Задание 2: Прямое рассеяние

Измените установку, как показано на рис. 8, используя кольцевую диафрагму из золотой фольги, повернутой глянцевой стороной к источнику.

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

Рис. 8: Схема установки для изучения рассеивания с использованием фольги кольцевой формы.

Выкачайте воздух из контейнера, закройте детектор от видимого света, откройте программу “Measure”, выберите "Gauge" > "Multi Channel Analyser". Выберите "Integration measurement" («Измерение интеграции»), нажмите "Continue".

В поле "Gain" выберите "Level 2" («Уровень 2»), в "Offset [%]" «Смещение» – 6, а в графе “Recording time [s]” («Время записи (с)») – 1800.

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

Рис. 9: Окно интегральные измерения
В качестве данных x, введите "distance" («расстояние»), "Symbol" – l, "unit" – cm (рис.9).

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

Рис. 10: Окно результата измерения.
Установите расстояние Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru между детектором и источником со стержнем, закрепите его крепежным болтом; при помощи магнита закрепите золотую фольгу посередине между детектором и источником.

В качестве исходного значения расстояния Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru выберите 10 см.

Нажмите кнопку “Measure” («Измерить»). Через некоторый промежуток времени на экране появится окно, рис. 10. Введите значение расстояния Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru и нажмите кнопку “Accept value” («Принять значение»).

Измените расстояние Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , при этом, не передвигая фольгу, и нажмите “Perform measurement” («Выполнить измерение»). Проведите измерения при Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru =5, 7, 10, 14 и 19 см, затем нажмите “Accept data” («Принять данные»).

В основном окне программы выводятся записанные данные. Запишите параметры измерения, используя "Display options" («Опции дисплея») и сохраните данные измерения. Замените золотую фольгу алюминиевой, выкачайте воздух и проведите измерения при Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 10 см в течение 2400 с.

Расчет

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

Рис. 11: Схема установки для резерфордовского рассеивания
На рис. 11: Если принять источник за точку, то поток Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц в фольге определяется как

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

где Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru - облучаемая площадь фольги, а Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru - активность источника (скорость распада),.

Пространственный угол Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , в котором рассматриваются частицы, определяется отношением площади чувствительной зоной детектора Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru и квадратом расстояния Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru между фольгой и детектором:

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru .

При

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru (2.1)

формула рассеяния (1.12) для установки на рис. 8 имеет вид:

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru (2.2)

На рис. 8 представлена иная конфигурация, используемая в данном эксперименте. В ней фольга имеет форму кольца с радиусом Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru и располагается посередине между источником и детектором. Другие частицы, не проходящие через фольгу, задерживаются экраном с фольгой, а угол рассеяния Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru зависит от расстояния Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru между источником и детектором, как:

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru (2.3)

Таким образом, в формуле рассеяния (2.2) следует заменить:

· Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru на Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , т.к. детектор находится под углом и его проекция по направлению к падению уменьшается;

· Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru на Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , вследствие увеличения длины пробега для частицы, пересекающей фольгу под углом;

· Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru на Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , т.к. фольга находится под углом по отношению к частицам и эффективная площадь уменьшается;

· Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru на Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , где r- длина траектории частицы от источника до детектора.

Учитывая, что

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

то

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru ,

и формула (2,2) имеет вид

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru (2.4)

Таким образом, уменьшая расстояние между источником и детектором, увеличится угол рассеяния, и рассеянный поток из-за Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru уменьшится, но поток частиц, ударяющихся о фольгу, увеличивается на Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , и телесный угол детектора также увеличивается на Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru . Вся конфигурация данной установки компенсирует характер Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru вероятности рассеивания. Согласно (2.4) рассеянный поток частиц не зависит от расстояния между детектором и источником, а зависит от значения Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru . На практике расстояние Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru не должно быть меньше 5 см, поскольку иначе окно детектора закрывает чувствительную зону. Чувствительность детектора S к Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частицам, достигающим чувствительной зоны, почти равна единице, а скорость счета в темноте равна нулю. "Offset [%]" выбирается так, чтобы частично подавлять регистрацию обладающих малой энергией многократно рассеянных Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц, достигающих детектора, например, при выходе из более глубокого слоя или подвергаясь рассеиванию уже в источнике. Вследствие высокой энергетической чувствительности S целесообразность их учета при расчетах находится под вопросом.

В результате измерений могут получиться подобные результаты:

при

Z (золото) = 79

n (золото) = 5,9·1022 -3

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 4,803·10-10 СГСЭ

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 3 МэВ = 4,807·10-6эрг

Значение k, полученное при помощи формулы (2), равно 0,213 см-1, а при

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 20,16 мм = 2,016 см

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 370 кБк = 2,22·107 мин-1

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 6 см2

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 1,5 мкм = 1,5·10-4 см

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 15 мм2 = 0,15 см2 (при использовании детектора 09099.00)

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 3,1 ·cos Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru мин-1

Таблица 3: Прямое рассеивание

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , см Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , экспер., мин-1 Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , теоретич., мин-1
90,5 2,2 2,16
77,8 2,5 2,39
67,8 2,9 2,55
53,5 2,9 2,74
40,3 3,5 2,88
30,1 3,7 3,0
21,7 5,0 3,02

На рис. 12 представлен график полученных данных.

Вопросы

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru

Рис. 12: График зависимости рассеянного потока от угла рассеяния (теоретические и экспериментальные значения).
Полученные в ходе измерения данные могут не совпадать с данными, вычисленными по формуле, по трем причинам:

· Предполагаемое значение энергии Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 3 МэВ немного завышено. При распаде Am-241 выделяется Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 5,5 МэВ, средняя энергия Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц источника закрытого типа, использовавшегося в данном эксперименте, составляет около 4 МэВ, но после прохождения золотой фольги толщиной 1,5 мкм ее значение ниже 3 МэВ. При более достоверных подсчетах можно определить значение распределения энергии в каждом слое фольги с вероятностью рассеивания, поскольку предполагаемое значение потока рассеянных частиц обратно пропорционально квадрату энергии Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц.

· Угол рассеяния изменяет толщину фольги, а также энергию частиц вследствие торможения при прохождении через вещество (можно пренебречь). При значениях углов больше 75º или Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru меньше 6 см это приводит к более низким скоростям частиц, которые можно измерить, уменьшив «Смещение», например, до 1%.

· При малых углах или больших l наблюдаются α- частицы, рассеянные электронами атомов, что не учтено в формуле Резерфорда. Об этом свидетельствует значительное увеличение отклонения от теории в диапазоне больших расстояний.

Однако полученные результаты лежат в пределах предполагаемых значений. Кроме этого, видно, что существуют отклонения Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц высоких энергий на большие углы, что можно объяснить наличием тяжелых частиц в атоме.

Таблица 4: Сравнение результатов рассеивания при Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 1,5 мкм, золото (Z = 79) и алюминий - Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 8 мкм, (Z = 13) при Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 11 см, Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru = 40,3º, n (алюминий) = 6,0·1022см-3 и других значениях, указанных выше.

Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , экспер., мин-1 Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , теоретич., мин-1
8,9·1018 3,5 2,9
4.8·1019 0,38 0,42

В таблице 4 представлены примеры результатов измерения рассеяния при наличии тяжелых и легких элементов. Из таблицы видно, что результаты рассеяния ниже у элементов с меньшим атомным числом. Поскольку толщина фольги алюминия и плотность частиц на единицу площади больше, то средняя энергия Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru частиц меньше по сравнению с энергией для золота. С учетом этого, в ходе эксперимента можно получить более высокое значение результата. Однако энергия рассеянных частиц может быть настолько малой, что некоторые из них остались неучтенными, т.к. значение их энергий было ниже установленного «Смещения». Погрешность вследствие малого числа падений составляет Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru =26%. Однако результаты эксперимента лежат в пределах допустимых значений.

Отчет по работе должен содержать.

29. Цель работы.

30. Краткую теорию.

31. Описание установки согласно рис. 1.

32. Результаты измерений (таблицы).

33. Теоретические расчеты.

34. Сравнение расчетных и экспериментальных данных.

35. Вывод.

Вопросы к отчету

1. Формула Резерфорда.

2. Основные характеристики a- частиц.

3. Взаимодействие a - частиц с веществом.

4. Описание установки.

Литература

1. Техническая документация и методические указания немецкой фирмы PHYWE (на английском языке).

2. Мухин К.Н. Экспериментальная ядерная физика. В 3-х тт. Т. 1. Физика атомного ядра, 2009 Издательство: "Лань", 978-5-8114-0739-2, Год: 2009, 7-е изд, стер.

3. Мухин К.Н. Экспериментальная ядерная физика. В 3-х тт. Т. 2. Физика ядерных реакций, 2009 Издательство: "Лань", ISBN: 978-5-8114-0740-8, Год: 2009, 7-е изд, стер.

4. Мухин К.Н. Экспериментальная ядерная физика. В 3-х тт. Т. 3. Физика элементарных частиц, 2008 Издательство: "Лань", 978-5-8114-0741-5, Год: 2008, 6-е изд., испр.

5. Ракобольская И.В. Ядерная физика. Изд. МГУ, 1981

6. Сивухин Д.В. Общий курс физики, атомная и ядерная физика, ч.2.М.Наука,1989

7. Методические пособия к лабораторным работам по курсу «Физический практикум (Атомная физика)».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Физические константы для расчета длин волн линий водорода и дейтерия

π = 3,1415926

c = 2, 99792458*108 м/с

ħ = 1, 05457266*10-34 Дж*с

1/4πεо = 8, 9875*109 Н*м2/Кл2

m = 9,1093897*10-31 кг

е = 1, 60217733 *10-19 Кл

Мh = 1,6726231*10-27 кг

Мd = 3, 343615*10-27 кг

[1] Здесь и далее формулы электродинамики приводятся в таком виде, в котором применяется система единиц в СГС в ее гауссовой форме.

[2] Говоря более строго, гиромагнитное отношение есть величина обратная Задание 2: Прямое рассеяние - student2.ru , однако употребленное название установилось и не вызывает недоразумения.

[3] Резонансным потенциалом атома называется потенциал (в вольтах), численно равный энергии возбуждения атома на соответствующий резонансный уровень.

[4] Мы не учитываем здесь контактной разности потенциалов между электродами лампы, сдвигающей начало отсчета потенциалов, и распределения потенциала вдоль катода.

[5] Функцией возбуждения называется зависимость сечения возбуждения от энергии сталкивающихся частиц.

Наши рекомендации