Ознакомление с теоретическим материалом учебника

Урок № 30

Тема.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные), их роль в языке

Цели:дать понятие об определённо-личных и неопределённо-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, употреблять в речи.

Оборудование:учебник, учебные тексты, репродукция картины Ф. Васильева «Мокрый луг».

Тип урока:комбинированный.

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

Беседа

— Какие предложения называются односоставными?

— Какие виды односоставных предложений вы знаете?

— В каких стилях речи чаще всего употребляются односоставные предложения?

Практическая работа

Текст для наблюдения

ФЁДОР ВАСИЛЬЕВ «МОКРЫЙ ЛУГ»

Это самое значительное произведение великого художника. Это картина-реквием.

Раннее утро. Рассветает. Робкая заря глядится в гладь озерца. Видим тяжелые свинцовые тучи, тени облаков, скользящие по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга.

Привольно, свежо. Пейзаж живёт.

…Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Невидимое перемещение туч. Простор. Щемящая поэзия приволья. Печальная красота мокрого луга.

Задания

• Выразительно прочитайте текст.

• Определите стилистическую принадлежность текста.

• Назовите типы односоставных предложений.

Реквием — произведение (обычно музыкальное) траурного характера.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Ч то лучше режет: нож или ножницы?

«Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы», — ответите вы. Нож действует так же хорошо, как и ножницы, хотя состоит из одной режущей части, а не из двух. Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных предложений. Первые имеют один главный член (Зима. Без труда не вынешь рыбку из пруда. На улице вьюжит), вторые — два (Я изучаю физику). Н о односоставные предложения — это не калеки, они так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные.

IV. Изучение нового материала

Объяснение учителя

— Определённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: говорящий или его собеседники, например: «Ну, как живёшь?» — поинтересовался Гаврик.— «Учусь»,— отвечал Петя (В. Катаев).

Сказуемое своей формой (окончанием) показывает, что деятелем является говорящий (1-е лицо — я или мы) или его собеседник (2-е лицо — ты или вы).

Контекст, а также обращение подсказывают, о ком именно говорится: «Папочка, привези мне акулу!» — «Обязательно привезу, Юрик»

(В. Санин).

Сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено формами 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч. изъявительного и повелительного наклонения:

Читаю (-ем) много.— 1-е л., ед. и мн. ч., изъявит. накл.

Много читаешь (-ете)? — 2 -е л., ед. и мн. ч., изъявит. накл.

Читай (-те) больше! — 2 -е л., ед. и мн. ч., повелит. накл.

Сказуемое может быть выражено и формами будущего времени.

Определённо-личные предложения по смыслу близки к двусоставным с местоимениями-подлежащими я, мы, ты, вы, но отличаются тем, что в них есть только один главный член. Сравните:

Двусоставные предложения

Утром я встаю в 7 часов.

Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В 8 часов я выхожу из дома…

Определённо-личные предложения

Утром встаю в 7 часов.

Делаю зарядку. Потом умываюсь и завтракаю. В 8 часов выхожу из дома...

Без местоимений-подлежащих речь более динамична: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев). Вьюга снежная, пурга, напряди нам пряжи, взбей пушистые снега, словно пух лебяжий (С. Маршак).

Определённо-личные предложения более лаконичны, чем двусоставные.

Отсутствие подлежащего в определённо-личных предложениях усиливает действие и позволяет избежать назойливого повторения ненужных для смысла я, мы, вы, ты.

Определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах и афоризмах, а также в поэтической речи:

Слезами горю не поможешь. Любишь кататься — люби и саночки возить.

Век живи — век учись. Потерянное доверие не скоро найдёшь. (Пословицы)

Неопределённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо:

В посёлке строят (построили, будут строить) новую школу. В таких предложениях важно само действие, а не те лица, которые его производит.

Сказуемое в неопределённо-личных предложениях имеет форму прош. вр. мн. ч.: Дорожки в посёлке посыпали галькой. Её привезли с моря (Ю. Яковлев), а также форму 3 -го лица мн. ч. наст. и буд. вр.

Неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, а также в предложениях, содержащих различные инструкции, этические нормы и т. д.: Цыплят по осени считают. По одёжке встречают, по уму провожают. (Пословицы) Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин).

Ознакомление с теоретическим материалом учебника

Наши рекомендации