Методические указания к выполнению контрольной работы № 3

В контрольную работу № 3 включены задачи по темам: электро­статика, постоянный электрический ток, магнитостатика, электро­магнитная индукция.

Перед выполнением контрольной работы необходимо проработать материал соответствующих разделов рекомендованной литературы, внимательно ознакомиться с основными законами и формулами, а также справочными материалами, приведенными в приложениях данной учебно-методической разработки. После этого надо разобрать примеры решения типовых задач из данной учебно-методической разработки и решить ряд задач из задачников по физике [4].

Задачи 301 … 330 относятся к теме “Электростатика”. Для решения этих задач необходимо изучить тему “Электростатика” по учебному пособию [1], с. 148…180.

Тема “Электростатика” представлена задачами по расчету простей­ших электрических полей с помощью принципа суперпозиции, на определение напряженности и разности потенциалов, электроемкости и энергии поля конденсаторов и задачами, в которых рассматривается движение заряженных частиц в электрическом поле.

Если электростатическое поле создано несколькими зарядами, то для нахождения напряженности Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и потенциала Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru результирующего поля используют принцип суперпозиции. Напряженность поля системы зарядов равна векторной сумме напряженностей полей Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , созданным каждым зарядом в отдельности. При решении задачи делают чертёж и для данной точки поля указывают направление векторов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , векторы складывают по правилу сложения векторов. При расчёте напряженности знак заряда не учитывают.

Потенциал результирующего поля системы зарядов равен алгебраической сумме потенциалов полей Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , созданных отдельными зарядами. Потенциал – скалярная величина, поэтому при расчёте потенциала знак заряда учитывается.

Если заряженное тело не является точечным зарядом, сферой, бесконечно длинным цилиндром, бесконечной плоскостью, то тело разбивается на бесконечно малые элементы (в случае нити или стержня элемент dr), которые можно считать точечными зарядами и по формуле для точечного заряда найти Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . Напряженность и потенциал находят интегрированием (интегрирование проводится по всей длине нити)

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Силы взаимодействия точечных зарядов можно найти либо по закону Кулона и затем сложить силы по правилу сложения векторов, либо, используя соотношение Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . Один из зарядов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru можно рассматривать как заряд, находящийся в электрическом поле, созданном другими зарядами.

Если в условии задачи не указывается среда, в которой находятся заряды, то подразумевается вакуум Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru или воздух, диэлектрическая проницаемость которого близка к единице.

Для расчётов электрических полей при наличии диэлектрика вводят вспомогательный вектор – вектор электрической индукции (электрического смещения), который определяется по формуле Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – поляризованность (вектор поляризации). Для однородных изотропных диэлектриков Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . В этом случае, если диэлектрики заполняют всё пространство или объем, ограниченный эквипотенциальными поверхностями (сюда относятся диэлектрики в плоских, цилиндрических и сферических конденсаторах), вектор Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru во всех точках поля как внутри, так и вне диэлектрика останется без изменения. Вектор напряженности Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru электрического поля внутри диэлектрика уменьшится в Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru раз.

Задачи 331 … 340 относятся к теме “Постоянный электрический ток”. Приступая к решению этих задач, необходимо ознакомиться с данной темой по учебникам [1], с. 180…194. Следует учитывать, что на участке цепи, не содержащей ЭДС, напряжение U и разность потенциалов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru совпадают. Если в цепи имеется батарея из n одинаковых источников тока, то в законе Ома для замкнутой цепи надо использовать ЭДС батареи и внутреннее сопротивление батареи.

В задачах на определение работы и мощности тока следует иметь в виду, что полезная мощность выделяется во внешней цепи (на сопротивлении нагрузки), а полная мощность во всей цепи (на сопротивлении нагрузки и внутреннем сопротивлении источника); закон Джоуля-Ленца в форме Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru справедлив только для постоянного тока

Задачи 341 … 370 относятся к теме “Магнитостатика”. Для решения этих задач необходимо ознакомиться с конкретными физическими понятиями, законами и формулами данной темы по учебному пособию [1], с. 204…212, 217…223, 212…216.

По теме “Магнитостатика” в контрольную работу включены задачи по расчету магнитной индукции и напряженности простейших магнитных полей с помощью принципа суперпозиции, задачи по расчету индукции магнитного поля с применением закона Био-Савара-Лапласа, задачи, в которых рассматривается действие магнитного поля на движущиеся заряды и токи (определение силы Ампера, силы Лоренца, вращающего момента, вычисление работы сил поля при перемещении проводника и контура с током).

Магнитное поле, созданное несколькими проводниками с током, рассчитывается с помощью принципа суперпозиции полей. Для решения задачи необходимо сделать чертёж, изобразить силовые линии магнитного поля для каждого проводника так, чтобы они проходили через точку, в которой надо определить индукцию. Векторы Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru направлены по касательным к силовым линиям. Затем необходимо сложить векторы Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru по правилу сложения векторов.

Задачи 371 … 380 относятся к теме “Электромагнитная индукция”. Приступая к решению этих задач, необходимо ознакомиться с данной темой по учебному пособию [1], с. 223…235.

В явлении электромагнитной индукции магнитный поток и потокосцепление через контур могут изменяться при движении контура в неоднородном магнитном поле, при вращении контура, при изменении площади контура, а также при изменении во времени магнитного поля.

Если в задаче требуется найти разность потенциалов на концах проводника, движущегося в магнитном поле, то надо иметь в виду, что искомая разность потенциалов численно равна ЭДС, индуцируемой в проводнике.

Табл. 3

Вариант Номера задач

Основные законы и формулы. Примеры решения задач

4.2.1.Электростатика

1. Закон Кулона

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где F – модуль силы взаимодействия точечных зарядов q1 и q2; r – расстояние между зарядами; e– относительная диэлектрическая проницаемость среды; e0 – электрическая постоянная (e0 = 8,85 Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Ф/м).

2. Напряженность и потенциал электростатического поля

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – сила, действующая на точечный положительный (пробный) зарядq, помещенный в данную точку поля; W – потенциальная энергия этого заряда.

3. Напряженность и потенциал поля, создаваемого системой зарядов (принцип суперпозиции электрических полей),

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – напряженность и потенциал в данной точке поля, создаваемого i-м зарядом.

4. Напряженность и потенциал поля, создаваемого точечным зарядом,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где r – расстояние от заряда q до точки, в которой определяются напряженность и потенциал.

5. Напряженность поля, создаваемого бесконечной равномерно заряжен-ной плоскостью

Е = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где s – поверхностная плотность заряда (заряд единицы площади).

6. Напряженность поля, создаваемого бесконечной равномерно заряжен-ной нитью или бесконечно длинным цилиндром (вне цилиндра),

Е = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где t – линейная плотность заряда, r – расстояние от нити или от оси цилиндра до точки, в которой вычисляется напряженность. Внутри цилиндра Е = 0.

7. Напряженность и потенциал поля, создаваемого металлической заряженной сферой радиусом R на расстоянии r от центра сферы:

а) внутри сферы (r<R)

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ;

б) вне сферы (r Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru R)

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где q– заряд сферы.

8. Связь потенциала с напряженностью в случае однородного поля

E = (j1–j2)/d,

где d – расстояние между точками с потенциалами j1 и j2.

9. Работа сил поля по перемещению точечного заряда qиз точки поля с потенциалом j1в точку поля с потенциалом j2

A= q(j1–j2).

10. Поток напряженности Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и электрического смещения (индукции) Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru :

а) через произвольную поверхность S, помещенную в неоднородное поле,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – проекции векторов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru на направление нормали Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – угол между векторами Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru или Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и нормалью Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

б) через плоскую поверхность, помещенную в однородное поле,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Поток векторов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru через любую замкнутую поверхность (теоремаГаусса):

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – алгебраическая сумма зарядов, заключенных внутри замкнутой поверхности S; m – число зарядов.

Электрическое поле рассматривается в вакууме.

11. Связь электрического смещения (индукции) Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru с напряженностью Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru в случае изотропных диэлектриков

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

12. Электроемкость

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где j– потенциал уединённого проводника (при условии, что в бесконечности потенциал проводника принимается равным нулю);U = (j1–j2) – разность потенциалов между обкладками конденсатора.

13. Электроемкость плоского конденсатора

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где S – площадь одной пластины конденсатора;d – расстояние между пластинами; e– диэлектрическая проницаемость среды, заполняющей пространство между пластинами.

15. Электроемкость сферического конденсатора

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – радиусы двух концентрических сфер; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – диэлектрическая проницаемость среды, заполняющей пространство между сферами.

16. Электроемкость цилиндрического конденсатора

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – радиусы двух коаксиальных цилиндров; l - высота цилиндров; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – диэлектрическая проницаемость среды, заполняющей пространство между цилиндрами.

17. Электроемкость параллельно и последовательно соединенных конденсаторов

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где n – число конденсаторов в батарее.

18. Энергия заряженного конденсатора

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

19. Объемная плотность энергии электрического поля

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

Для однородного электрического поля w = W/V, где V – объем.

Примеры решения задач

Задача 1

Два точечных заряда 2 нКл и –1 нКл находятся в воздухе на расстоянии 5 см друг от друга. Определить напряженность и потенциал электростатического поля в точке, удаленной от первого заряда на расстояние 6 см и от второго заряда на 4 см.

Дано: Решение:
q1 = 2 нКл = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-9 Кл q2 = –1 нКл = –10-9 Кл e = 1; 1/4pe0 = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 109 м/Ф d = 5 см = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2 м r1 = 6 см = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2 м r2 = 4 см = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2 м Рис. 1 Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru
Е - ?j- ?
 

Согласно принципу суперпозиции электрических полей, каждый заряд создает поле независимо от присутствия в пространстве других зарядов. Напряженность результирующего поля Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . Напряженности полей, создаваемых в воздухе (e = 1)зарядами q1 и q2:

E1 = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , ( 1 )

E2= Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . ( 2 )

Направления векторов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru указаны на рис.1. Модуль вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru найдем по теореме косинусов:

E = ( Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru cosa)1/2,

где a – угол между векторами Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . Из рис. 1 видно, что b=p-a.Тогда cosb = - cosa.

Следовательно,

E = ( Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru cosb)1/2 . ( 3 )

Из треугольника со сторонами r1,r2 и d по теореме косинусов находим

cosb = (r12 + r22 - d2)/(2r1r2). ( 4 )

Произведя вычисления по формулам (1), (2), (4), получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru В/м,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru В/м, cosb = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

При вычислении Е2 знак заряда q2 опущен, так как знак минус определяет направление вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , а направление Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru было учтено при его графическом изображении (cм. рис.1).

Напряженность результирующего поля будет равна

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru В/м.

По принципу суперпозиции потенциал результирующего поля, создаваемого зарядами q1 и q2, равен алгебраической сумме потенциалов j1 и j2, т. е. j= j1 + j2 или

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . ( 5 )

Произведя вычисления, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru В.

Задача 2

Тонкий прямой стержень длиной 10 см равномерно заряжен с линейной плотностью заряда 1 нКл/см. На продолжении оси стержня, на расстоянии 20 см от ближайшего конца, находится точечный заряд 20 нКл. Определить силу взаимодействия стержня и точечного заряда.

Дано: Решение:
Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru q1= 20 нКл = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-8 Кл Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru = 1нКл/см = 10-7 Кл/м l= 10 cм = 0,1м а = 20 см = 0,2 м Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru     Рис. 2
F = ?

Так как заряженный стержень не является точечным зарядом, то закон Кулона непосредственно применить нельзя. Разобьём стержень на малые элементы и выделим на стержне (рис. 2) элемент Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru с зарядом Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . Этот заряд можно рассматривать как точечный. Тогда по закону Кулона

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

Так как силы Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru взаимодействия заряда Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и зарядов Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru на разных элементах стержня направлены в одну сторону, то геометрическую сумму сил можно заменить алгебраической. Силу взаимодействия точечного заряда и стержня найдём интегрированием выражения (1):

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Проверим, даёт ли расчётная формула единицу силы. Для этого в правую часть формулы вместо символов величин подставим их единицы измерений

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Произведем вычисления с учётом того, что Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru м/Ф:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Н.

Задача 3

Электрическое поле создано длинным цилиндром радиусом 1 см, равномерно заряженным с линейной плотностью заряда 20 нКл/м. Определить работу сил поля по перемещению точечного заряда 25 нКл из точки, находящейся на расстоянии 1 см, в точку, находящуюся на расстоянии 3 см от поверхности цилиндра в средней его части.

Дано: Решение:
R = 1 см = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2 м t =20 нКл/м = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-8 Кл/м q = 25 нКл = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru -8 Кл a1 = 1 см = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2м a2 = 3 см = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2 м Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Работа сил поля по перемещению заряда равна А = q(j1 – j2). Для поля с осевой симметрией, каким является поле цилиндра, можно записать: Е = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru или Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .
А - ?

Интегрируя это выражение, найдем разность потенциалов между двумя точками, отстоящими на расстояниях r1 и r2 от оси цилиндра,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , ( 1 )

где r1 = a1 + R, r2 = a2 + R.

Так как цилиндр длинный и точки взяты вблизи его средней части, то можно воспользоваться формулой напряженности поля, создаваемого бесконечно длинным цилиндром,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . ( 2 )

Подставив (2) в (1), получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ln Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

или

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ln Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . ( 3 )

Таким образом,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ln Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Проверим, дает ли расчетная формула единицу работы. Для этого в правую часть вместо символов величин подставим их единицы

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

Произведем вычисления с учетом того, что Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . Так как величины r2 и r1 входят в формулу (3) в виде отношения, их можно выразить в сантиметрах.

Таким образом,

А = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ln Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Дж.

Задача 4

Электрическое поле создано тонкой бесконечно длинной нитью, равномерно заряженной с линейной плотностью заряда 20 нКл/м. На расстоянии 40 см от нити находится плоская круглая площадка радиусом 1 см. Определить поток вектора напряженности через площадку, если её плоскость составляет угол 30о с линией напряженности, проходящей через середину площадки.

Дано: Решение:
t= 20 нКл/м = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-8 Кл/м a = 40 см = 0,4 м R = 1 см =10-2 м b = 30о     Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Рис. 3
NЕ - ?

Поле, создаваемое нитью (очень тонким цилиндром), является неоднородным, так как модуль напряженности изменяется от точки к точке:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . (1)

Поэтому поток вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru равен

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru cosadS,

где a – угол между векторами Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (рис. 3). Так как линейные размеры площадки малы по сравнению с расстоянием до нити (а>>R), то Е в пределах площадки меняется незначительно. Тогда

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где S = pR2 .

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Scosa=EpR2cosa.(2)

Из рис. 3 следует, что cosa = cos(p/2-b) = sinb.С учетом этого фор-мула (2) примет вид

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru sinb Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru sinb.

Произведя вычисления с учетом того, что 1/2pe0= Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru м/Ф, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

Задача 5

Между пластинами плоского конденсатора, заряженного до разности потенциалов 600 В, находятся два слоя диэлектриков: стекла толщиной 5 мм и эбонита толщиной 3 мм. Площадь каждой пластины 200 см2. Определить: а) напряженность поля, индукцию и падение потенциала в каждом слое; б) электроемкость конденсатора.

Дано: Решение:
U = 600 В Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (стекло) d1 = 5 мм = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-3 м Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (эбонит) d2 = 3 мм = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10‑3 м S = 200 см2 = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-2 м2 При переходе через границу раздела диэлектриков нормальная составляющая вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru в обоих слоях диэлектриков имеет одинаковые значения D1n = D2n. В конденсаторе силовые линии вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru перпендикулярны к границе раздела диэлектриков, следовательно, D1n = D1 и D2n = D2. Поэтому D1= D2= D.( 1 )  
Е - ?D - ? U1 - ?U2- ? С - ?

Учитывая, что Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , и сокращая на e0, из равенства (1) получим:

e1E1 = e2Е2, ( 2 )

где Е1и E2 – напряженности поля в первом и во втором слоях диэлект­риков; e1 и e2 – диэлектрические проницаемости слоев.

Разность потенциалов между пластинами конденсатора, очевидно, рав­на сумме напряжений на слоях диэлектриков:

U = U1+ U2 . ( 3 )

В пределах каждого слоя поле однородное, поэтому U1= E1d1 и U22d2. С учетом этого равенство (3) примет вид

U = Е1 d1+ E2d2. ( 4 )

Решая совместно уравнения (2) и (4), получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Произведя вычисления, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ;

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ;

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ;

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Кл/м2.

Определим электроемкость конденсатора

С = q / U, ( 5 )

где q = sS – заряд каждой пластины конденсатора. Учитывая, что поверхностная плотность зарядов s на пластинах конденсатора численно равна модулю электрического смещения, т. е. s = D, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Проверим, дает ли расчетная формула единицу электроемкости. Для этого в правую часть формулы вместо символов величин подставим их единицы измерений

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Произведя вычисления, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru пФ.

4.2.2. Постоянный электрический ток

1. Сила и плотность постоянного тока

I=q/t,j=I/S,

где q – заряд, прошедший через поперечное сечение проводника за время t;S– площадь поперечного сечения.

2. Закон Ома

а) Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (для участка цепи, не содержащего ЭДС),

где I – сила постоянного тока; j1–j2 = U – разность потенциалов на концах участка цепи; R–сопротивление участка цепи;

б) Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (для замкнутой цепи),

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – ЭДС источника тока;R – сопротивление внешней цепи;R0 – внутреннее сопротивление источника тока.

3. Сопротивление R и проводимость G однородного цилиндрическогопроводника постоянного диаметра

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где r – удельное сопротивление проводника;g = 1/r – удельная электропроводность; l – длина проводника;S – площадь поперечного сечения проводника.

4. Работа и мощность тока

A= IUt,P = IU.

5. Закон Джоуля-Ленца

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

для постоянного тока

Q = I2Rt,

где Q – количество теплоты, выделяющейся на участке цепи сопротивлением R за время t, когда по проводнику течет ток силой I.

7. Закон Ома в дифференциальной форме

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru I/S – плотность тока в проводнике; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – напряженность электрического поля в проводнике.

8. Закон Джоуля-Ленца в дифференциальной форме

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

где w= Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – удельная тепловая мощность тока (количество теплоты, выделяю-щейся в единице объема проводника за единицу времени).

Примеры решения задач

Задача 1

ЭДС батареи аккумуляторов 12 В. Наибольшая сила тока, которую может дать батарея, 5 А. Определить максимальную мощность, которая может выделиться во внешней цепи.

Дано: Решение:
Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru = 12 В Imax = 5 А По закону Ома для полной цепи Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru , (1)
Pmax = ?

где R0 – внутреннее сопротивление аккумулятора;R – сопротивление внешней цепи (сопротивление нагрузки).

Максимальная сила тока будет при коротком замыкании (R = 0)

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . (2)

Из формулы (2) находим внутреннее сопротивление:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . (3)

Мощность, которая выделяется во внешней цепи (полезная мощность),

P=I2R. (4)

C учетом закона Ома (1) получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (5)

Исследуя функцию (5) на максимум, найдем сопротивление нагрузки, при котором мощность максимальна:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . (6)

Из равенства (6) следует, что

R=R0. (7)

Подставив (7) в формулу (5), найдем выражение для максимальной мощности:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . (8)

C учетом формулы (3) получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

Произведя вычисления, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Вт.

Задача 2

Сила тока в проводнике сопротивлением 20 Ом равномерно нарастает от 0 до 4 А в течение 2 с. Определить количество теплоты, выделившейся в проводнике за первые полторы секунды.

Дано: Решение:
R = 20 Ом I1= 0 А, I2= 4А t1 = 0, t2 = 2 c, t3= 1,5 c Согласно закону Джоуля-Ленца, тепловая мощность, выделяющаяся на сопротивлении R, равна Р = I2R . Количество тепла dQ, выделяющегося за время dt на сопротивлении R, равно
Q - ?

dQ = Pdt = I2Rdt . (1)

По условию задачи сила тока равномерно нарастает, т. е. является линейной функцией времени

I = at + b . (2)

В начальный момент t1 = 0 ток I1 равен нулю, поэтому в уравнении (2) имеем b = 0. Таким образом,

I = at . (3)

Коэффициент "а" найдем из условия, что I2 = 4 А при t2= 2 с:

I2 = at2.

Откуда получаем

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru A/c.

Подставляя в формулу (1) выражение (3) и интегрируя по времени от 0 до t3, найдем количество выделившегося тепла:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru . (4)

Подставляя в формулу (4) значения входящих в нее параметров, получим:

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru Дж.

Магнитостатика

1. Связь магнитной индукции Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru с напряженностью Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru магнитного поля

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где m – относительная магнитная проницаемость изотропной среды (в вакуумеm = 1); m0 – магнитная постоянная (m0 = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru 10-7 Гн/м).

2. Магнитная индукция в центре кругового витка с током

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где R – радиус кругового витка;I – сила тока.

3. Магнитная индукция поля длинного прямого проводника с током

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где r0 – расстояние от оси проводника до точки, в которой определяется магнитная индукция.

Магнитная индукция поля, создаваемого отрезком провода с током, (рис. 4)

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru (cosa1- cosa2).

 
  Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru

Рис. 4

Обозначения ясны из рисунка. Направление вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru обозначено точкой – это значит, что вектор Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru направлен перпендикулярно плоскости рисунка "к нам".

При симметричном расположении концов провода относительно точки, в которой определяется индукция: cosa1 = -cosa2 = cosa. Тогда

B = Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru cosa.

4. Магнитная индукция поля внутри длинного соленоида с током:

а) в центре соленоида В = mm0In,

б) на краю соленоида В = mm0In/2,

где n = N/l – число витков, приходящееся на единицу длины (N – число витков соленоида, l – длина соленоида).

5. Закон Ампера

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru или Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru sina,

где a – угол между направлением тока в элементе проводника и вектором магнитной индукции Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

В случае однородного магнитного поля и прямого отрезка проводника длиной l модуль силы Ампера

F=IBlsina.

6. Сила взаимодействия, приходящаяся на единицу длины каждого из двух длинных прямолинейных параллельных проводов с токами I1 и I2,

F= Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где d – расстояние между проводами.

7. Магнитный момент плоского контура с током

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – единичный вектор нормали к плоскости контура; I – сила тока, протекающего по контуру; S – площадь контура.

8. Вращающий момент, действующий на контур с током в однородном магнитном поле,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru или Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru sina,

где a – угол между векторами Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

9. Сила (сила Лоренца), действующая на движущийся заряд в магнитном поле,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru или Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru sina,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – скорость заряженной частицы; a – угол между векторами Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru .

10. Магнитный поток:

а) через произвольную поверхность S, помещенную в неоднородное поле,

Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ,

где Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru – единичный вектор нормали к элементу поверхности dS; Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru cosa – проекция вектора Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru на направление нормали Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ; a – угол между вектором Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru и нормалью Методические указания к выполнению контрольной работы № 3 - student2.ru ;

б) через плоску

Наши рекомендации