Техническое обслуживание генератора
Необходимо произвести проверку крепления генератора, при необходимости укрепить его.
Затем осуществить проверку регулятора напряжения и щеточного узла генератора в следующей последовательности:
- снять регулятор со щеточным узлом с генератора;
- очистить щетки от пыли и грязи, проверить высоту щеток и легкость их перемещения под действием щеточных пружин; при выступании щеток менее 4,5 мм регулятор напряжения со щетками или щетки следует заменить;
- при необходимости проверить регулируемое напряжение;
- протереть неэтилированным бензином контактные кольца; в случае их сильного износа или подгорания, зачистить их.
Ремонт генератора
При выявлении неисправностей в работе генератора (таблица 1) он подлежит ремонту, либо замене.
Снятие генератора производится в следующей последовательности:
- отключить аккумуляторную батарею от автомобиля;
- отсоединить провода от генератора;
- с помощью натяжного устройства ослабить натяжение приводного ремня и снять его;
- отвернуть два болта крепления генератора к кронштейнам и снять генератор.
Разборка генератора, подлежащего ремонту, производится в следующей последовательности:
- снять защитный кожух 1 (см. рис. 1);
- снять регулятор напряжения с щеткодержателем и щетками 2, отсоединить провод от регулятора напряжения;
- отвернуть четыре стяжных винта генератора и снять заднюю крышку 5 со статором 20;
- отсоединить фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока 22 и снять статор;
- при необходимости снять выпрямительный блок;
- при необходимости снять с вала ротора шкив;
- при необходимости снять с вала ротора крышку 13 вместе с подшипником.
Контроль деталей генератора следует производить контрольной лампой (рис. 3) или прибором Э236.
Рисунок 3 - Схема контрольной лампы с аккумуляторной батареей:
|
Таблица 1 - Возможные неисправности генератора и способы их устранения | ||
Возможная неисправность | Метод проверки | Способ устранения |
При работе двигателя на средней частоте вращения напряжение ниже 12В | ||
Слабо натянут приводной ремень | Визуально по отклонению стрелки указателя напряжения | Натянуть приводной ремень |
Неисправен регулятор напряжения, щеточный узел или обмотка возбуждения | Контрольная лампа в комбинации приборов при включении зажигания не горит. Если контрольная лампа не горит, то это указывает на: | Сделать следующее: |
неисправность регулятора напряжения | проверить исправность, как указано в подразделе «Ремонт генератора» | |
заедание щеток в каналах щеткодержателя | очистить щетки и щеткодержатель от пыли и грязи | |
подгар, окисление или износ контактных колец ротора | зачистить или проточить контактные кольца, как указано в подразделе «Ремонт генератора» | |
обрыв обмотки возбуждения | проверить как указано в подразделе «Ремонт генератора» и, при необходимости, заменить | |
Неисправен выпрямительный блок | Разобрать генератор и проверить выпрямительный блок | Неисправный блок заменить, как указано в подразделе «Ремонт генератора» |
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотках статора или ротора | Разобрать генератор и проверить обмотки как указано в подразделе «Ремонт генератора» | Статор или ротор с поврежденными обмотками заменить |
Указатель напряжения показывает напряжение выше 15В | ||
Неисправен регулятор напряжения | Визуально по показанию вольтметра | Проверить регулятор напряжения. К клеммам «В+» и «-» генератора подключить контрольный вольтметр на 30В класса 0,5 1. Запустить двигатель, установить частоту вращения двигателя по тахо-метру в пределах 1000-1200 〖мин〗^(-1) Включить габаритный свет и заметить показания контрольного вольтметра. Напряжение должно находиться в пределах 13,8-14,2В, при температуре генератора (25±5)ºС. Если напряжение не лежит в указанных пределах, заменить регулятор напряжения |
Повышенный шум при работе генератора | ||
Задевание ротора за полюса статора | Разобрать генератор и проверить наличие следов задевания ротора за полюса статора (по оставшимся следам на полюсах). Проверить исправность подшипника и посадочное место под подшипник со стороны щеточного узла как указано в подразделе «Ремонт генератора» | Неисправный подшипник или пластмассовый держатель подшипника в крышке заменить |
Ослабление стяжных винтов крышек генератора | Проверить надежность затяжки четырех стяжных винтов крышек генератора | Произвести затяжку винтов моментом 5-6 Н•м (0,5-0,6 кгс•м) |
Заедание подшипников | Разобрать генератор и проверить исправность подшипников (см. подраздел «Ремонт генератора») | Неисправные подшипники заменить |
Выработка посадочного места под подшипник со стороны щеточного узла | Разобрать генератор и проверить посадочное место в крышке как указано в подразделе «Ремонт генератора» | При необходимости заменить пластмассовый держатель подшипника |