Динамика и закономерности развития науки
Нет сомнений в том, что наука развивается. Это развитие проявляется в увеличении объема научных знаний, их усложнении, дифференциации и интеграции. Но также очевидно, что процесс развития науки имеет сложный характер. Он протекает неравномерно, включая как этапы медленного, постепенного развития, так и периоды резких, неожиданных переворотов, кардинально меняющих направление развития науки, отвергающих веками признанные истины и заменяющих их новыми.
В современном науковедении известны несколько моделей развития науки. До середины ХХ в. господствующей моделью развития научного знания была кумулятивная (накопительная) модель. Согласно ей в науке идет непрерывное, постепенное приращение и накопление знаний, в итоге дающих все более точное представление об окружающем мире. Каждый последующий шаг в науке можно сделать, опираясь на предыдущие достижения. Поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, а отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем недоразумениями, заблуждениями, отклонениями от магистрального пути развития науки.
Во второй половине ХХ в. появилась альтернативная концепция развития научного знания – модель научных революций. Нельзя утверждать, что до появления этой модели в истории науки не было представлений о научных революциях. Сторонники кумулятивной модели признавали их существование, но они рассматривались как ускоренное развитие, происходящее в том же направлении, что и общий ход развития науки. Новая трактовка научных революций основывалась на идее прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникшая в ходе научной революции, отличается от старой принципиальным образом. Именно такая точка зрения представлена в работе американского ученого Т. Куна «Структура научных революций» (1961 г.). В этой работе он ввел часто используемое сегодня понятие научной парадигмы.
· Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения.
· Научная революция– переворот (резкое изменение) основ знаний в научном мире, сопровождающийся разрушением старых привычных представлений и появлением новой картины мира.
Кун предложил идею, что наука – это не просто приращение знаний, а комплекс знаний соответствующей эпохи. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию. Развитие науки осуществляется через постоянную смену двух этапов – периода нормальной науки (развитие в рамках действующей парадигмы) и периода экстраординарной науки (период научной революции). В данной модели развития науки творчество сконцентрировано главным образом в революционных ситуациях. Это яркие, исключительные вспышки, определяющие дальнейшее развитие науки. Работа же ученых в послереволюционный период – нормальная, продолжающаяся большую часть времени. В период нормальной науки идет постепенный прирост научного знания. Ученые в это время обычно хорошо представляют себе, как устроен мир, и достаточно уверены в своих знаниях.
Экстраординарное развитие науки, каким является период научной революции, всегда связано с заменой одной парадигмы другой. В это время идет ломка существующих в науке взглядов и концепций, социальных институтов, конфликт между конкурирующими научными школами. Научная революция начинается, когда ученые уже не могут не обращать внимания на аномалии, не вписывающиеся в существующую парадигму. Появляется новая парадигма и начинается борьба за ее признание. Результат – изменение взглядов на мир, перестройка не только отдельных научных дисциплин, но и всего здания науки в целом. Интересно, что, по мнению Т. Куна, источник этих изменений лежит вне науки.
Затем науковеды попытались объединить модели постепенного и революционного развития науки (это особенно характерно для отечественных ученых). В период плавного, постепенного развития происходят накопление новых фактов, их систематизация, формулирование законов и теорий, разработка новых принципов, методов и средств познания. Этот процесс может привести к существенным противоречиям с господствующей в науке парадигмой и стать причиной научной революции – качественного скачка в развитии знания, связанного с появлением новой парадигмы, позволяющей по-новому интерпретировать как уже известные, так и полученные в ходе научной революции факты.
В зависимости от масштабов выделяют несколько типов научных революций:
· микрореволюции, затрагивающие обширные разделы в отдельных науках; примером может служить возникновение новых разделов в науке – термодинамики в физике, молекулярной биологии и генетики в биологии и т.д.;
· комплексные революции, затрагивающие несколько областей знания; например, внедрение эволюционных идей в естествознание в середине XIX в. в результате таких известных открытий, как создание клеточной теории, эволюционного учения Ч. Дарвина, периодического закона, закона сохранения энергии;
· глобальные революции, затрагивающие всю систему научного знания и радикально меняющие картину мира; например, революция XVII-XVIII вв., в ходе которой сформировалась классическая наука Нового времени.
Сегодня в истории и методологии науки на первый план выходят новые модели развития науки, появившиеся в 70-е гг. ХХ в., – ситуационные исследования. В работах этого направления подчеркивается необходимость сконцентрировать внимание на отдельном событии в истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития и имеющее нечто общее с другими событиями, а как нечто неповторимое и невоспроизводимое в других условиях.
В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести некие общие закономерности развития науки. Теперь он изучает факт как событие, которое произошло в результате стечения многих обстоятельств и многих линий развития науки, сходящихся в одной точке, чтобы отличить это событие от других. Поскольку в ходе развития науки старые события не вытесняются новыми, все они равноценны, история становится многосубъектной. Речь идет о сосуществовании разных теорий и парадигм.