­стояние и поведение так, чтобы вдохновить себя на дей­ствия, которые могут быть совершены, несмотря на страх и прочие ограничивающие факторы. Люди, которые хо­дят босиком по углям, — это те же самые люди, кото­рые совсем недавно пришли на занятия, думая, что это совершенно невозможно. Однако они научились менять

свою физиологию и свои внутренние представления о том, на что они способны и на что нет. Поэтому ходьба по углям превратилась для них из чего-то ужасного в то, что они поняли, знают и могут делать. Они научи­лись переводить себя в активное, творческое состояние, а находясь в этом состоянии, они способны на многие действия и результаты, в прошлом казавшиеся им со­вершенно невозможными.

Хождение по огню помогает людям получить новое внутреннее представление о своих возможностях. Ес­ли уж такая вещь, которая представлялась им ранее совершенно невозможной, является всего лишь огра­ничением в их сознании, то почему бы не преодолеть и другие «невозможности»? Одно дело — говорить о могуществе состояний. Другое дело — испытать это самому. Именно этому и служит хождение по углям. Оно дает новую модель для веры в себя и собственные возможности, оно создает новые внутренние ощуще­ния или состояния, которые могут сделать жизнь луч­ше и позволяют людям совершить такое, о чем они и не помышляли. Это четко демонстрирует людям, что их поведение является результатом того состояния, в котором они находятся, когда буквально тотчас, сде­лав несколько изменений в том, как они представляют себе свой опыт, они могут стать настолько уверенными в себе, что предпринимают эффективные и успешные действия. Очевидно, для достижения этого есть мно­жество путей. Прогулка босиком по углям — всего лишь один из очень эффективных и занимательных способов, который нескоро забудется.

Итак, ключ к получению желаемых результатов — так представить себе события, чтобы привести себя в активное состояние и, находясь в нем, получить воз­можность совершать действия, которые дали бы эти ре­зультаты. Если у вас это не получится, вы не только

обречены на неудачную попытку, у вас не хватит духу даже предпринять эту попытку. Естественно, соответст­вующими будут и результаты. Если я скажу вам: «Да­вайте пройдемся по углям», то стимулы, которые я пе­редаю вам словами, попадут в ваш мозг и сформируют соответствующее представление. Если вы представите себе при этом дикарей с кольцами в носу, выполняю­щих какой-то жуткий обряд, или людей, которых сжи­гают заживо, это вряд ли вызовет в вас продуктивное состояние. Если вы представите самого себя обгорев­шим, ваше состояние окажется еще хуже.

Однако, если вы представите себе веселых людей, пры­гающих и танцующих у костра, если вы представите себе сцену общей радости и возбуждения, вы окажетесь в совершенно другом состоянии. Если вы представите самого себя совершенно спокойно и с радостью прогу­ливающимся по углям и если вы скажете самому себе: «Да, я абсолютно уверен, что могу это сделать», и будете управлять своим телом так, как будто вы абсолютно уверены в успехе, тогда ваши неврологические сигналы приведут вас в такое состояние, в котором вы, скорее всего, отважитесь на этот поступок, и он закончится ус­пехом.

Эти же рассуждения верны абсолютно для всего в нашей жизни. Если мы представляем себе, что ничего не выйдет, ничего таки и не выйдет. Если же мы предста­вим, что все будет нормально, мы создадим в себе внут­ренние ресурсы, требующиеся нам для перевода себя в соответствующее состояние, которое будет поддерживать нас при получении положительных результатов. Разница между Тедом Тернером, Ли Якоккой, У. Митчеллом и обычными людьми заключается в том, что первые представляют себе мир как место, где они мо­гут добиться любых результатов, каких только пожела­ют. Конечно, даже в самом активном состоянии мы не

всегда достигаем того, чего хотим, однако, когда мы соз­даем соответствующее состояние духа, мы получаем са­мые благоприятные возможности для эффективного ис­пользования всех своих внутренних ресурсов.

Здесь весьма логично задать следующий вопрос: если внутренние представления и физиология работа­ют совместно над достижением такого состояния, из которого рождается наше поведение, то что определя­ет конкретные типы поведения, которые мы проявляем, находясь в этом состоянии? Один человек в состоянии влюбленности задушит вас в объятиях, а другой робко признается вам в любви. Ответ на этот вопрос будет таков: когда мы приходим в то или иное состояние, наш мозг получает доступ к различным, возможным моде­лям поведения. Количество вариантов определяется ко­личеством наших моделей внешнего мира. Некоторые люди, например, придя в ярость, имеют только одну мо­дель поведения и реакции: они готовы наброситься на собеседника с кулаками. Может быть, они извлекли ее из наблюдения за своими родителями или, возможно, однажды проверили эту реакцию в деле и добились ис­комого результата. Поэтому у них создалось устойчи­вое воспоминание, заставляющее и впредь в подобной ситуации действовать именно так.

У каждого из нас есть свой взгляд на мир, модели, формирующие наше представление об окружающей среде. Общаясь с людьми, читая книги и просматри­вая телепередачи, мы черпаем сведения, которые фор­мируют образ внешнего мира и наши представления о s том, что в нем возможно, а что нет. В случае с У. Мит­челлом главным моментом, сформировавшим его, бы­ло воспоминание о человеке, которого он знал в детст­ве. Этот человек был парализован, однако добился в жизни больших успехов. То есть у Митчелла была модель, которая помогла ему представить происшед-

шее так, что оно не могло помешать ему быть абсолют­но счастливым.

Для успешного моделирования других людей, нам нужно только отыскать те конкретные убеждения, ко­торые заставили их представлять себе мир таким об­разом, что они смогли предпринять эффективные дей­ствия. Нам надо точно узнать, как они представляли себе свой собственный опыт об этом мире. Что они говорили? Что они чувствовали? И опять-таки, если мы сумеем создать такие же ощущения в своем собст­венном организме, мы сможем получить аналогичные результаты. В этом как раз и состоит суть моделиро­вания.

Жизнь всегда дает те или иные результаты. Это од­на из ее констант. Если вы осознанно не решите, какие результаты вы хотите получить, и не будете их соответ­ствующим образом представлять, тогда какая-нибудь случайность — разговор, телевизионная передача и т. д. — может создать такие состояния, из которых воз­никнут модели поведения, вовсе не поддерживающие вас, а способствующие вашему падению. Жизнь как река. Она течет себе, и будет нести вас по течению, если вы не станете предпринимать осознанных целенаправ­ленных действий, для того чтобы плыть в том направле­нии, которое для себя наметили. Еще ее можно срав­нить с огородом. Если вы не посеете в своем мозгу те умственные и физиологические семена необходимых вам результатов, он зарастет сорняками. Если мы не нау­чимся осознанно управлять своим сознанием и состоя­ниями, то окружающая среда может сама создать в нас определенные состояния, часто нежелательные. Резуль­таты могут быть катастрофическими. Поэтому очень важно, чтобы мы постоянно стояли на страже своего соз­нания, корректируя наше восприятие мира. Мы долж­ны ежедневно пропалывать свой огород.

Одним из наиболее показательных примеров неже­лательного состояния является история Карла Вал-ленды, воздушного акробата из знаменитой цирковой труппы «Летающие Валленды». Много лет он с колос­сальным успехом выполнял свои феноменальные цир­ковые номера, никогда не задумываясь о возможности падения. И вдруг однажды он сказал своей жене, что видел себя падающим. Впервые в жизни он начал ус­тойчиво и четко представлять себе факт собственного падения. Спустя три месяца после того, как он впервые заговорил об этом, он упал с трапеции и разбился на­смерть. Некоторые люди могут сказать, что у него было предчувствие. Но есть и другая точка зрения — он соз­дал в своей нервной системе устойчивый образ, постоян­ный сигнал, который вызвал в нем состояние, спровоци­ровавшее падение, т. е. он сам создал результат. Он направил свое сознание в новое русло, и трагедия свер­шилась. Вот почему так важно в жизни концентриро­ваться на том, чего мы хотим добиться, а не на том, чего мы не хотим.

Если вы будете постоянно сосредоточивать свое вни­мание на всем плохом в жизни, на всем том, чего вы не хотите, и на всевозможных проблемах, вы будете при­водить себя в состояние, которое поддерживает такой тип поведения и такие результаты. Кстати, ревнивый ли вы человек? Нет, вы не ревнивы. Возможно, в про­шлом вам приходилось пребывать в состоянии ревно­сти, проявляя при этом соответствующее поведение. Однако вы — это не ваше поведение. Сделав, таким образом, соответствующие обобщения о своей прошлой жизни, вы создаете в себе уверенность, которая будет направлять ваши действия и управлять ими в буду­щем. Помните, что ваше поведение является результа­том вашего состояния, а ваше состояние, в свою очередь, является результатом вашего внутреннего представ-

ления и вашей физиологии. И то и другое вы можете изменить в считанные секунды. Если в прошлом вы были ревнивы, это значит, что вы просто представляли вещи таким образом, что это создавало соответствую­щее состояние. Сейчас вы можете представлять собы­тия и вещи по-новому и создавать другие состояния, которые будут выливаться в соответствующее поведе­ние. Помните, у нас всегда есть выбор представления себе тех или иных событий или явлений. Если вы вооб­разите, что ваш возлюбленный (возлюбленная) обма­нывает вас, очень скоро вы почувствуете себя в состоя­нии ревности и гнева. Помните, у вас нет никаких свидетельств того, что это так, но вы ведете себя, будто они есть. Поэтому когда он придет домой, вы будете выказывать ему свое подозрение или ярость. В таком состоянии как же вы будете обращаться с человеком, которого любите? Как правило, не очень хорошо. Вы начнете придираться к нему, говорить обидные слова, а может быть, и оскорблять. Или просто будете чувст­вовать себя плохо, что впоследствии неизбежно выль­ется в соответствующее поведение.

Помните, что человек, которого вы любите, мог не сде­лать ничего плохого, но ваше поведение, вытекающее из того непродуктивного состояния, вполне возможно, заставит его сожалеть, что он с вами, а не с кем-нибудь другим. Если вы ревнуете, вы сами создали такое со­стояние. Вы можете сменить свои негативные образы на позитивные, если представите любимого человека на­пряженно работающим, и по этой причине, задерживаю­щегося с приходом домой. Новый процесс представле­ния приведет вас в такое состояние, которое позволит вам встретить этого человека как желанного и дать по­чувствовать ему, что вы хотите быть вместе с ним. Воз­можно, наступят такие времена, когда ваш возлюблен­ный будет вести себя именно так, как вы воображали, но

зачем тратить столько сил и эмоций до тех пор, пока вы не узнали правду наверняка? Скорее всего, вы все это выдумали, тем не менее, уже создали столько страхов и причинили столько боли друг другу, и ради чего?

Прародитель каждого действия — мысль.

Ралф Уолдо Эмерсон

Если мы будем контролировать наше общение с са­мими собой и создавать визуальные, слуховые и кине­стетические (тактильные) сигналы того, чего мы хотим, то сможем добиться значительных положительных ре­зультатов, даже в таких ситуациях, когда шансы на успех представляются ограниченными или недости­жимыми вообще. Самые энергичные и преуспеваю­щие менеджеры, тренеры, воспитатели и организато­ры — это люди, способные представлять себе и другим жизненные обстоятельства таким образом, который предвещает успех и посылает сигналы успеха в нерв­ную систему, несмотря на кажущуюся безнадежность внешних стимулов. Они поддерживают себя и других в состоянии полной мобилизации ресурсов, так, что мо­гут продолжать действовать до тех пор, пока не добь­ются полного успеха. Вы, очевидно, слышали о Мэле Фишере, который в течение семнадцати лет искал за­тонувшие в морской пучине сокровища, пока не нашел слитки золота и серебра общей стоимостью свыше 400 миллионов долларов. В статье, которую я читал о нем, одного из членов экипажа спросили, почему он так долго работал с Мэлом. Тот ответил, что у Мэла была удивительная способность воодушевлять всех. Каждый день Фишер говорил самому себе и своему экипажу: «Сегодня день удачи», а на исходе этого дня повторял: «Завтра день удачи». Но просто сказать — недостаточно. Он говорил это с полной убежденно-

стью, рисуя себе и другим картины триумфа и пред­чувствуя его. Каждый день он приводил себя в такое состояние, которое давало ему возможность продол­жать поиски, пока они не увенчались успехом. Вот классический пример Формулы Абсолютного Успеха. Он знал, что ему нужно, он предпринимал решитель­ные действия, он учился тому, что срабатывает, а если эти приемы не срабатывали, он пытался сделать что-то еще, пока не добился успеха.

Одним из лучших организаторов, которых я знаю, является Дик Томей, старший тренер футбольной ко­манды Гавайского университета. Он очень хорошо зна­ет, как внутренние представления человека влияют на его работоспособность и результаты. Однажды, в матче с университетской командой из Вайоминга, его ребят совсем загоняли по полю. После первого тайма счет был 0:22, и впечатление было такое, будто его команда играет с противником в разные игры.

Можете представить, в каком состоянии были игро­ки, когда шли в раздевалку на перерыв. Томей взгля­нул на их опущенные головы и хмурые лица и понял, что если он не изменит их состояние, то и второй тайм не даст результата. В том физиологическом состоянии, в котором они находились, в том отчаянии они не смогли бы реализовать свои ресурсы.

Поэтому Дик принес им большую папку с газетны­ми вырезками и фотографиями, которые он собирал многие годы. В каждой заметке рассказывалось о фут­больных командах, которые проигрывали с подобным или еще большим счетом, однако смогли собраться и одержать победу, вложив в нее все свои силы и всю свою волю. Он заставил игроков прочитать эти статьи вслух, вселив в них совершенно новую веру, веру в то, что они могут вернуться на поле и выиграть, и эта вера (внутреннее представление) привела игроков в совер-

шенно новое нейрофизиологическое состояние. И что же произошло? Команда Томея вышла на поле и иг­рала так, как будто это была последняя игра в жизни, при этом соперники из Вайоминга не смогли набрать ни одного очка за весь второй тайм и проиграли 27:22. Игроки Томея добились этого потому, что сумели из­менить свое внутреннее представление о границах своих возможностей.

Не так давно я летел в самолете вместе с Кеном Бланшаром, соавтором книги «Менеджер за минуту». Он только что написал статью для журнала «Гольф дайджест», озаглавленную «Игрок в гольф за минуту». Бланшар занимался с одним из ведущих американ­ских инструкторов по гольфу и в результате значи­тельно расширил свои познания в технике игры. Он пожаловался мне, что изучил огромное количество тон­костей этой игры, но не в состоянии их все запомнить. Тогда я сказал ему, что не нужно зацикливаться на этих особенностях, и спросил, бывали ли у него в жизни случаи, когда он очень удачно бил по мячу. Он ответил, что, конечно, бывали, и не раз. И тогда я объяснил ему, в чем суть мобилизации ресурсов, которые наверняка записаны у него в подсознании. Все, что ему нужно бы­ло сделать, это привести себя в то состояние, которое он испытывал во время удачных ударов и которое, навер­няка, закрепилось у него в подсознании. На то, чтобы научить его приводить себя в это состояние и использо­вать для этого соответствующие приемы, ушло всего несколько минут (Вы научитесь этой технике в гла­ве 17.) Что же случилось затем? Он вышел на поле и отыграл самый лучший круг за последние пятнадцать лет, при этом показал результат на пятнадцать ударов лучше своего предыдущего круга. Почему это про­изошло? Потому что нет ничего мощнее активного со­стояния. Ему даже не надо было делать попыток, чтобы

что-то запомнить. У него все получалось само собой. Просто ему нужно было научиться пользоваться тем, что у него уже имелось.

Помните, что поведение человека является резуль­татом того состояния, в котором он находится. Если вам когда-либо удавалось добиваться высоких резуль­татов, вы можете повторить их, войдя в то же самое умственное и физическое состояние, в котором нахо­дились тогда. Перед Олимпийскими играми 1984 го­да я работал с Майклом О'Брайеном, пловцом, кото­рый выступал на дистанции 1500 метров вольным стилем. Он усиленно тренировался, но чувствовал, что не достигает той спортивной формы, которая позволи­ла бы ему рассчитывать на успех. Он ощущал в себе целый ряд внутренних барьеров, и ему казалось, что они ограничивают его возможности. Майкл считал, что не может претендовать на первое место, и рассчитывал на бронзовую или, в лучшем случае, на серебряную медаль. Его соперник Джордж Дикарло несколько раз выигрывал у Майкла.

Я провел с Майклом полтора часа и помог ему смо­делировать собственное состояние пикового результата, то есть понять, как он создавал продуктивные физиоло­гические условия организма, о чем он думал, что гово­рил себе на одном из соревнований, на котором он побе­дил Джорджа Дикарло. Мы реконструировали все умственные и физические действия, которые он совер­шал тогда, когда выигрывал заплывы. Мы выстроили эти действия в цепочку вплоть до выстрела стартового пистолета. Я узнал, что накануне победы над Джорд­жем Дикарло он перед заплывом слушал Хью Льюиса и программу новостей. Поэтому я включил в цепочку даже это прослушивание. И в день олимпийского фи­нального заплыва он делал все точно так же, совершал те же действия, что и в тот день, когда победил, — даже

Хью Льюиса прослушал. И он победил Джорджа Ди-карло и выиграл золотую медаль, опередив соперника на целых шесть секунд.

Вы видели когда-нибудь фильм «Поля, где гуляет смерть»? Там есть потрясающая сцена, которую я ни­когда не забуду: мальчик двенадцати — тринадцати лет, который живет среди абсолютного хаоса и разруше­ния, находясь в состоянии полной безысходности, хва­тает пулемет и начинает стрелять в кого-то вдалеке. Это ужасная сцена. Как вы думаете, что может дове­сти двенадцатилетнего ребенка до такого состояния, чтобы он сделал подобное? Этому способствовали два фактора: во-первых, он был в состоянии такой фруст­рации, что сознание вычерпалось в нем до самого дна и его личность была полностью опустошена. Во-вто­рых, этот мальчик жил в обстановке, насквозь пропи­танной войной и разрушением, поэтому схватить пуле­мет было самой естественной реакцией в таком состоянии. Он видел, как это постоянно делают дру­гие, и, не задумываясь, сделал то же самое. Это ужас­ный негативный опыт. Нужно заставлять себя кон­центрироваться на более положительных состояниях. Понятно, что все то, что мы можем сделать в одном состоянии, совершенно невозможно для нас в другом, будь то добро или зло. Я постоянно подчеркиваю это снова и снова, пытаясь прочно внушить вам: поведе­ние людей определяется тем состоянием, в котором они находятся. То, как человек реагирует на события и предметы в этом конкретном состоянии, основано на его модели мира, то есть на накопленном опыте нейро-физиологических стратегий. Я не смог бы помочь Майк­лу О'Брайену выиграть олимпийскую золотую медаль, если бы он сам не стремился к этому и не накопил за всю свою жизнь достаточное количество стратегий, мы­шечных реакций и т. д. Все, что я смог сделать, это

найти для него то состояние, в котором он смог наибо­лее эффективно мобилизовать все свои ресурсы, свои стратегии успеха, и привести их в действие в минуты решающего старта.

Большинство людей не предпринимает активных осознанных усилий по управлению своими состояния­ми. Они просыпаются утром либо подавленными, либо полными энергии. Хорошие новости возвышают их, плохие — бросают в бездну. Одним из различий между людьми в любой сфере деятельности является то, на­сколько эффективно они руководят своими ресурсами. Наиболее явственно это проявляется в спорте. Нет спортсменов, которые побеждали бы всегда, но есть от­дельные выдающиеся атлеты, которые обладают спо­собностью приводить себя в активное, продуктивное со­стояние почти по команде, умея всегда подняться над обстоятельствами. Почему Реджи Джексон выиграл все последние забеги? Как удается Ларри Берду или Джер­ри Уэсту вырабатывать в себе устойчивую способность забрасывать все решающие мячи на последних мину­тах матчей? Дело в том, что им удается мобилизовать все лучшее в себе именно тогда, когда это нужно, когда ставки наиболее высоки.

Изменение состояния — вот, что нужно большинст­ву людей. Они стремятся к счастью, радости, экстазу и уравновешенности. Они хотят душевного покоя или избавления от тех состояний, которые им не по душе. Например, они чувствуют себя подавленными, разо­зленными, огорченными, скучающими. Что делает при этом большинство людей? Как правило, они включа­ют телевизор, чтобы получить новые впечатления для формирования своих новых представлений. Они смот­рят на экран и смеются. Они потихоньку выходят из своего подавленного состояния. Одни выходят из до­ма, отправляются куда-нибудь поужинать, выкурива-

ют сигарету или напиваются. Другие, с более положи­тельным настроем, отправляются в спортзал. Одно пло­хо у большинства таких подходов — полученные в результате состояния непродолжительны. Когда за­канчивается телепередача, человек снова погружается в то же самое мрачное представление о своей жизни. Грустные мысли и тяжелые чувства возвращаются к нему после вкусного ужина или наутро после выпивки. Вот та цена, которую приходится платить за временную перемену состояния. Эта книга научит вас тому, как радикально менять свои внутренние представления и физиологические состояния без внешних средств, ко­торые часто создают дополнительные проблемы. Для чего люди используют алкоголь и наркотики? Совсем не потому, что им нравится дырявить иглами свои ве­ны, а потому, что им нравится состояние эйфории, но они не знают, как по-другому привести себя в такое состояние. Мне доводилось наблюдать детей, которые были уже законченными наркоманами, но бросили эту вредную привычку после прогулки босиком по раска­ленным углям, потому что им давалась более совер­шенная и элегантная модель достижения понравив­шегося им состояния. Один парень, который сидел на героиновой игле более шести с половиной лет, прошел босиком по углям и сказал: «Всё, с наркотиками по­кончено. Я никогда не испытывал от иглы ничего по­хожего на то, что я почувствовал, перейдя на другую сторону костра».

Это совсем не означает, что ему теперь придется ре­гулярно ходить по раскаленным углям. Он просто впер­вые получил доступ к этому новому состоянию. Сделав что-то такое, что раньше он считал для себя совершенно невозможным, он выработал в себе новую модель пове­дения, которая теперь поможет ему чувствовать себя лучше.

Люди, которые добились совершенства, знают, как включать в работу наиболее продуктивную часть сво­его мозга. Именно это отличает их от всех прочих. Са­мое важное, что вы должны запомнить из этой главы, — это то, что ваше нейрофизиологическое состояние — большая сила, и вы можете ею управлять. Вы не должны подчиняться воле обстоятельств, которые встречаются у вас на пути.

Существует еще один важный фактор, определяющий наши представления о жизни, фактор, который фильт­рует внешние впечатления мира. Он определяет те со­стояния, которые мы будем постоянно создавать в опре­деленных ситуациях. Его можно назвать величайшей силой. Давайте теперь исследуем, какую волшебную си­лу имеет над нами вера



Рождение

Совершенства

Вера

Человек — это то, во что он верит.

А. П. Чехов

В своей замечательной книге «Анатомия болезни» Норман Казинс рассказывает поучительную историю о Пабло Казальсе, одном из величайших музыкантов два­дцатого столетия. Это история о вере и возрождении, из которой мы все можем извлечь положительный урок.

Казинс рассказывает, как он познакомился с Казаль-сом незадолго до девяностолетия выдающегося виолон­челиста. Казинс вспоминает, что было больно смотреть на то, как этот старик начинает свой день. Он был на­столько слаб и разбит артритом, что не мог одеться без посторонней помощи. Эмфизема легких затрудняла ды­хание. Он передвигался с палочкой, сгорбленный, вытя­нув вперед тощую шею. Руки у него распухли, пальцы скрючились. Он выглядел очень старым и чрезвычайно усталым человеком.

Прежде чем сесть завтракать, он подошел к форте­пиано, одному из тех инструментов, которыми владел мастерски. С огромным трудом опустился на стул пе-

ред инструментом. Казалось, ему стоит колоссальных усилий поднести свои скрюченные, распухшие пальцы к клавиатуре.

А затем произошло чудо. Внезапно Казальс полно­стью преобразился прямо на глазах у Казинса. Он во­шел в продуктивное творческое состояние, при этом вся его физиология изменилась настолько, что он начал дви­гаться и играть, показывая такое великолепное мастер­ство, которое трудно было ожидать даже от здорового, сильного и темпераментного пианиста. Как вспоминает Казинс, «пальцы медленно выпрямились и потянулись к клавишам с такой легкостью и нежностью, как голов­ки цветов тянутся к солнцу. Спина выпрямилась, каза­лось, он стал дышать легко и свободно». Сама мысль о том, что он сейчас будет играть на фортепиано, полно­стью изменила все его внутреннее состояние и все его существо. Казальс начал с произведения Баха, играя с большим чувством, но сдержанно. После этого он сыг­рал концерт Брамса, при этом казалось, что его пальцы буквально летают над клавишами. «Впечатление было такое, словно все его тело слилось с музыкой, — пишет Казинс. — И не было больше закрепощенного и сгорб­ленного старика, грация и страсть полностью вытесни­ли из него весь артрит». В тот момент, когда он выхо­дил из-за фортепиано, казалось, это совершенно другой человек, отличный от того, что садился играть. Он стал стройнее и казался выше, он уже мог ходить без палоч­ки. Он быстро подошел к обеденному столу, с большим удовольствием съел свой завтрак и отправился на про­гулку вдоль побережья.

Мы обычно думаем о вере как о религиозных или политических доктринах, и часто это действительно так. Но в более широком смысле вера — направляющий принцип, убежденность или страсть, которые могут при­дать жизни значение, смысл и ориентацию. Нам откры-




ваются разнообразные стимулы. Убеждения представ­ляют собой систему организованных фильтров для на­шего восприятия окружающего мира. Верования напо­минают командиров нашего мозга. Когда мы твердо верим в то, что нечто является истинным, мы даем ко­манду собственному мозгу, как представлять себе это «нечто». Казальс верил в музыку и искусство. Эта ве­ра вносила в его жизнь красоту, порядок и благородст­во, и эта вера ежедневно творила с ним чудо. Посколь­ку он верил в сверхъестественную силу искусства, он заряжался невероятной энергией. Собственные убеж­дения ежедневно превращали его из усталого старика, в полного энергии и жизни, гения. В каком-то смысле вера поддерживала в нем жизнь.

Джон Стюарт Милль написал: «Один человек с твер­дой верой равен по силе девяноста девяти другим, у которых есть только интересы». Именно поэтому мож­но сказать, что вера открывает для каждого путь к со­вершенству. Вера командует нашей нервной системой. Когда вы верите, что нечто существует, вы буквально переводите себя в состояние, в котором оперируете этим «нечто» как действительно существующим. Если эф­фективно использовать свою веру, она может стать наи­более мощным источником создания добра в вашей жиз­ни. С другой стороны, такие верования, которые ограничивают ваши действия и мысли, могут стать чрез­вычайно разрушительными. Религия на протяжении всей истории человечества вдохновляла миллионы лю­дей и давала им силы совершать такое, о чем они не могли и помыслить. Вера помогает нам открыть в себе глубочайшие ресурсы и направить их на достижение нужных нам результатов.

Верования — и компас, и карты, которые ведут нас к целям и дают нам уверенность в том, что мы их достиг­нем. Люди, не обладающие верой и не выработавшие

в себе способности применять ее, совершенно бессиль­ны. Они подобны лодке без руля и ветрил. Когда же у вас появляется вера, вы обретаете энергию для соверше­ния таких действий и создания для себя такого окру­жающего мира, в котором вы хотите жить. Вера помога­ет нам увидеть, чего мы хотим, и заряжает нас энергией для достижения этого.

По сути, в мире не существует более мощной силы, управляющей поведением человека, чем вера. В дейст­вительности вся история человечества является исто­рией веры. Люди, которые изменили ход истории — будь то Иисус Христос, Магомет, Коперник, Колумб, Эдисон или Эйнштейн, — были людьми, которые смог­ли изменить нашу веру. Поэтому для того, чтобы изме­нить свое поведение, нам, прежде всего надо изменить систему наших верований. Если мы с вами хотим мо­делировать совершенство, нам надо научиться моде­лировать верования и убеждения тех, кто уже достиг его.

Чем больше мы узнаем о человеческом поведении, тем больше убеждаемся в необычайной власти, которую имеет в нашей жизни вера. Часто эта власть опрокиды­вает системы логических построений насчет жизни, ко­торые уже имеются у большинства из нас. Даже на уровне физиологии верования (конгруэнтные внутренние представления и убеждения) контролируют нашу реальность. Не так давно было проведено интересное исследование среди больных шизофренией. У женщи­ны, страдающей раздвоением личности, обычно уровень сахара в крови не превышал нормы, но во время при­ступов шизофрении, когда она начинала верить, что боль­на диабетом, вся ее физиология изменялась настолько, что уровень сахара в крови поднимался до уровня, ха­рактерного для диабетиков. Ее вера становилась ее ре­альностью.

О фактах, подобных этому, говорят многочисленные опыты, в которых к человеку в состоянии гипнотиче­ского транса прикасались кусочком льда, уверяя его в том, что это кусок раскаленного металла. В результате в месте контакта появлялся ожог. Мы видим, что важна не реальность, а вера — прямые, безапелляционные ко­манды, посылаемые в нервную систему. А мозг просто д

Наши рекомендации