Предчувствие, предвидение и ретровидение

Изучение вещественного плана мироздания показало, что скорость течения времени зависит от скорости перемещения объектов относительно друг друга. Это следует из теории относительности (см. пятую часть книги). Исследование психического плана ведет дальше — к выводу о возможности перемещения сознания во времени, проникновения в прошлое и в будущее. Литература об этом обширна {20-127 и др.}. Имеется множество исторических и современных сведений о способности людей предчувствовать и даже предсказывать события, особенно несчастья и стихийные бедствия — ураганы, пожары, землетрясения и т. п. {21-37 и др.}. Думают, что способностью предчувствия обладают не только люди, но и животные, причем даже в большей степени. Принято объяснять эту их способность физическими причинами — влиянием инфразвука и эманации при близости землетрясения, способностью детектировать слабые электромагнитные поля («каждая травка по своему излучает» [1153]) и т. п., но не все с этим согласны.

Возможность предвидения не может быть понята с позиций современной науки, однако она находит из всех явлений психизма наибольшее признание, даже у людей, к остальному скептичных. И в наши дни многие склонны верить предсказаниям и пытаются их получать. Поэтому на поприще предсказаний подвизается множество шарлатанов, ищущих легкой наживы. Когда в свое время М. Метерлинк захотел лично проверить, существует ли возможность предвидеть будущее, он решил, что нет для этого лучшего места, чем Париж с его армией хиромантов, гадалок и астрологов [725]. В итоге многомесячных опытов, проведенных им с помощью нескольких друзей, выяснилось, что хироманты часто правильно просматривают прошлое и настоящее незнакомого им клиента, но всегда ошибаются, говоря о будущем. Предсказания же гадалок, хотя и редко, но сбывались. Особенно его поразила правильность предсказаний одной гадалки — медиума. Она впадала в транс и предсказывала в бессознательном состоянии детским голосом от имени П0 девочки, своего гида (о гидах см. главу 13). Так как возможно, что гид — это одно из обличий П медиума, то неизвестно, чьи способности — П или П0 характеризует этот случай.

Материалы, свидетельствующие о предвидении, можно подразделить на три группы. Это спонтанные случаи, предсказания провидцев и результаты современных экспериментальных работ.

Спонтанные случаи предвидения. Подобных случаев накоплено громадное количество, начиная с давних времен и до наших дней. Самая распространенная их форма — это вещие сны. Ограничимся немногими и, может быть, не самыми яркими примерами.

И. Стивенсон и другие исследователи выявили около 20 предвидений предстоящей гибели «Титаника», некоторые из которых содержат детальное описание обстановки крушения {22-5}. Выявилось правило, справедливое и для других случаев: чем ближе к событию, тем больше его предчувствий. Их было 6 за несколько месяцев до гибели «Титаника», 4 — за 10 дней до катастрофы, 7 — в ночь, когда она произошла, и 2 — пост-фактум, но до поступления сообщений о ней [1063, 1070, 1287]. За 14 лет до этого события была издана книга с точным описанием этой трагедии [Робертсон М. «Тщета». Изд. «М.Ф. Мэнсфилд», 1898]. Совпали даже детали:

  Роман Действительность
Название корабля: Титан   Титаник  
Тоннаж: 70 000   66 000  
Длина, м    
Количество винтов:    
Скорость, узлы:    
Максимальная вместимость (кол. людей)    
Спасательные средства: недостаточные недостаточные
Мнение о надежности: «непотопляемый» «непотопляемый»
Причина гибели: айсберг айсберг

Зарегистрировано до 70 предчувствий катастрофы в районе шахты Альберфан в США, где обвал убил 144 человека, в основном детей, направлявшихся в школу. Из числа 34 предчувствий, время поступления которых было установлено, 18 поступило за 4 дня до событий, 8 — за 2 недели и остальные 8 — раньше [203, 1063].

Было сообщено о 76 предчувствиях катастрофы в одной из шахт Уэльса (114 жертв), треть из которых была получена во сне. О предчувствии надвигающейся катастрофы в 24 случаях было сообщено до происшествия [744а].

Гибельное землетрясение 1906 года в Сан-Франциско предчувовалось некоторыми людьми уже за 2 месяца [1223]. За сутки было предчувствие взрыва на производстве, когда было убито 5 человек, и предчувствие гибели альпиниста при восхождении на Эверест [1384]. Много оставленных без внимания предупреждений было получено в связи с началом первой мировой войны, нападением на Пирл Харбор, покушениями на Д. и Р. Кеннеди, смертью А Насера [521, 1096, 1385].

Скромному служащему раз в год интуитивно становились известными 3 номера, на которые он выиграет в рулетку («три карты, три карты, три карты!»). Он ехал в Монте-Карло, ставил на эти номера, выигрывал и отдавал выигрыш, за вычетом дорожных расходов, на благотворительные цели — таково было интуитивно воспринятое им условие. Так продолжалось 20 лет подряд [1236]. Приводятся и другие случаи беспроигрышной игры в рулетку по интуитивно предугаданным номерам [561, 1223]. В парапсихологической лаборатории из ряда испытуемых отобрали наиболее способных к предугадыванию и поручили им поиграть в рулетку на «красное — черное». Они остались в выигрыше [362]. Контрольная группа непроверенных испытуемых непрестанно проигрывала, лишь у одной участницы (сенситива?) выигрыш падал на 40% ставок [339]. Высказано предположение, что успех при игре в рулетку, возможно, связан не с предвидением, а с неосознанным психическим воздействием испытуемого на шарик [1223, 1249].

Это объяснение неприменимо к случаям предвидения выигрыша (обычно во сне) на скачках и на автогонках. В одном из них богатому человеку несколько ночей подряд снилась сцена финала предстоящих через некоторое время скачек и запомнилась выигравшая лошадь. Она и выиграла в действительности, когда он поставил на нее. Выигрыш он отдал церкви. Другой, менее богатый и богобоязненный человек, на тем же путем выигранные деньги съездил с семьей из США в Европу и купил автомобиль [1430].

Сенситив «увидел» своего двойника в совершенно оригинальной, отсутствующей у него одежде. Через несколько лет эта одежда была ему подарена лицом, ничего не знавшем о его видении [365 ].

Сообщают о случаях правильного предвидения людьми времени своей смерти или излечения от болезни [462]. Считают, что истерики и эпилептики иногда предчувствуют беды, реже — радостные события [693].

Успешность многих случаев спонтанного предвидения в такой мере укрепила представление о реальности этой способности, что в Лондоне, Нью-Йорке, Торонто и Беркли были открыты бюро по сбору предупреждений в надежде смягчить последствия предстоящих катастроф и стихийных бедствий («British premonitions bureau» открыто в Лондоне в 1967 г., «Central premonitions registry» — в Нью-Йорке и «Premonitions Registry Bureau» — в Беркли) {23-6}. В Лондоне из числа нескольких тысяч полученных предупреждений сбылось лишь несколько [719]. В Нью-Йорке из приблизительно 30000 предсказаний было лишь 53 правильных [«Наука и жизнь», 1983, Т 1, с. 132]. Геологический комитет США просил сообщать предчувствия землетрясений. Получил 250 ответов от более чем 230 лиц. В их числе были астрологи и прочие присяжные предсказатели. Были и ученые, но не геологи! Процент правильных ответов лежал в пределах случайности [1400]. Эти данные существенно менее благоприятны, чем результаты неспровоцированных предупреждений. Обобщение их за некоторый период дало для Германии 52% правильных предупреждений из 1000; для Англии — 34% из 300 и для США 40% из 3290 [1063]. У сенситивов процент успеха бывает значительно выше, например, 14 правильных указаний из 20 [1502]. Из редкости случаев исполнения предсказаний не следует делать вывод об их случайности, то есть об отсутствии способности к ним, т. к. случаи точных предсказаний, обрисовывающих предстоящее событие во всех его сложных деталях, необъяснимы случайностью.

По данным обобщения спонтанных случаев предвидения делают вывод, что они тем точнее, чем ближе предчувствуемое событие, что часто снижает их ценность, т. к. затрудняет использование [1374]. Полагают также, что события личной жизни чаще становятся объектами спонтанного предвидения, чем даже яркие события общего значения — катастрофы, войны и т. п. [521, 523].

Предсказания провидцев. Пишут, что делаются попытки использовать прогностов в государственных (политических, военных) целях. Однако, видный парапсихолог Д. Раин упрекает Министерство обороны США за напрасное пренебрежение психизмом [1472]. Тем не менее, в США некоторые сенситивы претендуют на реноме прорицателей, пользующихся вниманием правительства. Среди них на первом месте Д. Диксон {24-5}. Ей приписывают предсказания убийства Д. Кеннеди, автокатастрофы его брата Э. Кеннеди, авиакатастрофы Д. Хаммаршельда, раздела Индии и Пакистана, победы социализма в Китае [752 ]. Предсказательные представления кристаллизуются в ней в результате длительного пребывания в особом состоянии сознания или возникают внезапно. Так, участвуя в прямой телевизионной передаче, она вдруг заявила: «Сейчас в России Маленков, а скоро будет Булганин, потом Хрущов, а потом они запустят шарик вокруг Земли, который будет пищать: «Бип! Бип!» [1430]. На счету предсказательницы И. Хьюз числятся предчувствия пожара на космическом корабле «Аполло», гибели трех космонавтов в 1965 году, убийства Д. Кеннеди несколькими выстрелами в результате заговора, убийства Р. Кеннеди выстрелом в голову (за 6 недель до события), автоаварии Э. Кеннеди «у воды», в результате которой «спутник будет убит, а он не пострадает» [1430]. Предсказатель Андерсон из южных штатов США приобрел известность точными предсказаниями дат смерти Д. Рузвельта и подписания мира с Германией и Японией. Сами предсказатели своим слабым местом считают не констатацию грядущего события (оно рано или поздно наступит), а определение его срока. Тут возможны громадные ошибки, что объясняют «вырождением времени» в инстанциях, от которых к ним исходят предсказания. Возможным считают и то, что будущее лишь частично детерминировано и может быть изменено по ходу событий психическим влиянием живущих [722 ].

Произвольные временные сдвиги делают ошибочными годовые прогнозы хода государственных и общественных дел, публикуемые прорицателями в США [1430]. Эта же особенность — хуже предвидеть ход исторических процессов, чем отдельные события, свойственна и отшедшим (см. часть IV).

Обычно предсказания не направлены в отдаленное будущее, но есть и исключения. Наиболее известным из них являются предсказания Нострадамуса (XVI век), касающиеся общественно важных отдаленных событий, многие из которых считают сбывшимися [722, 1388]. В числе его пророчеств значится и предсказание третьей мировой войны [692 ]. Будем надеяться, что оно не оправдается, как и другие предсказания этой войны, называющие ее сроком текущее столетие [1073, 1385]. Однако, на счету одного из предсказателей третьей мировой войны имеются сбывшиеся предсказания первой мировой войны, выдвижения Гитлера и его гибели вместе с крахом нацистской Германии [1385]. Собраны и другие случаи успешного предвидения отдаленных событий, в том числе войн. В этих случаях стимулом для предсказания обычно являлся личный элемент — влияние предсказываемых событий на судьбу предсказателя или близких ему людей [1096].

Лабораторные исследования. В последние десятилетия способность к предвидению обычных людей и сенситивов стала объектом многочисленных экспериментальных работ {25-27}. Суть их состоит в том, что испытуемый сначала высказывает догадки о результате опыта и лишь затем этот опыт производится. Принимают меры, исключающие возможность психокинетического1 воздействия экспериментатора на ход опыта: и догадка и результат последующего опыта автоматически фиксируются приборами и становятся известными участникам опыта лишь по его окончании. Так как выявляемые эффекты обычно лишь незначительно деформируют распределение результатов, вероятное при отсутствии предвидения, то опыты многократно повторяются для получения статистически значимых данных.

Опыты Путхоффа и Тарга, проведенные в Стенфордском Университете, показали наличие способности к предвидению у испытуемого [128]. Несостоятельность попытки авторов объяснить полученный результат с позиций квантовой теории и теории информации показана в отзывах на указанную статью, опубликованных в том же журнале (подробнее — см. раздел «дальновидение»). В дальнейшем Тарг отошел от официальных позиций и заключил, что однонаправленность времени — привычное, но не обязательное его свойство и что в явлениях предвидения проявляется инверсия его течения [950].

В ряде опытов выяснялась зависимость эффективности предвидения от срока, отделяющего его от события. При опытах {916] было получено, что эффективность неизменна, если этот срок не превышает 12 дней. При опытах К. Осиса сендер и перцепиент находились в разных городах. Персепиент пытался предугадывать мишени, которые сендер рисовал через 1—7 или 30—33 дня после этого. Предвидение имело место и проявлялось с одинаковой эффективностью через короткий и длинный срок [1471]. В опыте [1481] этот срок изменялся от нескольких дней до почти года. Перцепиент находился во Франции. Мишени выбирались случайно, с использованием продуманной процедуры, в одном из университетов США. Опыты многократно дублировались. Долгосрочные прогнозы дали положительный результат, краткосрочные — неопределенный.

На заседании в г. Денвере, США, участникам присваивались номера, вырабатываемые генератором случайных чисел. Сенситив Ж. Круазе, находившийся в Европе, сообщил за 25 дней до заседания сведения о лицах, которые получат тот или иной номер, назвав их пол, возраст, приметы, события жизни — в большинстве вполне правильно (участвующие в заседании были ему неизвестны) [427].

Ординарные школьники пытались угадывать номера и содержание запечатанных конвертов, которые спустя месяц будут выбраны из числа многих по таблице случайных чисел на основании результата кидания кости [1482]. Выявлено, что способность предвидения существует и развивается с ходом опытов.

По данным группового опыта с автоматическим генератором случайных чисел системы Г. Шмидта установлено, что верящие в существование внечувственного восприятия («овцы») угадывали будущие результаты лучше скептиков («коз») — в соответствии с закономерностью, свойственной и другим проявлениям ВВ [1489]. Полагают, что благожелательное отношение испытуемых к опытам и знание их цели благоприятствуют получению положительных результатов [548].

При опытах К. Осиса по экстериоризации сознания, производившихся на следующий день после избрания Р. Рейгана президентом США, сенситив заявил, что «видит» покушение на него и описал картину покушения, подтвердившуюся через 5 месяцев [809, 814].

Значительное внимание уделялось изучению вещих снов, являющихся одной из основных форм предвидения {26-5}. Проведение 10 исследований стало задачей специальной лаборатории (Dream Laboratory — см. табл. 1). Ею проанализировано несколько тысяч спонтанных предсказательных снов [1048, 1276, 1378] и получены положительные результаты значительного числа целенаправленных опытов с сенситивами [1306, 1501 и др.].

Сделана попытка выяснить возможно ли предотвратить предазанное [927]. Для этого было изучено 1324 случая предвидения из них выбрано 433, где предотвращение было желательно. Из них в 191 случае была сделана попытка предотвращения, в 60 случаях безрезультатная и в 131 случае успешная. Сделан некатегорический вывод в пользу возможности предотвращения.

М. Ризл отвергает возможность предотвращения, считая, что «истинно предвиденное» никаким вмешательством нельзя изменить [1472]. С ним согласен Р. Джонсон, полагающий, что предвидение — это чтение запрограммированного для каждого человека будущего и что свобода воли — преувеличенное понятие [626 ]. В противоположность этому, Д. Пристли Считает предсказываемое будущее «полусделанным» и потому доступным изменению [878 ].

Рассматривались факторы, благоприятствующие предвидению и затрудняющие его — физиологические (возбудимость, сомнамбулизм, дремотное состояние...), психологические (неустойчивость внимания, сосредоточенность, рассеянность...) — и патологические явления, иногда его сопровождающие (расстройство кровообращения с значительным повышением или понижением температуры тела и т. п.) [675].

Экспериментаторы единодушны в выводе о том, что способность к предвидению в той или иной степени свойственна людям {27-24}.

Ретроспекция. Наряду с предвидением исследовалась и ретроспекция [444, 917]. Но будущее интересует людей гораздо больше, чем прошлое, поэтому и сообщений о случаях ретроспекции меньше, чем о предвидении, если не считать данных медиумизма, где часты точные сообщения о минувшем. Но они исходят не от живущих. Наиболее впечатляют случаи ретровидения в буквальном значении этого слова, когда события прошлого становятся зримыми (объединение ретроспекции с ясновидением). Есть весьма красочные описания подобных явлений, когда люди видят на местности давно уже уничтоженный мост или становятся свидетелями ночной битвы с римлянами, имевшей место в 650 г. нашей эры, или, придя на экскурсию в Версаль, видят там жизнь XVIII века [473, 748 ].

Гипотезы. Многие пытались не только установить существование способности к предвидению, но и дать ей объяснение. Здесь большое разнообразие мнений. Некоторые высказываются категорически, не затрудняясь пространными обоснованиями, как например:

предвидение — наиболее легко объяснимое явление психизма, поскольку оно не запрещено законами физики, а «в физике все незапрещенное рано или поздно появляется» [889];

предвидение, в отличие от всех прочих явлений психизма, логически необъяснимо и потому представляется невероятным; но оно существует, следовательно надо пересмотреть основы логики и считать возможным предварение следствия причиной [258];

предвидение объясняется свойствами П, который «носит в себе» свое прошлое и будущее; они и просматриваются сенситивами [1096];

вопрос о природе предвидения принципиально неразрешим [650].

Не все удовлетворяются такими простыми ответами, выдвигаются и более сложные гипотезы. Для них характерны произвольность утверждаемых положений и введение для объяснения предвидения других, в конечном счете не более понятных, представлений. В работе [806] эти гипотезы подразделены на следующие семь групп:

1.чисто идеалистические гипотезы, предполагающие, что причины всех явлений вещественного мира таятся в глубинах сознания и потому могут иногда просматриваться и предвидеться;

2.гипотезы, объясняющие предвидение многомерностыо времени;

3.гипотезы, объясняющие его многомерностыо пространства;

4.гипотезы «вечного настоящего»;

5.гипотезы «вечного воскрешения»;

6.гипотезы «кажущегося настоящего»;

7.гипотезы, утверждающие организацию событий потусторонними высшими существами («все в руце Божией»)

Первая и последняя из этих групп самоочевидны. Для остальных характерны представления, исходящие из положения Зенона «все неизменно» и утверждений Хинтона и Успенского о том, что время представляет собой четвертое измерение пространства, а значит, последовательность событий — это совокупность вечно существующих «кадров фильма жизни» [825, 1477]. В. Джемс добавил к этому предположение (Салмарч развил его) о том, что в нашем «кажущемся настоящем» подсознание охватывает и часть будущего; «замок» этого настоящего бежит по «молнии» путей в будущее, оставляя сзади себя «сцепленное» (неизменное) прошлое, но имея впереди возможность «смены колеи», то есть волевого воздействия на свое будущее (частичная свобода воли) [927 ]. Дюнне усложнил представления о времени, предположив, что оно «слоисто», что кроме истинного времени, в потоке которого невозможно ни вмешательство в ход будущих событий, ни предвидение их, имеются еще русла «псевдовремени», где предвидение и вмешательство возможны; движение потока времени по всем этим руслам обусловливает возможность «сериальности» событий, в том числе их внешне беспричинных совпадений {355-6}. Д. Пристли2, отрицая возможность сериальности событий, представлял себе поток времени текущим по трем руслам: рассудок человека наяву — во времени N 1; подсознание во сне — во времени N 2, где возможно перемещение по времени, но видимость смутная; сознание в измененном состоянии — во времени N 3, где получаются яркие впечатления о будущем, оно лишь частично предопределено, от исполнения предначертаний возможно уклониться {386-4}. Дюкассе ввел принцип относительности времени событий, предположив, что в вещественном мире равновозможны два направления течения времени — обеспечивающее рост энтропии и обеспечивающее убывание ее — и что представление об однонаправленности времени является чисто психическим, обусловленным способом восприятия явлений.

Имеются и другие блуждания мысли. Они мало что добавляют к выводу, вытекающему из совокупности известных нам фактов, о том, что течение времени непостоянно. Что на вещественном плане скорость его подвержена изменениям и что на плане психическом диапазон изменений расширяется и охватывает уже не только скорость, но и направление течения времени, приводя к явлениям предвидения и ретроспекции.

Усиление психического проникновения. Для стимуляции психического проникновения применяют способ концентрации внимания путем напряженного смотрения в кристалл, в зеркало, в хрустальную чашу с водой, слушания шумов в морской раковине и других видов использования так называемых «концентраторов воли». Есть мнение, что при рассматривании руки и почерка при хиромантии и графологии концентрация воли играет, может быть, Даже большую роль, чем изучение специальных примет. Утверждают, что интенсификация проникновения иногда обеспечивает получение более точных данных о прошлом и будущем людей и даже о мире П0, чем при их получении медиумическим путем, ввиду отсутствия помех, неизбежных в последнем случае [1223]. Некоторые считают, что действие концентраторов не ограничивается стимуляцией внимания, но что они активно воздействуют на пользующихся ими, например, что кристаллы излучают своими ребрами и гранями некое поле, действующее на смотрящего [722].

При гаданиях, наряду с концентраторами воли, к числу которых относят и игральные карты, используются вещества, называемые в обиходе оккультистов «стимуляторами проникновения в астрал», такие как например, воск и пресловутая кофейная гуща [147]. Объясняя их действие, оккультисты говорят, что они «притягивают астрал», «импрегнируются одом», (см. ниже) и тем способствуют психическому проникновению. В таких видах гадания, как выливание воска в воду, осаждение кофейной гущи и т.п. подозревают участие и психокинетического эффекта.

Психометрия

Психометрией называют способность некоторых сенситивов получать подробные сведения о незнакомых им живых и отшедших людях и связанных с ними событиях, используя в качестве путеводной нити для «наведения на цель» предметы, которыми эти люди пользовались, или иные следы, оставленные ими на тропе жизни {29-33}. В большинстве случаев сведения касаются пропитого и потому психометрию можно считать одним из видов ретроспекции. Реже приписывают психометристам способность читать «магнитофонную запись» в астрале будущей жизни [17, 147]. Но некоторые именно так объясняют способность сенситивов к предсказаниям.

В литературе описано множество случаев психометрии. Чтобы дать о них представление, приведем несколько рядовых примеров. Психометристка взяла у женщины кольцо, сразу ощутила себя подарившим его мужчиной, правильно описала дарителя и сказала: «была и цепь». Действительно, это кольцо было подарено вместе с цепью [1247].

Взяв ремешок, принадлежавший неизвестному человеку, сенситив детально описал этого человека, сказав, что «видит» его стоящим рядом с собой. Описание подтвердилось [1365].

Психометрист определил, что данный ему предмет лишь позолочен, хотя его удельная масса была почти такой же, как золота. Он был способен интуитивно идентифицировать и другие химические элементы [1223].

Сенситив получил письмо, представляющее собой чистый лист бумаги и правильно прочел текст, «надуманный» на бумагу отправителем [151 ].

Н. Уолфе получал на почте тщательно запечатанные письма, пришедшие на имя сенситива Мэнсфилда, который «прочитывал» их при нем, не вскрывая конвертов, писал ответы и надписывал на них адреса, содержащиеся в запечатанных письмах. Уолфе отправлял ответы Мэнсфилда по написанным им адресам и получал письменные подтверждения их правильности [1181].

Имеются случаи использования психометристов полицией разных стран для расследования преступлений, поисков пропавших детей, похищенных или утерянных ценностей [1430].

Изучение психометрии выявило следующие ее особенности [236 ]. Гипноз усиливает проявление психометрических способностей. Психометристы перечисляют события не в порядке их следования, а в порядке интенсивности их восприятия. Этим объясняют случаи расхождения историй, извлекаемых разными сенситивами из одного объекта, каждая из которых при повторении строго воспроизводится. При описании психометристом событий, которые происходят в отдаленном месте, иногда наблюдается экстериоризация его сознания: находящийся там непредупрежденный сенситив «чувствует» его появление. Некоторые склонны объяснять психометрией широкий круг психических явлений, таких как неспокойствия, наличие «психического климата» городов и отдельных жилищ, влияние драгоценных камней на психику и т. п. и предполагают даже, что носителем памяти является не органика, а окружающая неорганическая среда [626]. Таким путем психометрия возводится в ранг ключевого психического явления. С этим представлением контрастирует мнение, что психометрической способности нет, что приписываемые ей эффекты есть результат извлечения подсознанием (П) сенситива информации - современных источников — памяти живущих, книг, архивных записей и т. п. [917]. Нам еще не раз предстоит сталкиваться с этой гипотезой и в последующем мы обсудим ее правомерность.

О механизме психометрии высказываются разные мнения. Сами психометристы говорят, что действуют по наитию, либо — по указанию «внутреннего голоса», либо — в соответствии с посетившим их видением [1413]. В. Ролл предполагает наличие «пси-поля» у субъекта. В результате воздействия этого поля на предметы, которыми субъект пользуется, они становятся мечеными (token-objects). Этим он объясняет опыт, когда парагносты распознавали среди одинаковых карт те, которые испытуемые некоторое время держали при себе [1291 ]. Другие исследователи психизма разными словами говорят одно и то же — что психометрия — это расшифровка «пребывающего следа», оставляемого живущим и мыслящим существом в окружающей его среде. Некоторые называют среду — носителя записи «психическим эфиром» [626 ], другие — «пребывающим биополем» [236 ], третьи вводят понятие об «информационном поле» [1401 ], но наиболее распространенным, хотя и не модным, остается представление о «следе в астрале». Лица, разделяющие это представление, рисуют себе следующую картину. Проходя путем жизни человек оставляет в пластичном астрале свой «след» — последовательность образов, впечатанных его волей. Психометрист способен их воспринимать. Для привязки к этому следу ему нужен «репер» — им служит вещь лица, оставившего след. Представления оккультистов и теософов соответствуют изложенному. Они называют астральные отпечатки событий «астральными клише», а деформации, вызванные мыслями — «астроидеями» [28, 147, 1198]. Они различают два вида психометрии — пассивную, основанную на созерцании астральных отпечатков, и активную, предусматривающую создание астральных отпечатков по мыслям, которые возбуждает реперный предмет [147]. Совокупность пребывающих в астрале отпечатков образует по их воззрениям «астральные хроники», иначе «астральные архивы» прошлого, а по мнению некоторых, и будущего {30-5}. Отсюда проистекает бытующее в среде исследователей психизма представление о «высшем информационном уровне», откуда может поступать психометрическим или медиумическим путем любая информация. Эту проблематичную возможность используют в качестве «последнего козыря» антагонисты медиумизма в наиболее тяжелые для них моменты дискуссии о существовании П0 [39 и др. ]. Поэтому, чтобы разобраться в спорах по данному вопросу, читателю полезно иметь представление о психометрии, хотя мало вероятно, что при исполнении алгоритма, изложенного в третьей части, ему придется столкнуться с этим редким явлением.

Драматизированные описания актов психометрической ретроспекции и проспекции можно прочесть в романе С. Кинга «Мертвая зона» [«Иностранная литература», М., 1984, NN 1-3].

Ясновидение и яснослышание

Ясновидением и яснослышанием называют способность некоторых людей3 видеть и слышать недоступное их органам чувств вследствие его закрытости преградами или удаленности в пространстве. О разнообразных проявлениях этой способности имеется много исторических свидетельств и экспериментальных данных {31-86}. Как уже отмечалось выше, данный раздел не имеет четкой границы с ранее рассмотренными явлениями психизма.

Процесс ясновидения понимают как интуитивный, не связанный с использованием известных физиологических систем организма. Характерной чертой ясновидения считают сочетание противоречивых качеств — остроты «зрения» вплоть до микрозрения с его «размытостью» по пространству, способностью одновременно видеть удаленные друг от друга объекты, притом не только снаружи, но и изнутри. Полагают, что последняя его особенность является четким свидетельством в пользу многомерности психического пространства {32-4}. Сходство с особенностями восприятия, которым обладают П0 (см. главу 22), наводит на мысль, что ясновидение и яснослышание представляют собой проявления перцептивной способности П, которая станет для него единственной, когда прекратят свою деятельность органы чувств организма.

Высказывается мнение, что, в соответствии с подразделением психического пространства на подпланы, ясновидение соответственно подразделяется на астральное, ментальное и духовное [92 ]. Астральное ясновидение реализуется в снах и галлюцинациях, ограничивается областью, пограничной между вещественным и астральным планами, и может быть развито тренировками в степени, допускающей созерцание указанной области и повседневное использование наряду с обычным зрением. При ментальном ясновидении к созерцанию присоединяется осмысливание наблюдаемого, допускающее исследование астральной области и удаленных или скрытых преградами областей вещественного плана. Раджа-йога имеет целью развитие ментального ясновидения. Примером духовного ясновидения считают видения Жанны Д'Арк — прозрение высшего.

Многие признают серьезное значение ясновидения, как средства познания. Так, президент Лондонского общества психических исследований (ОПИ) П. Аллисон считает, что изучение психизма можно было бы радикально продвинуть, обеспечив прямое проникновение в сферы психического плана психически высокоодаренных и одновременно высокообразованных исследователей. В связи с этим он призывает ученых развивать по его примеру свои ясновидческие способности [443, 626]. Но есть и иные мнения. Некоторые парапсихологи сомневаются в реальности ясновидения и склонны объяснять приписываемые ему эффекты проявлением иных психических способностей {33-7}. Мы коснемся этих мнений при рассмотрении телепатии.

Ясновидение во сне. Акты ясновидения иногда самопроизвольно осуществляются во сне. Так, например, ребенок «видит» во сне, куда закатилось потерянное накануне колечко; бухгалтер находит во сне ошибку в расчетах, которую он долго и безуспешно искал наяву и т. п. [698 ]. Но ясновидческие сны, как правило, забываются, так как сознание и его память во время сна отключены, а подсознание (П), ответственное за внечувственное восприятие, обычно недоступно для сознания — получаемые П сведения лишь в порядке исключения изредка «просачиваются» в сознание. В этом отдельные исследователи видят отличие снов ясновидческих от снов обычных, обусловленных деятельностью «подкоркового» подсознания4 психоаналитиков, которое предлагается не смешивать с П. Поскольку подкорковое подсознание, как и сознание, питается информацией органов чувств и от него не отграничено, обычные сны запоминаются гораздо чаще, чем ясновидческие. От обычных снов, часто бессвязных, ясновидческие сны отличаются своей последовательностью, но они иногда символичны [92 ]. Полагают, что лунатизм (хождение во сне) сопровождается ясновидением, впечатления которого по выходе из транса забываются. О том, что лунатик не пользуется обычным зрением, свидетельствуют его глаза, которые обычно, хотя и широко открыты, но не осматривают его путь, часто головокружительный.

Ясновидение наяву. Способность к ясновидению в нормальном состоянии встречается нечасто. Обычно сильно выраженное ясновидение происходит в экстатическом, истерическом или трансовом состояниях. Но есть и исключения. Некоторым сильным сенситивам, таким, как Д. Юм, Э. Эсперанс, Д. Джонсон и др., были присущи интенсивные проявления ясновидения в нормальном бодрствующем состоянии [166, 585, 624].

Сенситив Л. Харрибанс с Тринидада хорошо угадывал карты в опытах по ясновидению, которые долго были предметом изучения парапсихолога Д. Прэтта и сенситива П, Степанека [1292, 1309], а затем стали объектом критики Хэнзела [159]. Харрибанс был также способен по имени или фотографии человека «прочесть» события его жизни [1305, 1309].

Сенситив Д. Диксон, находясь в парикмахерской, «увидела», что у клиента, сидевшего в одиночестве в конторе ее мужа, начинается сердечный припадок, вызвала скорую помощь и тем спасла его жизнь [752].

Сенситив Ж. Круазе использовал ясновидение наряду с психометрией при раскрытии преступлений и поисках пропавших людей и вещей [860, 1246, 1431].

Примером ясновидения наяву, но в измененном состоянии сознания могут служить «трясуны», которых много среди индейцев Аризоны. Трясунами становятся внезапно, без подготовки, в отличие от шаманов, которые обучаются десятилетиями и способны на большее. Трясуны, придя в полутрансовое состояние, которое сопровождается дрожью, находят утерянные вещи и источники воды, ставят диагнозы и лечат несерьезные заболевания, предоставляя серьезное шаманам [904].

Дальновидение. В четвертой части мы увидим, что способность «видеть» отдаленные места и события свойственна П0. Поэтому можно ожидать встретить эту способность и у П, т.е. у живущих людей. И, действительно, она входит в число наблюдаемых проявлений ясновидения. Широко известен исторически зафиксированный случай дальновидения Э. Сведенборга, который, находясь за много десятков километров от Стокгольма, «видел» и описывал окружающим возникновение и развитие там большого пожара, который чуть не добрался до его дома [68, 133, 135]. Сведения об этом бедствии поступили лишь через день и полностью совпали с описаниями Сведенборга. Ясновидящий А. Дэвис оставил подробные описания путешествий луча своего «внутреннего зрения» от ближайшего окружения к отдаленным окрестностям, что осуществлялось по его воле {34-7}. В раде случаев сильная способность к дальновидению обнаруживалась у лиц с измененным состоянием сознания [7 ]. В литературе описывается много случаев спонтанного дальновидения в нормальном сост

Наши рекомендации