Работа с теоретическим материалом

– Опираясь на алгоритм, расскажите о правиле написания суффиксов -к- и -ск-.

4. «Составь пару!»

Учитель диктует прилагательные краткой формы. Задача учащихся – записать полную.

Резок, скользок, узок, дерзок, близок, мерзок, низок.

Игра «Не спутай кармашки».

На столе лежат карточки со словами:

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

– Задача учащихся – образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Затем положить эту карточку в соответствующий кармашек.

-к-   -ск-

Найди определение.

Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:

флаг жук ковер сталь орех снаряжение кружева платки дамас..ая альпинист..ое пират..ий колорад..ий урюпин..ий персид..ий вологод..ие грец..ий

Самостоятельная работа (упражнение 328).

Домашнее задание:упражнение 329 (подготовиться к диктанту).

Урок 90.
Дефисное и слитное написание
сложных прилагательных

Диктант (упражнение 329).

Работа с текстом.

– Послушайте описание (стихотворение на доске) кота из стихотворения С. Черного «Чуткая душа».

Каким вы его себе представляете?

Сизо-дымчатый кот,

Равнодушно-ленивый скот,

Толстая муфта с глазами русалки,

Чинно и валко

Обошел всех, знакомых ему до ногтей,

Обычных гостей...

– Какие средства использовал поэт, чтобы как можно точнее описать кота?

– Какие прилагательные описывают внешность кота?

– Какие прилагательные описывают его характер?

Учитель подчеркивает названные прилагательные.

– Скажите, если бы поэт при описании цвета использовал бы простые прилагательные сизый или дымчатый, как бы это повлияло на ваше восприятие кота?

– Для чего поэт соединяет два признака в один?

– Проанализируйте по такому же принципу прилагательное равнодушно-ленивый.

– Сегодня на уроке мы будем изучать сложные прилагательные, а именно: их дефисное и слитное написание.

Работа над теоретическим материалом.

– Выпишите в столбики из стихотворения прилагательные сизо-дымчатый и равнодушно-ленивый.

– По какому критерию характеризует кота прилагательное сизо-дымчатый? (По цвету.)

– Если сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного «оттенок цвета».

– Можно ли сказать, что кот был равнодушным и ленивым?

– Если прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного «Можно вставить союз И».

– На с. 137 учебника прочитайте об условиях дефисного написания прилагательных.

– Когда сложные прилагательные пишутся слитно?

– Объясните слитное написание первой части сложного прилагательного равнодушно-ленивый.

Упражнение 330.

1-й в а р и а н т: учащиеся выписывают прилагательные, которые образованы из сочетания слов, подчиненных одно другому.

2-й в а р и а н т: учащиеся выписывают прилагательные, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.

Упражнение 331.

Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слово, объясняют его правописание. Остальные работают в тетрадях.

Лингвистическая задача.

– Рассмотрите слова в рамке:

иссиня-черный

изжелта-красный

– Объясните выбор согласных в приставках.

Творческая работа.

Каждый учащийся получает лист с нераскрашенным рисунком (учитель для этой цели может использовать детские раскраски). Задача – «придать цвет». Но делать это нужно не кистью или карандашом, а словом. Учащиеся вписывают в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет. При этом нужно использовать только сложные прилагательные.

Н а п р и м е р:

Работа с теоретическим материалом - student2.ru

Затем учащиеся записывают словосочетания в тетради.

Домашнее задание:упражнение 334; подготовить ответы на контрольные вопросы и задания (с. 140–141).

Урок 91.
Повторение

I в а р и а н т

Тест

1. Прилагательное обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие.

2. Прилагательное может изменяться:

а) по родам;

б) лицам;

в) временам.

3) В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего;

б) сказуемого;

в) обстоятельства.

4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:

а) высокий;

б) глубочайший;

в) лучше.

5) Укажите составную форму превосходной степени сравнения:

а) более снежная;

б) самая умная;

в) интереснейшая.

6) Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

7) Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание:

а) -й;

б) -ий;

в) нулевое.

Практическая часть

1. Впишите окончания прилагательных:

1) о ясн.. осенн.. дне;

2) на школьн.. площадке;

3) для детск.. сада.

Поставьте ударение.

Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.

Наши рекомендации