Способы повышения потенциальной устойчивости

Поскольку тяговые электродвигатели работают в режимах, близких к предельным, то следует заранее оговориться, что добиться абсолютной потенциальной устойчивости и отсутствия дугообразования не удается. Однако существует ряд способов повышения потенциальной устойчивости, к основным из которых относят:

1) применение расходящихся воздушных зазоров;

2) использование специальных полюсных наконечников;

3) применение компенсационных обмоток.

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru Исследования показывают, что для получения одинакового ограничивающего воздействия на реакцию якоря воздушный зазор должен возрастать по линейной зависимости, от середины главного полюса к его краям, то есть его можно описать формулой

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

где Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – коэффициент раскрытия зазора; Х – относительное расположение текущей точки х под полюсом (рис. 6.12),

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ;

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

Обеспечить точное выполнение уравнения технологически сложно и поэтому на практике чаще используют зазоры следующих трех видов (рис. 6.13).

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru

Рис. 6.13. Виды воздушных зазоров: а – эксцентричный; б – клиновидный; в – частично расходящийся

Чаще всего применяют эксцентричный зазор, при котором поверхность полюса выполняется одним радиусом.

Реже применяют клиновидные и частично расходящиеся зазоры.

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru Как уже отмечалось, на распределение индукции под полюсом заметное влияние оказывает форма рога полюсного наконечника. Желательно для машин без компенсационной обмотки, чтобы рог имел постепенное сужение с сильно заостренным концом (рис. 6.14). При этом конец рога при больших нагрузках насыщается за счет реакции якоря и ограничивает поток реакции якоря.

Однако и применение зазора, и удлинение и заострение рога уступают по своей эффективности компенсационным обмоткам.

6.8. Компенсационная обмотка и ее влияние
на потенциальные условия

Применение компенсационной обмотки является наиболее эффективным способом повышения потенциальной устойчивости тяговых двигателей и наиболее совершенной мерой подавления поперечной реакции якоря.

Компенсационная обмотка позволяет снизить максимальное межламельное напряжение Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru приблизительно на 25 % в стационарных режимах и на 40…50 % в переходных режимах.

Кроме того, компенсационная обмотка, нейтрализуя искажающее влияние реакции якоря, позволяет получить более равномерное распределение магнитного потока под главным полюсом.

Применение компенсационной обмотки благоприятно и в конструкционном плане. Применение ее позволяет уменьшить число витков как главных, так и добавочных полюсов, а значит сократить количество меди, затрачиваемой на машину.

Причем, сокращение числа витков главных полюсов осуществляется потому, что с применением компенсационной обмотки можно уменьшить воздушный зазор и снизить потоки рассеяния.

Сокращение числа витков добавочных полюсов происходит из-за того, что в основном реакцию якоря компенсирует компенсационная обмотка.

Хотя с другой стороны, компенсационная обмотка это лишний узел в машине, а это усложнение конструкции, увеличение числа возможных дефектов. Да и само расположение компенсационной обмотки снижает ремонтопригодность. Дело в том, что компенсационная обмотка закладывается в пазы двух соседних главных полюсов.

Конструктивное решение компенсационной обмотки общепринято, её выполняют катушечной, как показано на рис. 6.15. Особенность укладки заключается в том, что ее укладывают не в радиальные пазы, а в пазы главного полюса, параллельные дополнительным полюсам.

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru

Рис. 6.15. Конструкция компенсационной обмотки

Электромагнитные процессы, происходящие в двигателе при наличии компенсационной обмотки, показаны на рис. 6.16.

Действие компенсационной обмотки зависит от степени компенсации

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

где Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru , Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – мдс компенсационной обмотки и реакции якоря на любом расстоянии х от середины полюса; Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – линейная нагрузка компенсационной обмотки

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

где Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – число проводников компенсационной обмотки на полюс; Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – число параллельных ветвей компенсационной обмотки

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru

Рис. 6.16. Схема расположения и действия компенсационной обмотки

Как правило, при расчетах применяют Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru = 0,8…1,2, на диаграммах изображена Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru в точках Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru т. е.

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

где Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – мдс реакции якоря под краем полюса.

Наибольшее расчетное значение мдс реакции якоря под серединой дополнительного полюса при Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru можно определить следующим образом

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

В этом случае мдс дополнительного полюса может быть рассчитана на компенсацию Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru , которая, конечно же, меньше, чем в двигателях без компенсационной обмотки.

В тяговых двигателях с компенсационной обмоткой нет необходимости в изменении формы зазоров под главным полюсом и применении расходящихся зазоров. Поэтому в машинах с компенсационными обмотками используют обыкновенный концентрический зазор. При чем сам зазор уменьшают и в двигателях

· Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru до 300 кВт – Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru = 3…4 мм;

· Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru более 300 кВт – Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru = 4,5…6 мм.

Следует отметить, что рассматривался вариант при условии, что обмотка расположена равномерно по полюсу.

На самом деле обмотка сконцентрирована по пазам, число которых колеблется от Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru = 6…12.

Поэтому из-за зубчатой структуры полюса возникает существенная неравномерность индукции.

Изображая фрагмент рис. 6.16 крупным планом (рис. 6.17) видим, что

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

где Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru – зубцовое деление компенсационной обмотки

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

тогда при условии, что Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

Заменив в формуле

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru ,

можно записать

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru

Рис. 6.17. Влияние компенсационной обмотки на распределение индукции и мдс: Fвос – среднее значение мдс холостого тока в воздушном зазоре; Вво – распределение индукции

Зная максимальную и среднюю величины мдс, можно определить коэффициент искажения формы мдс

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

В действительности коэффициент искажения несколько выше из-за дискретности расположения не только компенсационной обмотки, но и обмотки якоря. Учитывается эта неравномерность с помощью коэффициента воздушного зазора Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru , тогда

Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

Определение коэффициента воздушного зазора уже приводилось. Ступенчатость мдс сглаживают, придавая пазам компенсационной обмотки скосы в пределах зубцового деления компенсационной обмотки Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru .

Несмотря на явные преимущества конструкции, ее усложнение значительное, и поэтому такую обмотку применяют, лишь убедившись в ее целесообразности.

Обычно применение обмотки считается оправданным, когда отношение максимальной скорости к средней больше двух.

Компенсационную обмотку применяют всегда при мощности двигателя Способы повышения потенциальной устойчивости - student2.ru кВт.

Изготовленные заранее катушки закладываются в пазы и крепятся клиньями. Принцип крепления обмотки такой же, как и у обмотки якоря. Выбор изоляционного покрытия осуществляется так же, как и для обмотки якоря.

Развитие современной технологии позволяет создавать машины с беспазовым якорем, что тоже повышает их потенциальную устойчивость, при этом обмотка наклеивается на гладкую поверхность якоря.

Наши рекомендации