Техническое обслуживание генератора

Необходимо произвести проверку крепления генератора, при необходимости укрепить его.
Затем осуществить проверку регулятора напряжения и щеточного узла генератора в следующей последовательности:
- снять регулятор со щеточным узлом с генератора;
- очистить щетки от пыли и грязи, проверить высоту щеток и легкость их перемещения под действием щеточных пружин; при выступании щеток менее 4,5 мм регулятор напряжения со щетками или щетки следует заменить;
- при необходимости проверить регулируемое напряжение;
- протереть неэтилированным бензином контактные кольца; в случае их сильного износа или подгорания, зачистить их.

Ремонт генератора

При выявлении неисправностей в работе генератора (таблица 1) он подлежит ремонту, либо замене.
Снятие генератора производится в следующей последовательности:
- отключить аккумуляторную батарею от автомобиля;
- отсоединить провода от генератора;
- с помощью натяжного устройства ослабить натяжение приводного ремня и снять его;
- отвернуть два болта крепления генератора к кронштейнам и снять генератор.
Разборка генератора, подлежащего ремонту, производится в следующей последовательности:
- снять защитный кожух 1 (см. рис. 1);
- снять регулятор напряжения с щеткодержателем и щетками 2, отсоединить провод от регулятора напряжения;
- отвернуть четыре стяжных винта генератора и снять заднюю крышку 5 со статором 20;
- отсоединить фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока 22 и снять статор;
- при необходимости снять выпрямительный блок;
- при необходимости снять с вала ротора шкив;
- при необходимости снять с вала ротора крышку 13 вместе с подшипником.
Контроль деталей генератора следует производить контрольной лампой (рис. 3) или прибором Э236.

Рисунок 3 - Схема контрольной лампы с аккумуляторной батареей:
  • 1 – аккумуляторная батарея;
  • 2 - контрольная лампа мощностью 1-5 Вт;
  • 3 – штырь
Таблица 1 - Возможные неисправности генератора и способы их устранения
Возможная неисправность Метод проверки Способ устранения
При работе двигателя на средней частоте вращения напряжение ниже 12В
Слабо натянут приводной ремень Визуально по отклонению стрелки указателя напряжения Натянуть приводной ремень
Неисправен регулятор напряжения, щеточный узел или обмотка возбуждения Контрольная лампа в комбинации приборов при включении зажигания не горит. Если контрольная лампа не горит, то это указывает на: Сделать следующее:
  неисправность регулятора напряжения проверить исправность, как указано в подразделе «Ремонт генератора»
  заедание щеток в каналах щеткодержателя очистить щетки и щеткодержатель от пыли и грязи
  подгар, окисление или износ контактных колец ротора зачистить или проточить контактные кольца, как указано в подразделе «Ремонт генератора»
  обрыв обмотки возбуждения проверить как указано в подразделе «Ремонт генератора» и, при необходимости, заменить
Неисправен выпрямительный блок Разобрать генератор и проверить выпрямительный блок Неисправный блок заменить, как указано в подразделе «Ремонт генератора»
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотках статора или ротора Разобрать генератор и проверить обмотки как указано в подразделе «Ремонт генератора» Статор или ротор с поврежденными обмотками заменить
Указатель напряжения показывает напряжение выше 15В
Неисправен регулятор напряжения Визуально по показанию вольтметра Проверить регулятор напряжения. К клеммам «В+» и «-» генератора подключить контрольный вольтметр на 30В класса 0,5 1. Запустить двигатель, установить частоту вращения двигателя по тахо-метру в пределах 1000-1200 〖мин〗^(-1) Включить габаритный свет и заметить показания контрольного вольтметра. Напряжение должно находиться в пределах 13,8-14,2В, при температуре генератора (25±5)ºС. Если напряжение не лежит в указанных пределах, заменить регулятор напряжения
Повышенный шум при работе генератора
Задевание ротора за полюса статора Разобрать генератор и проверить наличие следов задевания ротора за полюса статора (по оставшимся следам на полюсах). Проверить исправность подшипника и посадочное место под подшипник со стороны щеточного узла как указано в подразделе «Ремонт генератора» Неисправный подшипник или пластмассовый держатель подшипника в крышке заменить
Ослабление стяжных винтов крышек генератора Проверить надежность затяжки четырех стяжных винтов крышек генератора Произвести затяжку винтов моментом 5-6 Н•м (0,5-0,6 кгс•м)
Заедание подшипников Разобрать генератор и проверить исправность подшипников (см. подраздел «Ремонт генератора») Неисправные подшипники заменить
Выработка посадочного места под подшипник со стороны щеточного узла Разобрать генератор и проверить посадочное место в крышке как указано в подразделе «Ремонт генератора» При необходимости заменить пластмассовый держатель подшипника

Наши рекомендации