Развитие взглядов на строение Вселенной

Зарождение астрономии. Астрономия, пожалуй, является самой древней наукой. Зачатки астрономических знаний уходят в далекое прошлое: древний Египет, Вавилон, Индия, Китай и др. Однако большое количество знаний оставалось практически неизвестным массам людей и являлось привилегией жрецов древнего мира. Даже фараоны Египта не были посвящены во все тайны жрецов. Только избранные допускались к их знаниям (известно, что в их числе были Пифагор и Аристарх Самосский).

Здесь мы кратко остановимся на некоторых достижениях древней астрономии.

На основании продолжительных наблюдений звездного неба древние египтяне разрабатывают одну из совершеннейших систем счета времени. Они вводят обычай делить сутки на 24 часа. Примерно за 2000 лет до н. э. установили продолжительность года в 365 дней. Жрецы умели рассчитывать положение звезд на небе в интересующее их время, учитывая при этом их относительное (!) смещение. Это можно сделать только в том случае, если представить, что звезды находятся на различных расстояниях от наблюдателя на Земле, и каждая из них перемещается относительно наблюдателя со своей индивидуальной скоростью. Такие расчеты (расчеты индивидуальных скоростей) делались не позже 3 тысячелетия до н. э., до начала строения египетских пирамид. Заметим, что современная астрономия подошла к такому уровню вычисления индивидуальных скоростей звезд, только через 300 лет после изобретения телескопа Г. Галилеем. Великие египетские пирамиды в Гизе – Хеопса (Хуфу), Хеффрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) связаны с созвездием Ориона, т.к. представляют собой точную проекцию трех звезд пояса созвездия Ориона. В древнем Китае умели с огромной точностью предсказывать солнечные затмения, упоминания о которых имеются в гадательных надписях на черепашьих щитах, сделанных в XIV-XI вв. до н. э. Имеются упоминания о наблюдающихся протуберанцах и солнечных пятнах. Уже за 2000 лет до н. э. древнекитайские астрономы установили промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны – синодический месяц в 29,5 дня и продолжительность года в 366 дней. Имеются сведения о том, что астроном Чу Конг около 1100 г. до н. э. определил наклон эклиптики к небесному экватору в 23о54’ 02’’. В трудах Ши Шэня (IV в. до н. э.) содержится описание 122 созвездий и каталог 809 звезд.

Астрономические знания древних цивилизаций находят свое широкое применение: установление периода разливов рек (Египет – Нил, Междуречье – Тигр и Евфрат и др.), создание календарей, использование для нужд кочевников-скотоводов, землепашцев, мореходов и др.

Геоцентризм и гелиоцентризм. Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира. Гелиоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мира находится Солнце.

Яркими представителями геоцентризма выступили: Платон, Аристотель и Птолемей. О космологических представлениях Аристотеля мы говорили ранее при рассмотрении античной натурфилософии. Здесь мы кратко рассмотрим основные космологические представления Платона и Птолемея.

Платон Афинский родился 27 мая 427 года до н. э. в Афинах, умер там же в 347 г. до н.э. Сначала Платон был поэтом, позже под влиянием Сократа стал одним из выдающихся философов своего времени. Согласно Платону, Вселенная – это единая, вечная, живая и совершенная сфера, в центре которой находится Земля. В труде «Тимей» Платона читаем: «Земле [творец] определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную; он ее сделал стражем и творцом ночи и дня…». В работе «Государство» Платон описывает восемь сфер, на которых укреплены планеты и звезды. Он категорически утверждает, что движение небесных тел является круговым и равномерным.

О жизни другого представителя геоцентризма Клавдия Птолемея известно очень мало. Родился он в Египте, в 127–141 гг. н. э. проводил астрономические наблюдения в Александрии, умер около 160 г. н.э.

Его основной труд «Альмагест» состоит из 13 книг, а объем составляет более 900 страниц. Изложенные в первой книге, исходные утверждения сводятся к следующему: «Небосвод имеет шарообразную форму и вращается как шар», «Земля является шаром и расположена в центре мира», «Земля является точкой по сравнению с расстоянием до неподвижных звезд», «Земля не имеет никакого движения».

Несмотря на ошибочную предпосылку о положении Земли во Вселенной, Птолемею удается правильно получить результаты предвычисления положения планет на небе (Именно в силу точности вычислений ошибочная точка зрения о положении Земли Птолемея получила широкое признание. Копернику не удалось достичь такой точности вычислений.). Дело в том, что любое движение относительно и видимое движение планет и звезд есть отображение истинного движения Земли. Значительное место в «Альмагесте» Птолемей отводит сферической астрономии. Здесь приводятся теоремы о плоских и сферических треугольниках, метод измерения дуг (углов) и т.п. Можно сказать, что Птолемей провел, осуществив громадную работу, синтез всех достижений астрономии и построил стройную геометрическую модель мира.

Представитель гелиоцентризма Аристарх Самосский (около 310–250 гг. до н. э.) родился на острове Самос, некоторое время жил в Александрии. Он был знаком с астрономией Древнего Египта, Вавилона. Единственный труд Аристарха, дошедший до нас, «О величинах и расстояниях Солнца и Луны». Здесь им были установлены расстояния в системе Солнце-Земля-Луна. Свои вычисления Аристарх проводил путем геометрических построений.

Основы гелиоцентрической системы мира Аристархом были изложены в его работе «Предположения», которая, к сожалению, до нас не дошла. Об его идеях можно прочитать в труде Архимеда «Псаммит». Они сводятся к следующему: «…неподвижные звезды и Солнце не меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, расположенного в ее центре, и что центр сферы неподвижных звезд совпадает с центром Солнца…».

Позднее идеи гелиоцентризма нашли свое развитие в трудах Коперника, Бруно, Галилея и др.

Наука в эпоху Средневековья

Западная средневековая наука и философия представляют собой длительный отрезок времени (примерно с I–V вв. по XV в.), когда они в большей мере основывались на христианской религии, которая возникает в I-II вв. в восточных провинциях Римской империи и затем распространяется на средиземное побережье. В китайской, индийской, исламской культуре, философии, науке в этот период так же прослеживаются некоторые аналогии западно-христианского средневековья.

Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего актом своей воли, своему всемогуществу. Его всемогущество продолжает сохранять и поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение получило название креационизма. Средневековое мышление во многом становится теоцентрично, т.е. для него реальностью, определяющей все сущее, становится не природа, а бог. Большое распространение получает схоластика («наука как служанка богословия»), расцвет которой приходится на XII–XIII вв. (Альберт Великий, Фома Аквинский).

В средневековье природа уже не выступает как нечто самостоятельное, как это было в античности. Античные боги были как бы родственны природе; христианский бог стоит над природой. Природа перестает быть важнейшим предметом познания; основное внимание теперь переключается на познание бога и человеческой души. Человек выступает в качестве «образа и подобия божьего». Он становится не только «царем» природы, но выходит за рамки самой природы. Человек выступает как пришелец из другого мира («небесного царства», «духовного мира», «неба») и обратно должен в него вернуться. Человек, согласно Библии, сделан из земли и воды, растет и питается, движется, чувствует, как растения и животные, но он теперь оказывается сродни не только им, но и богу.

Бог наделил человека разумом, свободной волей, способностью различения добра и зла; это и есть сущность человека, образ божий. Связующим звеном с природой, над которой человек признан властвовать, служит его тело.

В данный период учение Аристотеля было канонизировано, признавалось единственно верным. Тех, кто пытался оспаривать учение Аристотеля и его последователей неизбежно «травили» и подвергали смертной казни. Такая ситуация продолжалась длительное время (о смертной казни, в частности, говорилось в постановлении парижского парламента от 1624 года). Широкое распространение получили астрология, алхимия, ятрохимия, магия. Постепенно, очень медленно, примерно с XII столетия начинают пробиваться научные идеи, взгляды, явившиеся зачатками науки нового времени.

Особая роль здесь принадлежит английскому философу и естествоиспытателю Роджеру Бэкону (ок. 1214–1292). Р. Бэкон выдвигает три основных возражения против схоластики:

1) Схоластам не хватает знания греческого и арабского языков для понимания философии античности. Переводы с греческого и арабского являются неточными и неверно истолковываются.

2) Схоласты практически не знают математику. Сам Р. Бэкон считал математику основой всех наук.

3) Бэкон выступает против схоластического метода в науке, где все решается на авторитетах. Он считает, что наука должна непосредственно исходить из опыта, экспериментов, наблюдений.

Опыт, эксперимент и математика, согласно Бэкону, являются краеугольными камнями всего здания науки. Он исследует законы отражения и преломления света, занимается изготовлением оптических приборов (создание выпуклых стекол, очков).

Его можно считать одним из родоначальников эмпиризма (от греч. –опыт) – направления в теории познания, которое основывается на чувственном опыте.

Иным образом шло развитие науки в Византии. В отличие от Западной Европы, Византия, которая не была подвержена завоеваниям варваров, сохранила основные философские традиции античности.

Рассматривая отличия византийской средневековой культуры от западноевропейской, наряду с устойчивым сохранением античных традиций, следует отметить: более высокий уровень материального производства, широкую поддержку со стороны государства научного и художественного творчества, финансирование государством изучения арабской медицины, памятников восточной литературы, арабской и персидской математики.

Математика и естественные науки в Византии в отличие от Западной Европы получили широкое развитие и ушли дальше античности. Так Иоанн Филопон, еще до Галилея, открыл тот факт, что ускорение свободного падения тел не зависит от их тяжести. Анфимий, известный как строитель храма святой Софии, разработал основы оптики кривых зеркал и использовал их в качестве концентратов солнечной энергии. В Византии был создан огневой телеграф.

Развивается медицина. В Константинополе открываются больницы со специальными отделениями (хирургическое, женское), медицинские училища при них. Создаются руководства по агрономии, коневодству. Развитие получают зоология, ботаника. Византийцы обладали большими практическими знаниями, идущими из Египта, в области химии, необходимыми для производства красителей, цветной поливы, стекла.

Таким образом, хотя средневековая философия и наука в основном развивались в рамках теологии, схоластики, уже здесь мы видим проявление основных черт и направлений их дальнейшего развития, что и было сделано в эпоху Возрождения.

Наши рекомендации