Развития показателей профессиональной компетентности будущих инженеров
Годы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||||||||||||||||||||||||||
Номер среза | 1 срез | 3 срез | 1 срез | 3 срез | 1 срез | 3 срез | 1 срез | 3 срез | ||||||||||||||||||||||||
Показатели профессиональной компетентности, соответствующие видам профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
научно- исследовательской | Уровни сформиро-ванности показателей профессио- нальной компетентности будущих инженеров | организационно-управленческой | ||||||||||||||||||||||||||||||
оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | оптимальный | допустимый | критический | недопустимый | |
оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
допустимый | ||||||||||||||||||||||||||||||||
критический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
недопустимый | ||||||||||||||||||||||||||||||||
организационно-управленческой | Уровни | научно-исследовательской | ||||||||||||||||||||||||||||||
оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
допустимый | ||||||||||||||||||||||||||||||||
критический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
недопустимый |
Преимущества использования. Анализируя представленную выше Таблицу 1.3.8., можно оценить по итогам формирующего процесса изменение количественного состава студентов, имеющих различные уровни сформированности исследуемых показателей профессиональной компетентности будущих инженеров. Чем интенсивнее и темнее заливка ячейки, тем большее количественное значение студентов находится в соответствующей ранговой группе. Само по себе проявление закономерности в виде концентрации основных количественных значений по диагонали блока экспериментальных данных говорит о том, что изучаемые показатели профессиональной компетентности являются взаимосвязанными и взаимно зависящими друг от друга компонентами интегрального качества личности – профессиональной компетентности будущих инженеров. Наблюдаемая динамика изменения количественного состава групп студентов, участвовавших в эксперименте, заметна в виде изменения цветовой насыщенности диагонали блока данных в третьем контрольном срезе по сравнению с первым. Если рассматривать интенсивность заливки диагональных ячеек в блоках, соответствующих контрольным срезам, то в первом срезе в основном наиболее темные ячейки с насыщенной цветовой заливкой находятся в средней в нижней части диагонали, что соответствует сосредоточению основного количества студентов в группах, имеющих критический и недопустимый уровень развития профессиональных компетенций. По итогам третьего среза цветовая насыщенность диагональных ячеек смещается в верхнюю область, что говорит о переходе основного количественного состава испытуемых в группы студентов, имеющих оптимальный и допустимый уровень развития соответствующих показателей профессиональных компетенций. В Таблице 1.3.8. представлена как прямая (типа A→B), так и обратная зависимость (B←A) показателей, что свидетельствует о наличии взаимной зависимости показателей типа (A↔B), проявляющейся в том, что чем более развит у студентов один показатель профессиональной компетентности будущих инженеров, тем более развит и другой показатель, и наоборот.
3.5. Методические рекомендации по проведению корреляции
результатов диагностики уровня сформированности
профессиональной компетентности будущих инженеров,
определенных разными методами
Целевое назначение.Задача экспериментальной проверки системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики заключается в определении уровня сформированности указанного качества личности различными взаимно дополняющими друг друга методами обследования. Методически обоснованный компьютеризированный способ оценки достоверности цифровых значений профессиональной компетентности будущих инженеров, полученных различными исследовательскими методами, основан на статистическом методе корреляции экспериментальных данных.
Функционально-техническое описание.На основании работы Шиндовского Э. О. «Статистические методы управления качеством» [268] разработаны методические рекомендации для преподавателей, описывающие способ построения электронных таблиц в программах Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc, позволяющих произвести оценку корреляционной взаимосвязи значений профессиональной компетентности будущих инженеров, полученных методом диагностики и самооценки. К диагностическим методам относится использование компьютеризированного тестирования на основе материала по курсу физики, дифференцированного в соответствии с профессиональной спецификой выбранного направления подготовки будущих инженеров. Специально подготовленные тестовые материалы подразумевали возможность смены и расширения тестовых баз по итогам мониторинга изменений потребностей рынка труда, расширения и развития сферы применения физико-технических знаний в инновациях соответствующей профессиональной области. К методам самооценки относилось рефлексивно ориентированное собеседование со студентами, заполнение студентами отчетно-оценочных листов и специально разработанных инвариантно-дифференцированных анкет, включающих в себя блок компетентностной самооценки по фундаментальным общефизическим знаниям, и специфический блок, позволяющий выяснить мнение студентов о своем уровне компетентностного овладения функциями специалиста, видами и способами профессиональной деятельности в физико-технической области. Содержание применяемого анкетного, тестового и диагностико-оценочного фонда приведено в Приложении.
Методика использования.Используя методические рекомендации по построению электронных таблиц в программе Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc, можно определить, существует ли взаимосвязь двух массивов данных, содержащих сведения о количественном составе студентов (в процентах), разделенных по уровням развития профессиональных компетенций будущих инженеров, получаемых методами диагностики и самооценки. Отсутствие согласования данных, полученных методами диагностики и самооценки, является сигналом к тому, что студенты на рефлексивном уровне не достаточно понимают содержание модели профессиональной компетентности, а, следовательно, не могут достоверно оценить самих себя, как субъектов профессиональной подготовки, так и свой уровень развития формируемого качества личности.
Форма отображения результата.В Таблице 1.3.9. приводятся итоги корреляционного анализа экспериментальных данных (полученных методами диагностики и самооценки), позволяющие оценить наличие взаимосвязи между количественным составом групп студентов, имеющих оптимальный, допустимый, критический и недопустимый уровень сформированности показателей профессиональной компетентности будущих инженеров. В Таблице 1.3.9. используются следующие обозначения: коэффициент корреляции r, квантиль zp нормированного нормального распределения величины u, дисперсия σu. Общее количество парных таблиц, получаемых этим способом, равно десяти. В настоящей монографии они не приводятся в виду однотипности получаемых данных.
Таблица 1.3.9.