Развитие естественнонаучного мышления

ДО НАЧАЛА 20 ВЕКА

Истоки науки: мифология, религия,

Античная натурфилософия

В период зарождения человечества восприятие им мира носило преимущественно мистическо-религиозный характер. Оно отражалось в таких формах общественного сознания как мифология и религия.

Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – один из способов понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология выступает в духовной жизни первобытного общества как универсальная форма общественного сознания. Миф – это сказание, являющееся символическим выражением некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время. Миф, как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, искусства и др. Мифам свойственно сближение явлений природы и культуры. Здесь человеческие черты переносятся на окружающий мир; природа, космос очеловечивались. Здесь нет четкого разграничения мира и человека, мысли и чувств, вещественного и идеального.

Множество мифов посвящены различным космическим темам, где делается попытка ответить на вопрос о происхождении мира, которое понимается как некоторое творение, постепенное развитие мира из бесформенного состояния (хаос) в упорядоченное (космос). Наряду с вопросом о происхождении мира ставятся вопросы о происхождении людей, их рождении, жизни и смерти. Существует множество мифов о культурных достижениях человека (добывании огня, земледелии, обычаях, обрядах и др.).

Позднее, у развитых народов, мифы связываются друг с другом, выстраиваются в единые повествования, которые литературно излагаются («Илиада» в Древней Греции, «Рамаяна» в Индии и др.).

В настоящее время мифы вошли в гуманитарную культуру многих народов мира. Они выражены в литературе, живописи, скульптуре, музыке и др.

Наряду с мифологией, как определенной формой мировоззрения, выступает религия. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – форма мировоззрения и мироощущения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на: 1) «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств и 2) «небесный», сверхчувственный. Основу религии составляет вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в подтверждении со стороны чувств и разума. Внешней формой проявления веры выступает культ – система утвердившихся ритуалов, которые нередко связаны с верой в сверхчувственные свойства мертвеца (погребальный культ), почитанием богов и богинь плодородия (аграрный культ) и др.

В качестве различных форм первобытной религии выступают такие как, например, тотемизм и анимизм. Тотемизм – вера в таинственную связь человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений. Наиболее ярко тотемические верования в наше время сохранились у аборигенов Австралии, где в качестве тотема (покровителя) - животного или растения - выступали Кенгуру, Змея, Ворон и др. Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души».

Мифология и религия, наряду с античной натурфилософией, которая рассматривается ниже, явились одними из главных истоков возникновения и дальнейшего развития научного знания.

Под натурфилософией понимается совокупность философских попыток истолковать и объяснить природу на основе общего знания о ней, выяснить связи и закономерности явлений природы.

Греческая античная натурфилософия начинает формироваться в VII–VI вв. до н.э. Расцвет ее приходится на классический этап (вторая половина V–IV вв. до н. э.). Следующий третий этап (эллинистический) приходится на конец IV–II вв. до н. э. Наконец, выделяют четвертый (Римский) завершающий этап античной натурфилософии (I в. до н. э. – V-VI вв. н.э.).

Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (ее представители были гражданами города Милета) – начало и середина VI в. до н.э. Основателем школы был Фалес Милетский. Философское значение Фалеса состояло в первую очередь в том, что он впервые поставил вопрос о первооснове мира: «Что есть все?», «Какова первооснова всего сущего?». Один из основных вопросов всей греческой философии. Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем основным положениям: 1. Все произошло из воды. 2. Земля плавает в воде. 3. Все в мире одушевлено, «полно богов». На основе второго положения Фалес пытался объяснить ряд явлений природы, например землетрясения. Основываясь, на третьем положении Фалес, например, приписывал магниту душу, пытаясь объяснить его свойство притягивать железо. Следующим важным достижением Фалеса, по поздним сообщениям неоплатоника Прокла, явилось то, что он первым начал доказывать теоремы. (Здесь необходимо сделать следующее замечание: сочинения первых греческих философов в своем большинстве до нас не дошли, судим мы о них по фрагментам, приводимых в качестве цитат в произведениях писателей поздней античности. Так Б.Л. Ван дер Варден считает, что к сообщениям о доказательствах Фалеса и Пифагора следует отнестись серьезно. О.Нейгебауэр придерживается иной точки зрения.) В частности, Фалесу приписывают следующие утверждения: 1. круг делится диаметром пополам. 2. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. 3. При пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны. 4. Два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого. Последующими представителями милетской школы были Анаксимандр и Анаксимен. В основе «всего сущего» Анаксимандр считал нечто вечное и неопределенное, «божественное», что позднее обозначили термином «апейрон». Интересна космологическая гипотеза Анаксимандра. Возникновение мира он представлял как борьбу и обособление противоположностей (тепло – холод, влажное – плотное). Позднее подобные гипотезы мы встречаем у Гераклита – идея борьбы и единства противоположностей, которые обусловливают сущность любого процесса. Земля, согласно Анаксимандру, имеет форму цилиндра, не имеет опоры, неподвижна и находится в центре сферической Вселенной. Высказывается идея о возникновении жизни: жизнь зарождается во влажном иле. Зарождение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся. Согласно Анаксимену в основе мира лежит воздух, который посредством разряжения (нагревания) и сжатия (охлаждения) порождает все вещи мира.

Основным достижением философов милетской школы следует считать не ответы на поставленные вопросы о происхождении мира, жизни, а саму постановку этих вопросов и попытку найти ответы на них.

Среди основных направлений дальнейшего развития античной натурфилософии следует выделить: математическую программу (Пифагор, Платон), атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур), континуальную программу Аристотеля.

Математическая программа. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос, расположенного вблизи ионийского побережья Малой Азии. Его жизнь приходится на период между 584 (582) – 500 г. до н. э. Конкретные обстоятельства его жизни мало известны. Известно, что он посетил Египет, где изучал медицину, математику, астрономию, метеорологию; Вавилон, где познакомился с учением пророка Заратустры; Индию.

В 540 г. до н. э. Пифагор перебрался в город-порт Кротон в южно-итальянской колонии Греции. Там он организовал из сторонников местной аристократии пифагорейский союз, с целью проведения нравственно-религиозного реформирования жизни, который просуществовал до IV в. до н. э. Пифагор обосновал целесообразность сохранения во всем вечного и неизменного порядка. Пифагор и пифагорейцы много внимания уделяют математике, особенно отношениям чисел. У них появилось воззрение, что принципы математики, числа являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции – отражением гармонии самого мира. В мире господствует порядок и гармония. Отсюда мир у пифагорейцев получил название «Космос».

Основные положения пифагореизма можно свести к следующим:

1) мир упорядоченный «Космос»;

2) упорядоченность возникает как следствие существования некоего всепроникающего разума;

3) все происходящее в мире повторяется через определенные промежутки времени. (Такая позиция характерна и для восточных религий.);

4)т.к. за видимым миром обнаруживается вневременной порядок, то его сущностью выступают количественные отношения действительности.

Атомистическая программа. Одним из ярких представителей атомизма явился Демокрит (примерно 460–370 гг. до н. э.). Демокрит происходил из знатного семейства в Абдерах (Фракия). Он унаследовал значительное имение, что позволило ему полностью посвятить себя науке. Он посетил Египет, Персию, Вавилон, области вблизи Красного моря. Широта знаний Демокрита поражает. Так Диоген Лаэртский приводит более 70 названий его работ из различных областей знания: физики, этики, математики, музыки, астрономии, риторики и др.

Атомизм явился первой физической программой (объясняющей все явления физического мира).

Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах (от греч. atomos – неделимый) и пустоте. Атомы находятся в непрерывном беспорядочном движении и характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной всех вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Атомы сами по себе неизменны; были, есть и будут постоянно теми же самыми. Здесь содержится представление о неуничтожимости и несотворимости материи. Характеристика основных положений атомизма была дана Диогеном Лаэртским так: «Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы то же бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и этим порождают все сложное – огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости».

Программа Аристотеля. Аристотель родился в 384 г. до н. э. в Стагире (Македония). Отец его Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта второго. В 17 лет Аристотель покинул Стагиру и поселился в Афинах, где стал учеником Платона. В Академии Платона Аристотель почти в течение 20 лет развивает свои знания, но уже менее чем за 10 лет пребывания в ней занимает критическую позицию к философии академиков. В конце концов, из-за несогласия с ними в основных вопросах философии он уходит из Академии и покидает Афины. Он посещает Атарию (Малая Азия), остров Лесбос. Наконец, в 343 г. до н. э. он переселяется в македонскую Пеллу, где становится учителем Александра, сына македонского царя Филлиппа второго.

Аристотель явился создателем самой обширной научной системы античности. Она опиралась на огромный эмпирический материал из области естествознания, общественных наук. Вопросам философии природы, естествознания посвящены следующие его труды: «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении животных» и др.

Приведем некоторые положения Аристотеля из области естествознания.

Согласно Аристотелю, Космос, как и Земля, которая является его центром, имеет форму шара. Он состоит из многих концентрических небесных сфер, в которых движутся отдельные звезды. Ближайшая к Земле сфера – сфера Луны, дальше идет сфера Солнца, затем сферы планет и, наконец, сфера неподвижных звезд. Все, что находится в пространстве от сферы Луны до Земли, наполнено материей. Она состоит из четырех элементов: огонь, воздух, вода, земля. Все, что находится в пространстве от сферы Луны до границ Космоса, наполнено пятым элементом – эфиром (этером). Образованные из материи небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном движении. Земля изменяется, но остается неподвижной.

Аристотель в работе «Категории» различает шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места». «Противным» движению Аристотель считает покой. Пространство и время он связывает с движением: «Время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно – это ясно». Пространство есть «особая» необходимая реальность, которая проявляется в движении тел, существуя независимо от них.

Три основные научные программы античности лежат в основании науки, дальнейшее развитие которой, по сути, явилось их развитием и преобразованием.

Медицина в эпоху античности

Основателем научной медицины принято считать Гиппократа (около 460 – около 370 гг. до н.э.), который основал Косскую (по названию острова Кос) медицинскую школу. Основные его работы – трактаты: «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диетах при острых болезнях», «О суставах», «О переломах», знаменитая «Клятва» Гиппократа. Основным положением учения Гиппократа следует считать следующее: болезни людям посылаются не богами, как принято было считать, а возникают они (болезни) по вполне естественным причинам. Причины болезней Гиппократ делит на два класса: 1. Общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности; 2. Личные – условия жизни и труда, питания, возраст. Нормальное влияние на организм человека данных условий, согласно Гиппократу, вызывает правильное смешение жизненных соков, т.е. здоровье. Большое внимание Гиппократ уделяет процедуре осмотра организма больного человека. Он писал: «Осмотр тела – целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». При осмотре врач должен принимать во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия их. Исследовать нужно не только тело, но душу человека (в современном смысле – психосоматическая медицина). В ряде сочинений Гиппократом подробно описаны хирургические операции и вмешательства в организм человека, заложены основы рациональной диетологии.

За Гиппократом следует назвать имя древнеримского врача и естествоиспытателя Клавдия Галена (около 130 – около 201), который считается одним из основателей научной диагностики и которому принадлежит первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Галена считают и одним из основоположников фармакологии – науки о действии лекарств. За свою жизнь Гален написал около 125 научных сочинений по медицине, философии и математике. Им были подытожены все самые значительные достижения античной медицины – греческой, эллинистической и римской.

1.3. Воспитание и образование в Древней Греции.

Культура. Агон

Важнейшей характеристикой греческой культуры является ее состязательность – агональность (агон – состязательность, «игра»). М.И.Козьякова в книге «История. Культура. Повседневная Западная Европа: от античности до 20 века» пишет: «В агоне и из агона рождается греческая философия». Примерами проявления агона служит, например, диалектика, которая первоначально трактовалась как искусство, умение вести диалог, высказывая те или иные противоречивые суждения, через которые раскрывается истина. (Позднее они были заменены диатрибами – философско-моральными проповедями, назиданиями.) Большую популярность получили апории – вопросы, которые не имеют однозначного ответа (апории Зенона Элейского). В повседневной, бытовой жизни приобрели различные состязания в остроумии (шарады, загадки). Агон присутствует на праздниках, торжествах и, конечно, в спортивных играх. Состязательный характер греческой культуры отражен в мифах (легенда о Парисе и др.). Широко были распространены состязания в пении, музыке, танце. Нельзя обойти стороной и зарождение Греческого театра, и Олимпийских игр (первые игры – 776 г. до н.э.).

Говоря о воспитании и образовании, следует различать афинскую и спартанскую программы.

В Афинах первоначально отсутствовали государственные школы. Существовало частное обучение, которое предусматривало умственное, эстетическое (мусическое) и физическое воспитание. Дети (мальчики) объединялись в группы и учились у трех педагогов в соответствии с тремя направлениями воспитания. Грамматик – обучение чтению, письму, счету. Кифарист – обучение музыке, пению, танцам. Тренер – спортивное воспитание. Помимо этого каждый из мальчиков обучался какому-либо ремеслу. Но это происходило уже в семье под руководством отца, который учил их также умению обращаться с оружием и вести хозяйство. Девочки получали домашнее воспитание в семье под руководством матери, которая обучала их ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. С 18-ти лет юноши в течение 2–4 лет проходили обязательную военную подготовку.

В Спарте образование находилось во введении государства. С 7-ми лет мальчики были под опекой государства, жили большими группами в лагерях. Здесь они под руководством наставников получали физическое воспитание, изучали историю, разучивали военные гимны, учились считать, писать и читать. Часть девочек училась вместе с мальчиками. Они преимущественно занимались гимнастикой (женщина должна рожать крепких воинов для государства). Другая часть обучалась дома, где преимущественно занималась рукоделием и ведением домашнего хозяйства.

Обучение было привилегией только свободных граждан Греции. Рабы в Греции получали только хозяйственные навыки.

Наши рекомендации