Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ПО ОСНОВАМ

СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТОМ1

Москва

ВУНМЦ

ОТ АВТОРОВ

Пособие разработано в помощь студентам первого курса медицинских училищ и колледжей для подготовки к практическим занятиям по основам сестринского дела и соответствует требованиям Государственного образо­вательного стандарта и типовой программы по предмету.

При написании пособия авторский коллектив ставил перед собой сле­дующие цели:

- формирование профессионального мировоззрения;

- знакомство с сестринским процессом;

- овладение манипуляционной техникой медицинской сестры в объеме знаний, умений и навыков студентов первого курса.

В изложении учебного материала был использован модульный под­ход.

Учебное пособие включает три раздела.

Первый раздел - введение в предмет "Основы сестринского дела".

Целью изучения истории и философии сестринского дела является понимание значимости сестринского ухода за пациентом как самостоя­тельной и важной составной части лечебного процесса.

Второй раздел посвящен современному научному методу организации сестринской работы - сестринскому процессу. Знакомство студентов с се­стринским процессом следует начинать с первых дней обучения в коллед­же или училище с тем, чтобы в дальнейшем эти знания являлись фунда­ментом всех аспектов практической работы медицинской сестры. Это по­зволяет привить устойчивые навыки системной организации ухода за па­циентом, сформировать стереотип профессиональной деятельности, что даст сестре возможность работать более эффективно, самостоятельно и от­ветственно.

Третий раздел - манипуляционная техника медицинской сестры. При­меры использования сестринского процесса в манипуляционной технике помогают правильно, поэтапно организовать сестринскую работу в каждой конкретной клинической ситуации.

Авторский коллектив с благодарностью примет замечания и пожела­ния по совершенствованию предлагаемого учебного пособия.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - это совокупность взаимосвязан­ных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводят­ся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физи­ческом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах (журнал "Первичная медико-санитарная по­мощь" Москва, 1989 г.)

Целью системы здравоохранения является непрерывный, постоянный процесс улучшения здоровья населения.

Вопрос достижения здоровья для всех к 2ООО году был в центре внимания Международной конференции по первичной медико-социальной помощи, проведенной в сентябре 1978 года в Алма-Ате, где была принята декларация, в которой указывалось на необходимость неза­медлительных мер со стороны всех правительств, всех работников в сфере здравоохранения и развития и всей мировой общественности в целях охраны и укрепления здоровья всех народов мира.

Однако до сих пор решения Алма-Атинской конференции еще не полностью осуществлены.

Задача улучшения состояния здоровья населения требует от каждого правительства разработки национальной политики в области здравоохра­нения.

Сейчас во всем мире наблюдается сдвиг от общественного к частному здравоохранению. Идут многочисленные споры, улучшает ли этот переход качество медицинских услуг.

В связи с этим в России существуют три направления в системе здра-^ воохранения:

- государственная медицина

- страховая медицина

- частная (коммерческая)

Основное отличие их заключается в механизмах финансирования.

Государственная система - финансируется за счет государственного бюджета. И наше правительство, учитывая особенности развития эконо­мики страны, стремится при всем многообразии форм собственности со­хранить в здравоохранении государственную систему охраны здоровья и предоставить государственные гарантии в реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Также развивается система медицинского страхования.

Финансирование системы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет средств страховщика. В его роли могут выступать предприятия, организации и частные лица. В программу обязательного медицинского страхования внесены условия, при которых случай признается страховым, перечень медицинских учреждений, оказывающих услуги страховщикам, а также категории населения, которым услуги будут оказываться бесплатно.

И совсем молодая отрасль - частная или коммерческая медицина, фи­нансирование которой построено на хозяйственном расчете и самоокупае­мости. Но пока такой уровень медицинского обслуживания доступен лишь небольшому контингенту населения нашей страны.

Сегодня в мире, а особенно в России, происходят стремительные пе­ремены в социальной, экономической и политической жизни. Это:

- ухудшение качества услуг здравоохранения и просвещения,

- увеличение числа бедных,

- рост безработицы,

- доступность услуг здравоохранения становится все более ограни­ченной,

- значительная миграция через границы как по экономическим, так и политическим причинам, рост числа беженцев,

- деградация окружающей среды,

- изменение демографии и эпидемиологии: рост числа пожилых людей, увеличение числа хронических заболеваний и болезней, несчастных случаев и самоубийств, возвращение старых эпидеми­ческих заболеваний (туберкулез, холера),

- непрерывный рост преступности и насилия, что приводит к усиле­нию чувства опасности и изолированности.

Все эти изменения привели к тому, что значительно ухудшилось здо­ровье населения всей планеты и нашей страны в частности, медицинское обслуживание населения перешло на более низкий уровень.

В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития ры­ночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью.

Исходя из перечисленных выше факторов, можно сделать вывод о том, что в России давно назрел вопрос о реформе здравоохранения.

На примере опыта многих стран можно утверждать, что реформа здравоохранения, в первую очередь, начинается с реформы сестринского дела.

Профессия медсестры - одна из самых массовых в здравоохранении. В России трудится около 1,5 млн. медработников со средним специальным образованием, они составляют третью часть любого ЛПУ и играют важ­ную роль в лечебном процессе, в немалой степени определяя конечный ре­зультат - здоровье пациента.

До 1993 года в сестринском деле наблюдалась тенденция упрощения, снижения квалификации среди медицинских работников, когда сестрин­ское дело рассматривалось как длинный список конвейерных операций, и медицинские сестры обучались выполнению определенных задач, не тре­бующих высокого профессионального мастерства. Это направление под­креплялось аргументами о невысокой затратности такого обучения. Врач традиционно считался руководителем деятельности медсестры, зачастую не владея ни основами, ни тонкостями этой профессии.

Система, когда врач отвечал за деятельность медсестры, медсестра отвечала за деятельность младшего медицинского персонала, и когда по­рой эта работа занимала большую часть основного рабочего времени, не только устарела, но и тормозила развитие профессионализма медицинской сестры, внедрение новейших технологий.

В настоящее время в сестринском деле наметились тенденции, веду­щие к профессионализации и специализации. В свете Государственной Программы развития сестринского дела в Российской Федерации, приня­той на 1-м Всероссийском съезде средних медицинских работников в Санкт-Петербурге в ноябре 1998 года, основные направления деятель­ности среднего медицинского персонала в России следующие:

- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилакти­ческую деятельность;

- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интен­сивного стационарного лечения и ухода;

- реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хрониче­ским больным, старикам и инвалидам;

- медико-социальная помощь инкурабельным больным и уми­рающим.

Для успешной реализации намеченных направлений должна быть четко продумана и обеспечена система взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и службами.

Современные условия требуют подготовки медсестер, обладающих знаниями в области управления, экономики, законодательства и права, психологии и педагогики. Они должны уметь:

- планировать свою работу по уходу и работу коллектива,

- рационально использовать материальные ресурсы,

- активно участвовать в обучении больного и его семьи, сестринско­го персонала в проведении профилактики и реабилитационных ме­роприятий.

Направления деятельности среднего медицинского персонала опреде­ляют четыре уровня деятельности медсестры:

1. Укрепление здоровья населения.

2. Профилактика заболеваний и травм.

3. Реабилитация утраченных или нарушенных функций организма.

4. Облегчение страданий.

Согласно этих уровней, медсестра работает не только с больными, но и со здоровыми людьми.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Все вопросы по сестринскому делу курирует Министерство здравоох­ранения РФ.

Нормативные и законодательные акты, утвержденные Министер­ством здравоохранения РФ, распространяются в областные и городские департаменты здравоохранения. В городских и областных департаментах здравоохранения есть внештатные сотрудники (главная медсестра области и главная медсестра города), занимающиеся проблемами сестринского де­ла.

Департамент здравоохранения города осуществляет руководство ра­ботой главных врачей и главных медицинских сестер больниц и поликли­ник. Контроль работы главных медсестер больницы осуществляют глав­ные врачи больниц и поликлиник. В ведении главных медсестер больниц и главных медсестер поликлиник находится работа всех старших медицин­ских сестер отделений, которым подчиняется средний и младший меди­цинский персонал отделения больницы или поликлиники.

Сейчас во многих городах России создаются ассоциации медицин­ских сестер, которые являются организациями, призванными защищать права среднего медперсонала и улучшать условия труда и быта медицин­ских сестер. Межрегиональная Ассоциация медицинских сестер, офици­ально зарегистрированная в 1994 году, насчитывает 19 тысяч членов, представляет 63 территории России. Ассоциация медицинских сестер Рос­сии является независимой, неправительственной профессиональной орга­низацией медицинских сестер. Цели и задача Ассоциации следующие:

- повышение роли специалистов со средним образованием в системе здравоохранения;

- повышение престижа профессии;

- повышение уровня и качества сестринских услуг;

- возрождение традиций сестринского милосердия, медицинской

ЭТИКИ'

- обеспечение социально-экономических и профессиональных инте­ресов медсестер, акушерок, фельдшеров;

- влияние на формирование национальной концепции здравоохра­нения;

- разработка и внедрение Федеральных стандартов профессиональ­ной деятельности и системы контроля качества работы медсестры;

- проведение семинаров, конференций;

- укрепление связей между региональными и специализированными Ассоциациями России.

Но эти организации не обладают правом законодательного решения вопросов, касающихся среднего медицинского персонала.

ТИПЫ ЛПУ

ЛПУ - это организации, призванные оказывать медицинскую помощь населению. Они различны по своим задачам, функциям, объему и содер­жанию работы сестринского персонала.

БОЛЬНИЦЫ (стационары) - это лечебные учреждения, где осу­ществляют уход за больными, нуждающимися в постоянном наблюдении, с применением методов лечения, которые трудно осуществить на дому или в поликлинике (динамическое наблюдение за состоянием пациента, опера­тивные вмешательства, оказание экстренной медицинской помощи).

Выделяют монопрофильные и многопрофильные больницы. В много­профильных стационарах оказывают помощь пациентам с различными за­болеваниями (терапия, хирургия, гинекология, педиатрия и так далее), а монопрофильные призваны лечить больных с каким-либо одним заболева­нием (например, онкологический стационар).

В состав больниц входят: приемное, лечебное, диагностическое отде­ления, лаборатория, аптека и так далее.

Приемное отделение

В состав приемного отделения входят:

- зал ожидания

- кабинет дежурной медсестры

- смотровые кабинеты (для осмотра пациента врачами)

- процедурный кабинет

- перевязочная или малая операционная

- изолятор

- санпропускник (ванна, комната для переодевания)

- сан.узел

- лаборатория

- рентгенкабинет Функции приемного отделения:

- прием и регистрация больных

- осмотр и первичное обследование больных с постановкой предпо­ложительного диагноза

- оказание экстренной и квалифицированной медицинской помощи

- санитарно-гигиеническая обработка поступивших больных

- транспортировка пациентов в лечебные отделения

Должностные инструкции медсестры приемного отделения:

- заполнение медицинской документации

- выполнение назначений врача

- вызов специалистов для консультации

- санитарная обработка пациентов

- оказание неотложной медицинской помощи

- контроль работы младшего мед. персонала

Лечебное отделение

В состав лечебного отделения входят:

- палаты для пациентов

- процедурный кабинет

- ординаторская (для врачей)

- кабинет зав. отделением

- кабинет старшей медсестры

- помещение для постовой (палатной) медсестры

- манипуляционная (клизменная)

- бельевая (для хранения чистого постельного и нательного белья)

- столовая для приема пищи

- буфетная для раздачи пищи

- сан. узел (туалет, ванна, душ) для пациентов

- кабинеты для лечебных и диагностических служб (ЭКГ, ФГДС)

Функции лечебного отделения:

- оказание экстренной медицинской помощи

- диагностика заболеваний

- проведение лечения, которое невозможно в амбулаторных услови­ях

Должностные инструкции постовой (палатной) медсестры: (зависят от профиля отделения)

- выполнять все назначения врача

- вести медицинскую документацию

- контролировать работу младшего мед. персонала

- собирать биологический материал для исследований (кал, моча, мокрота)

- следить за соблюдением санэпидрежима в отделении

- измерять температуру тела и записывать данные в температурный лист

- следить за состоянием больных и докладывать о нем врачу

- определять водный баланс, АД, Ps

Должностные инструкции медсестры процедурного кабинета:

- соблюдать правила внутреннего распорядка, трудовой дисципли­ны, правила асептики и антисептики

- вести необходимую медицинскую документацию

- осуществлять инъекции (внутривенные, внутримышечные, под­кожные), по назначению врача

- обеспечить исправность аппаратуры и инструментария

- вовремя получать необходимые медикаменты, перевязочный мате­риал

- контролировать работу младшего медицинского персонала

ПОЛИКЛИНИКА - многопрофильное ЛПУ, занимающееся оказанием специализированной помощи населению в амбулаторных условиях и на дому.

Поликлиники работают по участково-территориальному принципу, то есть за участковым врачом и медсестрой закреплена территория с опреде­ленным количеством населения, где они должны проводить все лечебные и профилактические мероприятия, а также вести санитарно-просветитель-ную работу среди населения.

В состав поликлиники входят кабинеты специалистов (кардиологов, эндокринологов, окулистов и так далее), диагностические кабинеты, про­цедурный кабинет, лаборатория.

Должностные инструкции медсестры поликлиники:

- вести необходимую меддокументацию

- выполнять назначения врача на дому у больного и в поликлинике

- инструктировать пациентов о подготовке к различным методам ис­следования

- помогать врачу во время приема больных

АМБУЛАТОРИЯ - ЛПУ, расположенное в сельской местности, где оказывается медицинская помощь больным в амбулаторных условиях и на дому. Обязанности медперсонала те же, что и у работников поликлиники. Отличие заключается в меньшем количестве работников и в более ограни-

ченных возможностях диагностики и объема оказания медицинской по­мощи.

ДИСПАНСЕРЫ - медицинские учреждения, предназначенные для оказания специализированной помощи больным, с определенными забо­леваниями (кожно-венерологический, онкологический и так далее). В за­дачу медицинского персонала диспансеров входит выявление, учет и реги­страция больных среди населения, оказание специализированной помощи, изучение причин и условий возникновения заболеваний, профилактиче­ских мероприятий, а также санпросвет, работа среди населения.

МЕД.-САН.ЧАСТЬ - объединяет ряд ЛПУ, предназначенных для ока­зания медицинской помощи и медицинского обслуживания рабочих и служащих крупных предприятий и организаций.

В состав МСЧ входят: поликлиника, стационар, диспансер, профилак­торий и др. Их функции и деятельность медицинского персонала в данных учреждениях были рассмотрены ранее. Особенностью работы персонала МСЧ является то, что здесь систематически проводятся профилактические осмотры работающих, изучаются конкретные условия труда и проф. вред­ности, разрабатывается комплекс профилактических мероприятий для улучшения условий труда и быта работников предприятия.

СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - являются лечеб­ным учреждением и призваны круглосуточно оказывать неотложную ме­дицинскую помощь больным при опасных для жизни состояниях и родах, а также транспортировать пациентов в медицинские учреждения. В дан­ных учреждениях медсестры могут исполнять только обязанности диспет­черов, принимающих вызовы от больных и передающих их бригадам ско­рой помощи.

ЖЕНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И РОДИЛЬНЫЕ ДОМА - учреждения охраны материнства и детства. Женские консультации предназначены для выявления и лечения больных с гинекологическими заболеваниями, на­блюдения за беременными, их лечения, санпросвет, работы с беременны­ми и роженицами.

В родильных домах оказывают помощь женщинам при родах, в ран­нем послеродовом периоде и осуществляют уход за новорожденными.

Обязанности медперсонала сходны с обязанностями работников ста­ционаров и поликлиник.

САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ - ЛПУ, деятельность которых основана на использовании природных факторов при лечении больных и проведение профилактических мероприятий в свободное от работы время.

Работа медицинского персонала сходна с работой сотрудников ста­ционаров, поликлиник, диспансеров.

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

В обязанности медсестер, работающих в любом подразделении ЛПУ, входит четкое, грамотное заполнение и ведение документации этого под­разделения. Документация заполняется с целью:

1. Ведения статистического учета, на основе которого осуществляют планирование, прогнозирование и обеспечение здравоохранения.

2. Отображения лечебно-диагностического процесса, который прохо­дит пациент, чтобы иметь возможность наблюдать динамику процесса, провести его анализ, внести коррективы.

3. Обеспечения преемственности между средним медицинским пер­соналом и врачами.

4. Контроля за содержанием и использованием материально-технических средств, которые применяются в работе ЛПУ.

5. Учета выполненной работы и рабочего времени медперсонала.

6. Осуществления научной и педагогической работы.

Все это говорит о важности профессионального ведения документа­ции. Из всего многообразия медицинских документов можно выделить три основные группы, на которые необходимо обратить пристальное внима­ние:

1. Медицинская документация амбулаторно-поликлинических учреж­дений.

2. Медицинская документация приемного отделения стационара

3. Медицинская документация лечебного отделения стационара

Вам представляется перечень документов этих трех групп (смотри приложение).

государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела - student2.ru
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Амбулаторно-поликлиническая служба:

1. Медицинская карта амбулаторного больного.

2. Статистический талон для регистрации заключительных (уточнен­ных) диагнозов.

3. Талон на прием к врачу.

4. Карта учета диспансеризации.

5. Выписка из истории болезни амбулаторного больного.

6. Санаторно-курортная карта.

7. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.

8. Листок и справка временной нетрудоспособности.

9. Направление на консультацию.

10.Направление в процедурный кабинет. 11 .Направление на анализы.

12.Дневник учета работы среднего медперсонала поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации.

Приемное отделение стационара:

1. Медицинская карта стационарного больного (история болезни).

2. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.

3. Журнал госпитализации.

4. Журнал отказа в госпитализации.

5. Статистическая карта выбывшего из стационара.

Лечебное отделение стационара - пост:

1. Журнал приема и сдачи дежурств.

2. Порционник.

3. Температурный лист.

4. Требование в аптеку.

5. Требование на лекарства старшей медсестры.

6. Сводка движения больных.

7. Тетрадь или журнал врачебных назначений .

Лечебное отделение стационара - процедурный кабинет:

1. Журнал учета наркотических и сильнодействующих веществ.

2. Журнал учета переливаний крови и кровозаменителей.

3. Журнал врачебных назначений.

4. Журнал учета взятия крови на биохимический анализ, на RW, ВИЧ, на группу и резус-фактор.

ГЛОССАРИЙ

ИНКУРАБЕЛЬНЫЕ БОЛЬНЫЕ - больные, страдающие неизлечимы­ми заболеваниями

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ЛПУ) - организации, призванные оказывать медицинскую помощь населению

ПАЛЛИОТИВНАЯ ПОМОЩЬ - помощь, оказываемая умирающим пациентам для облегчения их страданий

РЕАБИЛИТАЦИЯ - система мероприятий, имеющая целью восстановление здоровья и трудоспособности больных и воз­врат к активной жизни инвалидов

государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела - student2.ru

государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела - student2.ru

государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела - student2.ru

государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела - student2.ru

ПРОЕКТ

Наши рекомендации