Перечень тем ПремиальНЫХ заданий
2.1. Вопросы для самостоятельной работы(эссе и презентация):
Рейтинговая оценка:
ü до 10 баллов за работу с научно-популярными статьями и учебными материалами (выполняется по желанию, для премиальных баллов)
1. Научное понятие и двойной слепой метод: почему шансы на успех в любых начинаниях выше у людей, ведущих научный образ жизни? [9, 14]
2. Науки без ошибок не бывает: насколько важна способность находить слабые места в проверенных временем старых идеях? [15]
3. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках. [5]
4. Значение нарушений симметрии в эволюции живой и неживой природы. [6, 16]
5. Одна Вселенная или множество? [15]
6. Уникальные свойства углерода: основа жизни на Земле и современных технологий. [11]
7. Аномальные свойства воды и их значение для природы [4]
8. Нанотехнологии природы и нанотехнологии в нашей жизни [13]
9. Три возраста эволюции [10]
10. Белые пятна эволюции [8]
11. Великая тайна жизни [12]
12. Чарльз Дарвин и его эволюционная теория как социальная икона науки и общества. [1]
Рейтинговая оценка:
ü до 6 баллов за работу с учебными материалами
13. Почему в XXI веке вновь популярны псевдонауки (лженауки)?
14. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Реален ли путь к единой научной культуре?
15. Роль естественных наук в XXI веке.
16. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?
Методические указания:
Самостоятельная работа студента по одному из указанных вопросов включает анализ учебных материалов и научно-популярной статьи, результаты которого должны быть представлены в виде эссе и презентации.
Рекомендации по написанию эссе:
Эссе (рассуждение на заданную тему, 3 – 4 стр.) должно включать:
- во-первых, аргументацию одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
- во-вторых, с собственными оригинальными рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.
Эссе выполняется на отдельных листах.
См. также Приложение 1.
Общие требования к подготовке презентаций:
Основная задача презентации – перевести информацию ввизуальные образы.
Название файладолжно совпадать с фамилией докладчика (одного из соавторов) и номером группы.
Материал на слайдах должен быть представлен в виде:
ü основных определений, положений, тезисов – не более 140 символов на одном слайде! Длинный тезис сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов.
ü схем, таблиц, рисунков, фотографий – максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка / фотографии / схемы / таблицы с текстовыми комментариями (не более 140 символов на одном слайде!)
Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.
Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.
Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
- Название доклада.
- Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов, номер группы.
Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.
Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».
Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
Статьи для анализа [номер статьи указан рядом с вопросом в квадратных скобках]:
1. Баюк Д. Страшный суд в конце эволюции // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1061/
2. Баюк Д. Не запятнанное будущее дневного светила // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/cosmos/1243/
3. Баюк Д., Булюбаш Б. Квантовые яблоки против релятивистских антиапельсинов // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/979/
4. Булюбаш Б. Вода без памяти // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1156/
5. Булюбаш Б. Время в лазерной ловушке // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/907/
6. Булюбаш Б. Земная асимметрия из космического сепаратора // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1219/
7. Виленкин А. Одна Вселенная или множество? // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6751/
8. Воронов Д. Белые пятна эволюции // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6110/
9. Докинз Р. Двойной слепой метод // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/richard-dawkins
10. Жуков Б. Три возраста эволюции // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6663/
11. Научная слава с угольным привкусом // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1271/
12. Пичугина Т. Великая тайна жизни // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/595/
13. Решетов В. Нанотехнологии, или Атомы вместо гвоздей // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3107/
14. Тегмарк М. Научное понятие // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/max-tegmark
15. Хайтун С. Науки без ошибок не бывает // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1088/
16. Щербаков Р. Мир симметрий и симметрия мира // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4457/
2.2. Задания для выполнения интеллект-карт:
Интеллект карта –это графический способ организации и хранения информации, который позволяет выделить главное с помощью ключевых слов и образов.
Для создания интеллект-карт по курсу КСЕ можно выбрать любые (1 – 3) контрольные вопросы для самостоятельной подготовки, указанные в планах семинарских занятий (темы 1 – 4, п.2). Как правило, большая часть этих вопросов раскрывается в лекционном курсе (аудиторном и электронном), а также широко представлена в учебной литературе по изучаемой дисциплине.
Методические рекомендации:
Основная информация по созданию интеллект-карт представлена ниже, а также в Приложении 2 и сети Интернет (например, http://www.mind-map.ru/).
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других. Области применения интеллект-карт различны, например, в сфере обучения и запоминания они могут применяться для создания ясных и понятных конспектов; написания рефератов, курсовых проектов, дипломов; максимальной отдачи от прочтения книг/учебников; при подготовке к экзаменам и т.п.
Интеллект-карты можно рисовать как на бумаге, так и в специальных компьютерных программахMind Manager, XMind.