Специфика мышления в младшем школьном возрасте. Развитие воображения. Развитие устной, письменной и внутренней речи.

Особенности развития познавательной деятельности младшего школьника. Развитие внимания и внимательности. Развитие восприятия и наблюдательности. Развитие памяти и формирование приемов запоминания. Развитие моторики.

Возрастная особенность внимания младших школь­ников — сравнительная слабость произвольного внимания. Воз­можности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несуще­ственныетолько потому, что они привлекают детей своими инте­ресными деталями.

К возрастной особенности внимания относится и его сравни­тельно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второ­классники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание лег­ко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ре­бенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь,которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако восприятие в I и в начале II класса еще весьманесовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятия сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные ни начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходныхпредметов и сами сходные предметы. Например, они путаютбуквы «ш» и«щ», слова «поставил» и «подставил», изображенные на картинке рожь и пшеницу, пятиугольники и шестиугольники. Часто дети выделяют случайные детали, существенноеже и важное не воспринимают. Словом, младшие школь­никиеще не умеют рассматривать предметы.

Следующая особенность восприятия в начало младшего школь­ного возраста — тесная связь его с действиями ученика. Вос­приятие на этом уровне психического развития связано с практи­ческой деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьни­ка — значит что-то сделать сним, что-то изменить в нем, произ­вести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Характерная особенность учащихся I —II классов — ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, осо­бенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое вос­принимается лучше, отчетливее. Однако учитель должен стре­миться и к тому, чтобы дети четко воспринимали именее яркое, менее увлекательное изанимательное, специально обращая на это их внимание.

В процессе обучения восприятие перестраивается, оно подни­мается на более высокую ступень развития, становится целе­направленной и управляемой деятельностью. Благодаря обу­чению восприятие углубляется, становится более анализирующим,принимает характер наблюдения.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все яркое интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала, но делать вывод о том, что память их вообще носит механический характер, было бы неверно.

Склонность учащихся к дословному заучиванию учебного ма­териала надо тактично, но настойчиво преодолевать. В частности, следует ориентировать школьника на то, что в одних случаях он должен запоминать материал возможно точнее, дословно — так нужно запоминать правила, определения, стихотворения. В других же случаях задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести его содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический, природоведческий.

Особенности развития познавательной деятельности младшего школьника. Развитие внимания и внимательности. Развитие восприятия и наблюдательности. Развитие памяти и формирование приемов запоминания. Развитие моторики.

Возрастная особенность внимания младших школь­ников — сравнительная слабость произвольного внимания. Воз­можности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несуще­ственныетолько потому, что они привлекают детей своими инте­ресными деталями.

К возрастной особенности внимания относится и его сравни­тельно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второ­классники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание лег­ко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ре­бенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь,которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако восприятие в I и в начале II класса еще весьманесовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятия сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные ни начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходныхпредметов и сами сходные предметы. Например, они путаютбуквы «ш» и«щ», слова «поставил» и «подставил», изображенные на картинке рожь и пшеницу, пятиугольники и шестиугольники. Часто дети выделяют случайные детали, существенноеже и важное не воспринимают. Словом, младшие школь­никиеще не умеют рассматривать предметы.

Следующая особенность восприятия в начало младшего школь­ного возраста — тесная связь его с действиями ученика. Вос­приятие на этом уровне психического развития связано с практи­ческой деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьни­ка — значит что-то сделать сним, что-то изменить в нем, произ­вести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Характерная особенность учащихся I —II классов — ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, осо­бенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое вос­принимается лучше, отчетливее. Однако учитель должен стре­миться и к тому, чтобы дети четко воспринимали именее яркое, менее увлекательное изанимательное, специально обращая на это их внимание.

В процессе обучения восприятие перестраивается, оно подни­мается на более высокую ступень развития, становится целе­направленной и управляемой деятельностью. Благодаря обу­чению восприятие углубляется, становится более анализирующим,принимает характер наблюдения.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все яркое интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала, но делать вывод о том, что память их вообще носит механический характер, было бы неверно.

Склонность учащихся к дословному заучиванию учебного ма­териала надо тактично, но настойчиво преодолевать. В частности, следует ориентировать школьника на то, что в одних случаях он должен запоминать материал возможно точнее, дословно — так нужно запоминать правила, определения, стихотворения. В других же случаях задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести его содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический, природоведческий.

Специфика мышления в младшем школьном возрасте. Развитие воображения. Развитие устной, письменной и внутренней речи.

Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно.

В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Уче­ник постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начи­нают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна, находится в основ­ном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Второклассники уже могут анализировать предмет, не прибегая к практическим дейст­виям с ним, дети способны вычленять различные признаки, стороны предмета уже в речевой форме. От анализа отдельного предмета, явления переходят к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

В учении развивается способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям.

Особенность воображения младших школьни­ков — его опора на восприятие. Ученикам I —II классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основ­ная тенденция развития воображения в младшем школьном воз­расте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.

В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У школьника совершенствуется умение длительно и внима­тельно слушать другого человека (учителя), не прерывая его и не отвлекаясь.

Для развития речи полезны сочинения на свободные темы, рассказы детей о своих впечатлениях от экскурсии, прочитанной книги, просмотренного кинофильма. Важны и систематические упражнения в выразительном чтении вслух.

Наши рекомендации