Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Используется типовая учебная аудитория на 1 группу с доской и мелом, фонды библиотеки и точки доступа в Интернет.
8. Вопросы и задания к экзамену.
Экзамен включает теоретический вопрос и практическое задание. При ответе на теоретический вопрос студент должен показать знание основных понятий, принципов и законов школьного курса физики. При раскрытии практического задания студент должен показать умение решать типовые учебные задачи школьной программы по физике, грамотно использовать физическую лексику и понятийный аппарат.
8.1. Теоретические вопросы.
Часть 1. МЕХАНИКА
1. Физика. Механика. Механика Ньютона. Свойства пространства и времени в механике Ньютона (классической механике). Основные абстрактные понятия механики: частица, твёрдое тело (ТТ), система отсчёта. Описание положения частицы в координатной и векторной форме; связь этих форм
2. Кинематика. Траектория. Уравнения движения, перемещение, скорость и ускорение частицы в координатной и векторной форме; связь этих форм.
3. Описание движения в естественной форме. Равномерное, равнопеременное и произвольное движения.
4. Движение брошенного тела. Поступательное движение и вращение ТТ вокруг неподвижной оси. Относительность движения. Абсолютное, переносное, относительное движение. Теорема сложения скоростей в случае поступательного переносного движения.
5. Динамика. Инертность тела. Инертная масса. Импульс частицы. Сила. Три закона Ньютона; две формы записи второго закона. Равнодействующая сил. Инерциальная (ИСО) и неинерциальная (НСО) система отсчёта. Принцип относительности Галилея. Две задачи динамики.
6. Силы в механике. Момент силы (вращающий момент).
7. Теорема об изменении импульса частицы. Система частиц (механическая система МС). Импульс МС. Центр масс МС. Теорема об изменении импульса МС. Теорема о движении центра масс. Закон сохранения импульса.
8. Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Кинетическая энергия частицы, МС и ТТ; теоремы об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия упругого взаимодействия.
9. Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия. Общие свойства потенциальной энергии. Консервативные и диссипативные силы. Консервативная МС. Полная механическая энергия (ПМЭ). Теоремы об изменении ПМЭ Закон сохранения энергии.
10. Основные понятия теории колебаний и волн. Механические колебания. Пружинный маятник; его механическая энергия.
11. Волна. Механическая волна. Энергия волны; вектор Умова. Уравнения плоской и сферической волн. Элементы акустики.
12. Затухание волн; закон Бугера. Дисперсия волн. Интерференция волн; когерентность источников.
13. Стоячие волны. Дифракция волн; принцип Гюйгенса.
Часть 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
14. Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование.
15. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Абсолютная температура и её статистический смысл.
16. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона-Менделеева). Универсальная газовая постоянная. Изотермический, изохорический и изобарический процессы.
17. Экспериментальное доказательство справедливости основного уравнения МКТ.
18. Предмет и метод термодинамики. Внутренняя энергия с точки зрения МКТ. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоёмкость вещества.
19. Первое начало термодинамики и применение его к различным процессам, протекающим в газах.
20. Уравнение теплового баланса. Фазовые превращения. Энергетическое описание фазовых превращений на примере диаграммы фазовых переходов.
Часть 3. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ.
21. Электрический заряд и его основные свойства. Модели распределения заряда. Закон Кулона. Теории дально- и близкодействия. Электрическое поле, его свойства. Напряжённость электрического поля, силовые линии.Поле точечного заряда. Принцип суперпозиции. Поле диполя.
22. Поле заряженной плоскости и двух параллельных плоскостей. Потенциал. Потенциал поля одного и нескольких точечных зарядов. Эквипотенциальные поверхности. Связь напряжённости и потенциала. Работа электрического поля. Его потенциальность.
23. Диполь в электрическом поле. Электрическое поле в диэлектрике: поляризация и две модели строения диэлектрика. Смысл диэлектрической проницаемости. Расчёт некоторых электрических полей в присутствии диэлектриков.
24. Свойства заряженного проводника в электростатике. Проводник в электрическом поле. Электрическая ёмкость проводника.
25. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия заряженного тела. Энергия электрического поля.
26. Электрический ток. Сила и плотность тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для металлического проводника.
27. Сторонние силы и ЭДС. Закон Ома для участка цепи с ЭДС и для замкнутой цепи. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность постоянного тока.
28. Магнитное поле, его описание. Закон Ампера. Поведение кругового тока в магнитном поле. Магнитный момент витка с током.
29. Сила Лоренца. Движение заряда в однородном магнитном поле. Закон Био-Савара. Поле кругового тока. .
30. Магнитное поле прямого тока, соленоида, Земли. Магнитное поле в веществе.
31. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Правило Ленца. Механизм создания индукционного тока.
32. Явление самоиндукции. Индуктивность. Индуктивность соленоида. Явление взаимоиндукции; трансформатор. Энергия магнитного поля.
33. Получение переменной ЭДС. Квазистационарный переменный ток: сопротивление, индуктивность и ёмкость в цепи такого тока. Метод векторных диаграмм.
34. Закон Ома для переменного тока. Резонанс напряжений. Работа и мощность в цепи переменного тока. Действующие значение переменного тока и напряжения.
35. Собственные колебания последовательного электрического колебательного контура. Упругие волны. Ток смещения. Электромагнитные волны.
Часть 4. ОПТИКА, КВАНТОВАЯ, АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА
36. Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления света. Рассмотрение законов преломления и отражения с позиции принципа Гюйгенса. Полное отражение.
37. Волновые свойства света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света.
38. Ход лучей в линзах. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы и ее линейное увеличение.
39. Зарождение квантовой теории. Фотоны. Открытие фотоэффекта. Энергия и импульс фотона. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Эффект Комптона.
40. Модели атома Томсона и Резерфорда-Бора. Спектр атома водорода по Бору.
41. Протонно-нейтронная модель ядра. Заряд и массовое число ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.
8.2. Практические задания.
Часть 1. МЕХАНИКА
1. По координатам начала и конца вектора, заданным преподавателем (это подразумевается ниже везде, где условия не указаны явно), найти длину и направление вектора, а также его проекции на координатные оси. Сложить несколько векторов; разложить вектор на составляющие; найти проекции вектора на оси или плоскость.
2. По уравнениям движения точки в координатной форме, определить все возможные параметры её движения.
3. По заданным траектории и уравнению движения точки в естественной форме найти все возможные параметры движения.
4. Определить характер движения твёрдого тела (ТТ) и кинематически описать движение одной из его точек.
5. Указав абсолютное, переносное и относительное движения; применить теорему сложения скоростей.
6. Решить основную задачу механики для частицы известной массы.
7. Указать силы в 3-м законе Ньютона для тела, падающего на Землю, и для тела, лежащего на Земле.
8. Решить обратную задачу механики.
9. В опыте оценить коэффициент сухого трения скольжения.
10. В опыте оценить коэффициент упругости.
11. Применить теорему об изменении импульса частицы или ТТ.
12. Применить закон сохранения импульса.
12. Найти положение центра масс механической системы (МС) или ТТ.
13. Применить теорему о движении центра масс МС или ТТ.
14. Применить теорему об изменении кинетической энергии или ПМЭ.
15. Применить закон сохранения ПМЭ.
16. По уравнению гармонического колебания построить его график. Решить обратную задачу.
17. Для шарика массой 10 г на пружине с коэффициентом жёсткости 4 Н/м найти период продольных свободных колебаний при малом трении. Выбрав способ возбуждения и разумную амплитуду колебаний, записать уравнение свободных колебаний. Найти полную механическую энергию колебаний шарика; пружину считать при этом невесомой.
18. Средний радиус R = 2 cм упругой сферы в воздухе периодически меняется по гармоническому закону с малой амплитудой А = 0,1 см и частотой n = 2 Гц. Учитывая только изменение амплитуды из-за расширения фронта волоны, показать путь оценки амплитуды колебаний в 10 см от центра сферы. Записать уравнение сферической упругой волны в воздухе, пренебрегая затуханием из-за поглощения её энергии. Недостающие данные взять в справочниках.
Часть 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
1. Объяснить исчезновение дыма в воздухе (явление, выражаемое словами «Дым тает в воздухе»)
2. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека?
3. Почему в горячей воде сахар растворяется скорее, чем в холодной?
4. Сливки на молоке быстрее отстаиваются в холодном помещении. Почему?
5. Для точных измерений в технике употребляются стальные бруски, называемые «плитками Иогансона». Прижатые друг к другу, эти плитки держатся вместе очень прочно. Почему?
6. Для чего при складировании полированных стекол между ними прокладывают бумажные ленты?
7. Когда лёд может быть нагревателем?
8. Если пить чай из алюминиевой кружки, он обжигает губы, а если тот же чай пить из фарфоровой чашки, не обжигает. Почему?
9. Почему холодный металл на ощупь кажется холоднее дерева той же температуры (а горячий, наоборот, горячее)? При какой температуре и металл и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?
10. Опытные хозяйки, прежде чем наливать в стакан крутой кипяток, опускают в стакан чайную ложку. Почему?
11. Почему пушинка над горящей свечой быстро поднимается вверх?
12. Человек не чувствует прохлады на воздухе при температуре 20°С, а в воде быстрпо начинает зябнуть при 25°С. Почему?
13. Когда быстрее остынет чайник с кипятком – когда чайник поставлен на лёд или когда лёд положен на крышку чайника?
14. Почему свёрла, пилы и т.п. нагреваются при работе с ними?
15. После сильного шторма вода в море становится теплее. Почему?
16. Тёплый воздух поднимается кверху. Почему же в тропосфере внизу теплее, чем вверху?
17. Почему от горящих поленьев с треском отскакивают искры?
18. Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им о пол?
19. Почему трудно наполнить бутылку жидкостью, если носик воронки плотно прижат к стенкам горлышка бутылки?
20. Иногда из бутылки, наполненной газированной водой, вылетает пробка, если бутылка посталена в теплое место. Почему?
21. Баллоны электрических ламп накаливания заполняют азотом при низкой температуре и давлении. Почему заполнение производят при таких условиях?
22. Почему нагревается велосипедный насос при накачивании им воздуха в шину?
23. Почему сильный дождь охлаждает воздух?
24. После дождя: почему испаряется вода в лужах? Вчера целый день моросил дождь. Около подъезда образовалась большая лужа, через которую Коля ловко перепрыгивал. А сегодня было тепло и безветренно, но ... лужа стала маленькой. Коля рассуждал: почему вода в луже постоянно испаряется, хотя она имеет температуры окружающего воздуха? На уроке физики учили, что переход тепла от одного тела к другому происходит только в том случае, если между ними существует разность температур t2 — t1.А для испарения воды массой m из лужи необходимо количество теплоты Q = сm(t2 — t1), которое вода из окружающего пространства получить не может, так как температуры лужи и воздуха одинаковы: t2 = t1,. Как же происходит испарение воды из лужи?
25. Осенью на зиму ставят двойные рамы, заклеивают окна. Коля подумал, что надо сразу при строительстве делать побольше промежутки между рамами. Воздух - плохой проводник тепла. Поэтому, может быть, было бы лучше, если бы расстояния между рамами сразу увеличивать, тогда слой воздуха будет толще, и будет теплее. Почему же этого никто не делает на практике?
26. Коля увидел, как сосед по даче для утепления садового домика на зиму насыпал между его двойными стенками опилки и стружки. Зачем он это делал? Ведь воздуха между стенками стало меньше, а воздух - плохой проводник тепла?
27. Почему на Земле пыль долго удерживается над ее поверхностью, а на Луне она быстро оседает, несмотря на то, что сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле?
28. В ветреный день нам становится теплее, если мы «спрячемся» от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Коля решил проверить это на опыте. Он взял вентилятор и термометр, а также лист фанеры. Сначала включил вентилятор и подставил руку в струю воздуха перед листом фанеры и затем — сзади. Руке за фанерой было теплее.Потом подставил вместо руки термометр. Что он показал?
Часть 3. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ.
1. Для системы неподвижных точечных зарядов (или заряженного тела и точечного заряда) в вакууме с учётом принципа суперпозиции применить закон Кулона.
2. Для системы зарядов (заряженного тела) найти напряжённость или потенциал электрического поля в заданной точке вакуума.
3. Дано электрическое поле с потенциалом, указанным преподавателем (например, = 5х2+3у+5). Заряд +1 нКл помещен в точку А(1,2) этого поля. Найти потенциальную энергию заряда и действующую на него в точке А силу, а также работу перемещения в точку В(3,4).
4. Для системы зарядов (заряженного тела) в линейном безграничном однородном изотропном жидком диэлектрике с известной относительной проницаемостью с учётом принципа суперпозиции найти силу взаимодействия или напряжённость электрического поля в заданной точке.
5. Даны два металлических шарика известных радиусов, несущих известные заряды. Для указанного преподавателем расстояния между шариками оценить силу их взаимодействия в воздухе.
6. Даны два удалённых металлических шарика разных известных радиусов, несущих известные заряды. Найти их исходные потенциалы, а также общий потенциал после соединения тонким проводником.
7. Найти силу Ампера (Лоренца).
8. Показать путь расчёта магнитного поля системы токов в воздухе.
9. Показать путь расчёта магнитного поля системы токов в железе.
10 .По основной кривой индукции ферромагнетика найти магнитную проницаемость для указанной преподавателем величины исходного поля в вакууме.
11. По оси проводящего кольца к нему приближается (или удаляется) какой-то полюс полосового постоянного магнита. С помощью правила Ленца найти направление индукционного тока; определить и направление силы Ампера.
12. С помощью правила Ленца найти направление вихревых токов, создаваемых в сплошном проводящем сердечнике.
13. Для цепи с известными R, L и C, включенными последовательно в осветительную сеть переменного тока, найти, по выбору преподавателя, импеданс, коэффициент мощности, действующее значение силы тока, активную и полную мощность, амплитуду или действующее значение напряжения на элементах цепи..
Часть 4. ОПТИКА, КВАНТОВАЯ, АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА
1. Вследствие того, что скорость света конечная величина, мы видим Солнце на небосводе на том месте, какое оно занимало 8 мин 16 с тому назад. Так ли это?
2. В каком случае угол преломления луча равен углу падения?
3. Почему трудно попасть из ружья в рыбу, плавающую под водой?
4. Почему днем не видно звезд?
5. В комнате, освещенной электрической лампочкой, надо определить, какая из двух собирательных линз имеет большую оптическую силу. Как это сделать?
6. Можно ли куском льда зажечь спичку?
7. Как изменится главное фокусное расстояние линзы в бензоле, имеющем такой же показатель преломления, что и стекло линзы?
8. Из двух часовых стекол склеили «выпуклую линзу». Как будет действовать эта линза на пучок лучей в воде?
9. Укажите, которые из линз, изображенных на рисунке непригодны для получения действительных изображений предметов?
10. Пересекутся ли после прохождения линзы лучи, исходящие из точки А? Из точки В? Начертите ход лучей.
11. Как объяснить радужные полосы, наблюдаемые в тонком слое керосина на поверхности воды?
12. Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и прочих насекомых?
13. Если черный предмет поглощает падающие на него лучи, то почему он виден?
14. Ученик, объясняя уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, сказал: «Энергия падающего света равна работе выхода электронов и кинетической энергии их движения». В чем неточность такого ответа?
15. Давление света на черную поверхность в два раза меньше, чем на белую. Почему?
16. Скорость a-частицы в среднем в 15 раз меньше скорости b-частицы. Почему a-частицы слабее отклоняются магнитным полем?
17. В камере Вильсона, перегороженной твердой пластинкой, замечен след частицы (см. рисунок). В какую сторону двигалась частица? Каков знак ее заряда, если силовые линии магнитного поля направлены перпендикулярно плоскости чертежа, к читателю?
18. Чем отличаются ядра изотопов хлора: 17Cl35 и 17Cl37 ?
19. При захвате нейтрона ядром 12Mg24 образуется радиоактивный изотоп 11Na24. Какие частицы испускаются при этом ядерном превращении?
20. Летом коля обсуждал с другом вопросы: видели ли они когда-нибудь солнечные лучи света? Когда и где? Случалось ли вам видеть лучи света?
21. Наша бабушка, православная христианка, говорит: «В воскресенье, в день Пасхи, солнце при восходе «радуется» и «играет».
- Бабушка, а как это проявляется?
- Посмотрите внимательно, и вы увидите, что диск Солнца или «подпрыгивает» или меняет свю форму.
Как же объяснить видимые колебания диска восходящего весеннего солнца?
22.Бриллиантовые украшения.Собрались гости. На руке одной из дам было кольцо, в оправе которого сверкал красивый прозрачный камень. Возник спор: это бриллиант или его имитация из стекла? Один из гостей сказал, что это имитация, так как бриллиант блестит ярче, чем стекло. Его попросили объяснить, почему это так. Он дал следующий ответ: коэффициент отражения света зависит от показателя преломления. У бриллианта (алмаза) показатель преломления n = 2,42, а у стекла n = 1,5. Поэтому бриллиант блестит ярче, чем его имитация из стекла, при той же форме. Среди гостей оказался опытный ювелир. Чтобы отличить настоящий алмаз от простого, только соответствующим образом отшлифованного кусочка стекла, он подышал на него и объяснил свои действия так: алмаз имеет очень малую теплоёмкость по сравнению со стеклом.
- Ну и что из этого?
- А вы вспомните, что значит - очень малая теплоёмкость вещества?
Гости плохо помнили об этом и попросили ювелира объяснить свои действия. Что он им ответил?