Организации, занимающиеся вопросами психизма
Страна | Город | Наименование организации | Источник |
USA | New York | American society for psychical research | |
Durham, Noth Carolina | Institute for parapsychology | ||
Durham, Noth Carolina | Southeastern regional parapsychological association | ||
Psychical research foundation inc, (c 1961 года) | |||
Parapsychological association (c 1957 года) | |||
Parapsychology Foundation | |||
Illinois center for parapsychological research | |||
Division of parapsychology and psychophysics of the Maimonides medical center | |||
Student parapsychology Coalition in California | |||
GB | London | Society for psychical research | |
Cambridge | Society for psychical research of Cambridge University | ||
London | The Institute of parascience | ||
Canada | Kingston (Ontario) | Kingston Association for research in parasciences | |
Toronto | Toronto society for psychical research | ||
New horisons Foundation | |||
South Africa | Iohannessburg | South African Society for psychical research | |
France | Paris | L'institut metapsyhique international | |
Bordeay | L'association Bordelaise d'Etudes metapsychique | ||
Le group d'etudes et de recherches en parapsychologie | |||
Holland | Utrecht | Chair of parapsychology in University of Utrecht | |
Luxembourg | Luxembourg | International University of parapsychology | |
Italia | Bologna | Centro studi parapsicologii di Bologna | |
Associazione Italiana scientifica di metapsichica | |||
Espania | Madrid | Sociedad Espaniola di parapsicologia | |
Japan | Odaware City | International University for religion and parapsychology | |
Mexico | Mexico | Sociedad Mexicana de parapsicologia | |
Argentina | Buenos Aires | Instituto Argentine de parapsicologia | |
Santafesino | Instituto Santafesino de parapsicologia |
Для выполнения лабораторных экспериментов ряд организаций разрабатывает специальную аппаратуру — механизмы для фиксации заданных и угаданных значений и счетчики их серий; устройства для автоматической постановки задач на базе генераторов случайных чисел (ГСЧ) и, среди них — ГСЧ на основе радиоактивного распада; устройства для автоматического выбрасывания фишек при опытах по психокинезу и многие другие приспособления, способствующие облегчению и объективизации психических опытов [1290, 1480, 1495]. Примером строгого применения к изучению явлений психизма современных научных методов эксперимента и обработки результатов может служить работа [48а ]. К выполнению экспериментов, требующих большого числа участвующих, привлекаются добровольцы, преимущественно из числа учащихся школ и высших учебных заведений [1281 ]. Внимательно отрабатываются правила подбора субъектов для экспериментов и приемы, обеспечивающие успешность последних [744]. Специально рассмотрена проблема исключения артефактов при экспериментах [303].
В СНГ вопросами парапсихологии занимаются отдельные группы заинтересованных в предмете лиц, работающих безвозмездно, на общественных началах. За рубежом существует по-видимому преувеличенное мнение о развитии исследований психизма в Союзе [456, 653]. Встречаются утверждения, что «Россия лидирует в парапсихологии» и что ею открыты «новые виды энергии» [820, 821 ]. Упоминают о «возрастании интереса к парапсихологии» в нашей стране [1182]. Г. Банерджи на основании десятидневного пребывания в СССР сообщает в работе «Парапсихология в России» о 9 центрах, где, как он утверждает, ведутся работы по парапсихологии [1267 ]. Более сдержанно оценивается состояние изучения психизма в СНГ в книгах [527, 661 ] и статьях {13-4}, авторы которых посетили нашу страну. В них упоминается о работах Л. Васильева по телепатии и о их прекращении после установления неэлектромагнитной природы связующего агента; об отрицании реальности телепатии в БСЭ и других публикациях; о скептичности аудитории на парапсихологической конференции в Москве в 1968 году. Но сообщается также и о лично наблюдавшихся авторами опытах психокинеза с сенситивами Б. Ермолаевым и Н. Кулагиной (Михайловой). О парапсихологии в СНГ упоминается также в работах [221, 574 ]. Издан перечень научных и популярных книг, статей и аннотации, касающихся психизма, опубликованных у нас [790].
Некоторые исследователи выражают разочарование однообразием и малой результативностью современного лабораторного направления психических исследований, получившего развитие в ущерб изучению спонтанных явлений и медиумизма [1075, 1094, 1475]. Они обращают внимание на необходимость более углубленного изучения исследований прошлого столетия, которые по многим направлениям опереждают современные работы [217, 608, 1281 ]. И. Стивенсон, присоединяясь к этому мнению, замечает, что и результаты лабораторных опытов вполне достоверны лишь для их исполнителей и могут ставиться скептиками под сомнение наравне со спонтанными явлениями [947, 1280]. Один из основателей лабораторного направления работ Д. Раин также предостерегает от одностороннего увлечения ими и пренебрежения изучением спонтанных проявлений психизма, представляющих собой «произведения природы» [735, 1472 ].
Наряду с изучением явлений психизма, научные организации и отдельные исследователи уделяли много усилий популяризации получаемых сведений и насаждению правильных представлений о наблюдаемых явлениях. Основным средством для этого служила печать, но, кроме того, читались публичные лекции с демонстрацией результатов опытов и самих явлений. В этом ряду следует отметить выступления академика Бутлерова, а также лекции, которые в течение полугода читал в Париже профессор Шренк-Ногцинг для научных кругов и передовой интеллигенции с демонстрацией фотографий, кинофильмов и весьма показательных натурных проявлений психизма [497]. Они имели значительный резонанс, но круг ознакомленных составил все же незначительную часть общества, и доложенные сведения были с течением времени забыты. Интенсивную лекционную деятельность развил А. Конан Дойль. Наряду с систематическим чтением лекций в Англии, он совершил лекционные турне по Австралии и (дважды) по США {14-4}. Но его выступления имели скорее пропагандистский, чем научный характер.
Были получены официальные заключения целого ряда научных и административных комиссий, создававшихся для проверки фактов психизма, например:
— научная комиссия, организованная в Варшаве профессором Ж. Охоровичем для проверки явлений, получавшихся с выдающимся сенситивом Станиславой Томчик [799];
— ряд научных комиссий, организованных профессором Ш. Рише и другими французскими учеными [1236];
— Миланская научная комиссия с участием ряда профессоров из разных стран и А.Н. Аксакова, имевшая целью проверку явлений, получаемых с выдающимся сенситивом сомнительной репутации Е. Паладино [698 ];
— комиссии, создававшиеся административными органами для Расследования явлений психизма, сопровождавшихся пожарами, убытками и другим вредом, в том числе: расследование случая «преследования» семьи казака Щапова в Оренбургской губернии; случай разорения мужика Каплуха; расследования «неспокойствий слободе Липцах [5]; судебные разбирательства исков в связи с убытками от «неспокойствий» в Италии, Австрии, Швейцарии и т.п. Все названные и многие неназванные здесь расследования выявили реальность психических явлений. Исключением явилась печальной памяти комиссия Менделеева.
Классификация
В литературе можно встретить подразделение психических явлений на следующие два класса, в зависимости от агента их вызывающего: 1) явления парапсихические, обусловленные действием самого сенситива, «непознанными потенциями его организма», как теперь принято говорить, а вернее — действием его П (это будет ясно из дальнейшего изложения) и 2) явления медиумические, связанные с действием отдельной от сенситива сущности (П другого живого или П0 отшедшего человека), для которой он является медиумом (посредником). В начале научного изучения психизма большинству его явлений приписывали медиумическое происхождение. Лишь постепенно сформировалось представление, что в ряде случаев возможно их парапсихическое объяснение, что гипотезу о проявлении медиумизма следует выдвигать в последнюю очередь, когда все другие объяснения несостоятельны, и что в каждом отдельном случае утверждение о вмешательстве П0 должно специально доказываться. В связи с этим Ф. Майерс предлагал заменить термин «медиумизм» и «медиум» на «автоматизм» и «автоматист», поскольку «посредничество» предполагает вопрос о связи со сторонним сознанием решенным, а не спорным [1409]. Однако, это не привилось, поскольку автоматизм — название одного из многих проявлений психизма, используемых в медиумизме. Наше исследование приводит к выводу, что любое психическое явление может быть обусловлено действием как П, так и П0, и поэтому подразделять явления психизма на указанные два класса, а тем более описывать их отдельно (как делалось ранее многими), неосновательно.
Не менее часто явления психизма подразделялись на «физические», приводящие к изменениям в окружающей вещественной среде, и «психические», суть которых выявляется по смыслу получаемых сообщений. Ж. Максвелл, например, в обширной работе [96] предложил подобную классификацию. Несовершенство такой классификации довольно очевидно. Бросается в глаза представительство одних и тех же психических явлений в обоих разделах. Например, стук, как «физическое» явление и его «психическое» значение — указание буквы; видение фантома, как «физического» объекта и слышание его речи, как «психического» проявления и т.п. Подобными же недостатками обладают и другие предлагавшиеся классификации, сходные с этой. В отличие от них Ш. Рише предложил в работе [934] подразделять явления психизма на явления субъективные (телепатия; ясновидение разных видов; чтение мыслей и т.п.) и явления объективные (психокинез и стуки; материализации; преследования и неспокойствия и т. д.). Но, по-видимому, целесообразнее всего положить в основу классификации явлений психизма природу этих явлений. Мы попытались выдержать этот принцип при составлении классификации, представленной в таблице 2. Психические явления подразделены в ней на восемь разделов.
Таблица 2
Явления психизма
Раздел | Подраздел | Явление | |
№ | название | ||
1. | Внечувственное восприятие | Психическое проникновение | Интуиция Озарение гениев, умирающих, в экстазе... Предчувствие, предвидение и ретровидение Усиление психического проникновения «концентраторами воли» и «проводниками в астрал» Психометрия |
Ясновидение и яснослышание | Во сне Бодрствующее Дальновидение Макро— и микровидение Интровидение: в закрытых пространствах (книги, емкости), вещей изнутри, диагностика заболеваний методами видения внутренних органов и перенесения симптомов болезни на себя Видение невидимого: «ауры» людей, силовых полей, блестящих и темных форм, П живущих и отшедших | ||
«Перемещение» органов чувств | |||
2. | Экстериоризация сознания | Спонтанная | Во сне естественном или сомнамбулическом При клинической смерти Предсмертная |
Стимулированная | Волей сенситива Воздействием на сенситива | ||
3. | Психическое влияние | Влияние | Психическое самовлияние Влияние на людей: гипноз, магнетизация Чтение мыслей и обмен мыслями |
Телепатия | Обычная телепатия «Задержанная» телепатия «Блуждающая» телепатия Галлюцинаторные призраки | ||
4. | Автоматизм | Граматология | Указательные движения Автоматическое письмо (прямо рукой, планшеткой) Трансовая речь Ксеноглоссия Автоматизм младенцев и детей |
Неосмысленный автоматизм | |||
5. | Психокинетика и психодинамика | Фиксация силовых полей | Фотографирование биополей и мыслеобразов Лозоискательство Голоса Раудива |
Генерирование силовых полей | Целительство терапевтическое Психическое воздействие на живое Психическое воздействие на неорганику («mind over matter») Психическое воздействие на астрал Бесконтактное перемещение предметов Изменение массы и левитация предметов Сверхсила сенситивов Генерирование шумов и стуков, в том числе осмысленных (типтология) Изменение температуры окружающей среды, в том числе возгорания, холодные дуновения и т.п. Образование светочей и некоторые другие «физические» феномены Генерирование термозащитного и механозащитного полей | ||
Аккумуляция психической энергии | |||
6. | Материализация и дематериализация | Нарушение непроницаемости вещества | Проникновение сквозь вещество «Приносы» предметов Устранение тени сенситива и предметов Целительство хирургическое |
Фантомогенез | Медиумическая фотография Прямая речь Прямое письмо и рисование в открытом и закрытом пространствах Получение оттисков в открытом и закрытом пространствах Получение парафиновых форм и гипсовых слепков Стимулированный фантомогенез Спонтанный фантомогенез Раздвоение, транслокация и трансфигурация сенситивов Материализованные призраки; привидения | ||
7. | Неспокойствия и преследования (полтергейст) | ||
8. | Метапсихика животных |
Внечувственное восприятие. Как показывает название раздела, он объединяет явления, при которых получается информация об окружающем, недоступная для органов чувств. Эти явления подразделены на две группы. К первой из них (психическое проникновение) отнесены восприятия, не имеющие аналогов в показаниях органов чувств. Перцепции, в какой-то мере аналогичные обычным видению и слышанию, образуют вторую группу явлений этого раздела (ясновидение и яснослышание). Соседствует с двумя этими группами явление «перемещения органов чувств», когда имеется видимость, что восприятие осуществляется не предназначенным для этого органом (зрение кожей рук и т. п.). Все феномены этого раздела представляют собой проявления перцептивных способностей П — тех восприятий, которыми ему предстоит пользоваться в состоянии П0.
Экстериоризация сознания. Так принято называть психическое явление, при котором познающая сущность четко осознает свою разобщенность с организмом. В этом состоянии может осуществляться ясновидение, в частности, дальновидение, от которых экстериоризация отличается осознанием разобщенности. Явления экстериоризации подразделены на спонтанные, т.е. возникающие самопроизвольно, без воздействия на сенситива, и на стимулированные воздействием на него со стороны или его собственными усилиями. К этому разделу относятся переживания при клинической смерти и предсмертии, привлекшие к себе наибольшее внимание общества.
Психическое влияние. Между разными явлениями этого раздела нет принципиального различия — во всех них (кроме самовлияния) проявляется способность сознаний к волевому воздействию друг на друга и к дистанционной связи. В первую группу (влияние) выделены такие общепризнанные явления, как самовлияние (пример — аутотренинг) и гипноз. В отличие от них, реальность телепатии (второй подраздел) оспаривается официальной наукой, тогда как многие парапсихологи крайне преувеличивают телепатические потенции в поисках альтернативы признанию реальности существования П0.
Автоматизм. Явления автоматизма (действия сенситива, неуправляемые им) подразделены на две группы — на действия, несущие смысл (граматология), и на действия, лишенные такового. Первые из них являются наиболее широко используемым инструментом медиумизма и поэтому имеют для данной работы первостепенное значение. Явления ксеноглоссии и автоматизма младенцев и детей выделены особо (хотя и они могут осуществляться любым из трех перечисленных над ними способов) потому, что в них проявляется осведомленность, превышающая нормально возможную.
Психокинетика и психодинамика. Раздел охватывает психические явления, связанные с генерированием силовых полей и с фиксацией их воздействия. Выделение этого раздела из круга психических явлений обосновано не вполне строго, так как действие силовых полей, конечно, имеет место и при всех других проявлениях психизма. Но здесь оно является определяющим, лежит на поверхности феномена. Явление аккумуляции психической энергии, в реальности которого нет полной уверенности, выделено в отдельный подраздел.
Материализация и дематериализация. Этот раздел, охватывающий наиболее поразительные явления психизма, в свое время был предметом пристального внимания исследователей, но оно было, в основном, направлено на медиумическую сторону дела, а другие научные аспекты явлений остались неизученными. Данное упущение теперь трудно восполнить, так как в настоящее время материализационные явления крайне редки. Они подразделены нами на две группы — на явления, явно или неявно связанные с образованием фантомов (фантомогенез) и на проявления нарушений непроницаемости вещества.
Неспокойствия и преследования (полтергейст). Специфика этих явлений состоит в отсутствии явной связи с живым действующим лицом — эта связь часто выявляется лишь в результате специального исследования. Этим оправдывается выделение этих явлений в отдельный раздел.
Метапсихика животных. Необходимость обособления этого рода явлений не требует особых пояснений.
В последующих главах явления психизма излагаются весьма кратко. Дать их подробное описание в составе этой книги невозможно из-за ограниченности ее объема. Это и не обязательно, так как они неоднократно и подробно описаны в литературе, ссылки на которую мы даем.
Ввиду важности, повторяем еще раз, что цель последующего краткого описания явлений психизма двоякая. Во-первых, дать лицу, намеренному решить для себя вопрос о существовании П0, общее представление о всей области психических явлений1 с тем, чтобы он мог вполне сознательно воспользоваться методикой доказательства, изложенной в третьей части книги. Вторая побудительная причина состоит в том, что при обозрении различных явлений психизма выясняется закономерная связь их между собой и со сведениями медиумизма, излагаемыми во второй, третьей и четвертой частях, что способствует достижению глубокого личного убеждения в справедливости выводов, к которым приводят и методика доказательства и обобщение данных предшествующих исследований.
Явлениям психизма посвящена обширная литература. Наряду с работами, в которых подробно рассматриваются отдельные явления психизма и отдельные аспекты этих явлений, имеются курсы и справочники, претендующие на систематический охват всей их совокупности {15-24 и 4-20}. Много работ посвящено характеристике личностей, фигурирующих в истории психических исследований, в том числе особо одаренных сенситивов {16-5}. Освещается польза, которую могли бы принести психические исследования для деловой жизни, медицины, науки и религии при должном внимании к ним и разумной оценке получаемых результатов [926, 1087]. Публикуются свидетельства большого числа выдяющихся личностей, подтверждающих по собственному опыту реальность психических явлений [879, 880 ]. С этими публикациями контрастируют осудительные писания, преимущественно исходящие из церковных и научных кругов {384-5}. Содержащиеся в них критические замечания анализируются в парапсихологических изданиях с целью выявления и устранения слабых мест в своих исследованиях. Признается справедливость указаний на отсутствие приемлемой теории явлений, применение несоответствующей математики, зачастую неправильное планирование экспериментов. Несправедливыми считаются утверждения, что признание реальности психических явлений в корне противоречит принципам современной науки, является маскировкой культа сверхъестественного псевдонаучными одеждами и целиком базируется на общей ненадежности экспериментальных данных. Отмечают также, что не способствует познанию явлений психизма подход к ним с предвзятых философских позиций, при котором не выводят заключения из наблюдаемых фактов, а принимают или отвергают факты, в зависимости от их соответствия исповедуемой доктрине [283, 425, 648 ].
1 Хотя лично ему, почти наверное, доведется стать свидетелем лишь незначительной и наименее впечатляющей их части.
Глава 2.Внечувственное восприятие
Внечувственными называют перцептивные способности человека, которые не могут быть объяснены функционированием известных науке систем его организма и действием пяти его чувств. Многие согласны с тем (и наши данные это подтверждают), что способность к внечувственному восприятию проявляется независимо от сознания человека, в результате действия его П [494].
Явления, рассматриваемые в этой главе, разнообразны и многочисленны. Они, наряду с психокинетическими и психодинамическими явлениями, составляют основной предмет исследований парапсихологии. Их изучение затруднено тем, что в нормальных людях способность к внечувственному восприятию (ВВ) проявляется очень слабо [66, 159]. Поэтому приходится для их обнаружения прибегать к многократным повторениям наблюдений и путем их статистической обработки выявлять эффекты, величина которых обычно лишь на доли процента отличается от случайно вероятной [580]. Так, по данным 145 отчетов сообщают, что за период 1880—1940 гг. исследовано 77796 испытуемых, выполнивших 4 918 186 попыток проявления ВВ, т.е. в среднем по 62 попытки [744а].
Наряду с малой эффективностью ВВ неодаренных людей, эксперименты выявляют широкую распространенность этих слабо выраженных свойств [1288 ], причем в обыденной деятельности и в общении людей они проявляются менее заметно, чем в творчестве [657]. Существуют несколько путей повышения эффективности этих свойств.
Многие авторы отмечают многократное усиление способности к ВВ под влиянием гипноза {208-4}. По данным работы [1131], вероятность получения положительных результатов опытов по выявлению внечувственного восприятия (ВВ) возрастает при использовании гипноза на много порядков — от практически неопределенной до фактически безусловной. Однако, имеются и иные сведения. Так, по данным обзора [662], обобщившего сообщения 76 источников, остается неясным, увеличивает ли гипноз эффективность ВВ или нет.
Проводились опыты для выяснения возможности усиления ВВ путем применения лекарственных средств, главным образом, наркотиков {51-13}. Сообщаются противоречивые результаты. Ряд опытов показал ослабление ВВ при воздействии лекарств [1350 ]. Другие говорят о наличии некоторой стимуляции [287]. Автор работы [315] считает, что ЛСД-25 усиливает ВВ и что это средство следует применять в парапсихологии, приводит дозировки и сообщает меры безопасности. Священник ратует за применение наркотиков под врачебным контролем для стимуляции религиозного экстаза [307].
Сообщают о возможности развития способности к ВВ путем систематических упражнений {362 ], но и о том, что не всегда это приводило к успеху [1292]. Вообще же замечено, что в ходе каждого отдельного опыта по выявлению ВВ результативность обычно не улучшается, а ухудшается со временем, по-видимому из-за утомления [818, 1460].
Естественную возможность увеличения эффективности парапсихологических опытов, в частности, опытов по ВВ, предоставляет использование в них лиц, одаренных экстраординарными психическими способностями — сенситивов. Эта возможность используется достаточно широко, тем более, что психическая одаренность в той или иной области не является слишком уж большой редкостью, о чем свидетельствуют результаты массовых опросов [1333 ]. Опросы не выявили зависимости психической одаренности от умственного развития и интеллигентности [1460]. Предполагают, что многие иллюзионисты психически одарены и в той или иной мере практически используют эти свои способности [1102, 1103].
Можно предположить, что использование медиумизма (то есть участия П0) при парапсихологических опытах, в том числе опытах по ВВ, существенно повысило бы их эффективность, так как четкая постановка опытов и гибкое варьирование их условий, доступные парапсихологии, дополнились бы в этом случае использованием незавуалированных организмом проявлений внечувственных способностей П0. К сожалению, методологическая связь экспериментальных работ в областях парапсихологии и медиумизма в настоящее время отсутствует.
Опыты парапсихологов были по преимуществу направлены на выявление зависимости интенсивности проявления внечувственного восприятия (ВВ) от всевозможных факторов, предположительно влияющих на результат эксперимента {343-9}. Большое внимание было уделено выяснению наличия связи между верой испытуемых в возможность получения положительного результата и успешностью опытов. В литературе за верящими закрепилась кличка «овцы», а за скептиками — «козы». В большинстве опытов результативность была выше с первыми, чем со вторыми {982, 1274]. Наряду с этим стремление испытуемого к получению положительного результата не приводило к увеличению вероятности положительного результата, даже при усилении этого стремления внушением [1488]. Выявлено, что психологическая атмосфера опытов существенно влияет на их результативность: она выше при бодром настроении испытуемых [818, 1324]; улучшается при наличии взаимопонимания и симпатии между ними и экспериментаторами [1482]; становится выше, когда испытуемые знают результаты предшествующих попыток [1459]; изменяется в связи с самопроизвольными изменениями способности испытуемых к ВВ в течение опыта [1459 ]; не зависит или слабо зависит от сложности опытов [1500]; тем выше, чем привлекательнее для испытуемых условия опыта [1322 ].
Рядом опытов установлено ухудшение их результативности с увеличением расстояния между испытуемым и объектом его догадок или воздействия («мишенью») [818, 1285, 1475]. Другими опытами зависимость от расстояния не была выявлена [916]. Имеются примеры успешных опытов по выявлению действия ВВ на больших расстояниях. Так, сообщается об успешном угадывании мишеней (воспроизведении рисунков) на расстояниях 300 км и более [1458] и о получении К. Осисом с использованием радиосвязи проявлений ВВ на дистанции 7500 км [1476]. Есть и другие сообщения о Дистанционном влиянии воздействующего лица («сендера») на воспринимающего («перцепиента») [1311].
Примером влияния психологических условий опытов на их результативность может служить случай, когда сенситив, находясь в родной для него Югославии, успешно разпознавал на большом Расстоянии мишени — они предъявлялись в США — и перестал Их угадывать, когда приехал в эту страну [1469]. Другой пример: ожидание неприятного воздействия при неуспехе стимулирует проявление ВВ у животных и у людей. Так, в результате 37 200 опытов на 31 субъекте установлено, что наказываемые слабым электрическим ударом за ошибку угадывали мишени лучше ненаказываемых [1460].
Подтверждение объективности парапсихологических данных видят в том, что на одних и тех же объектах разные сенситивы получают сходные данные [645].
Имеются данные о том, что за счет поступающей внечувственным путем информации в подсознании (П) человека формируется недоступный для сознания отдельный тезаурус. Многие считают, что по богатству сведений он превосходит «багаж» сознания. Это мнение основано на случаях, когда подсознание сенситивов оказывалось более осведомленным, чем их сознание. В большинстве своем это результаты клинических наблюдений над больными истерией и другими психическими расстройствами.
Общих вопросов исследования внечувственного восприятия касаются многие работы {17-7 и др.}. Рассмотрим отдельные психические явления, охватываемые этим понятием.
Интуиция и озарения
Интуиция. Так называют признанную наукой способность человеческого мышления достигать познания, сразу охватывая искомое, скачком минуя цепь ведущих к нему логических выкладок, последовательность которых остается неосознанной {951 ]. В способности интуитивного постижения видят коренное отличие мышления человека и выкладок машины. Механизм интуиции считается неизвестным. Некоторые полагают, что за интуицию ответственно правое полушарие мозга, а за логическое мышление — его левое полушарие [443 ]. Есть свидетельства, что для П0 характерна способность «прямого познания», обеспечивающая им мгновенное и полное (?) познание объектов. Можно предполагать, что интуиция представляет собой зачаток этой способности и что поэтому ее можно отнести к числу проявлений П — «эмбриона» П0.
Озарения. Их считают высшей формой интуиции. Озарением объясняют внезапное постиждение новых, неизвестных людям истин, а также создание высоких поэтических и музыкальных образов. Способность к озарению считают определяющей чертой гениальности [786]. Некоторые полагают, что в основе озарения лежит медиумический акт связи со сторонним источником сведений [99 ]. Таким источником, считают, может быть влияние отшедших творческих личностей или контакт с неким «высшим информационным уровнем» («астроидеи», «астроклише», «астральные архивы» теософов и оккультистов и т. п.; об этом будет ниже) {19-4}. В качестве примера таких воззрений можно указать на работу [839 ], в которой В. Паули доказывает, что Кеплер не мог вывести свои законы логическим путем из имевшихся в его распоряжении материалов, Л следовательно, получил их в результате озарения под влиянием некоей «космической идеи». Воздействие, получаемое из мира П0, Паули считает обычным явлением на путях творчества.
«Озарениями умирающих» называют яркие просветления сознания и памяти, иногда наблюдаемые при приближении смерти. Их считают подтверждением присутствия в разрушенном, угасающем организме вполне нормального П, готовящегося сделать первый шаг в своей новой жизни. Считают также видом озарения вспышки способностей, обычно не свойственных данному индивидууму, происходящие в исключительных стрессовых ситуациях (смертельная опасность и т. п.). Их также объясняют экстренной мобилизацией П привлечением его к действию. Встречаются утверждения, что при возведении в сан государей и высших духовных пастырей коллективное влияние воодушевленной толпы инспирирует в них способность к интуитивному озарению, необходимую для достойного выполнения их миссии [99]. К сожалению, история не часто подтверждает это мнение.