Тема 2. Методология научных исследований
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания.
Метод – это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.
Классификация методов научного познания представлена на рис
Всеобщих методов в истории познания – два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.
Диалектический метод – это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.
Метафизический метод – метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.
Соотношение общенаучных методов:
Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез – объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему.
Абстрагирование (идеализация) – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования.
Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему.
Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.
Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.
Моделирование – воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели.
Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.
Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта.
Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания.
Классификация – это процесс упорядочивания информации.
К методам эмпирического и теоретического познания относятся:
Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.
Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером.
Измерение – это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.
Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.
Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом.
|
К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы:
Факты – это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.
Научные проблемы – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.
Научная гипотеза – такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований.
Категории науки – это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира.
Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений.
Научные принципы (концепции) – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.
Научная теория – это систематизированные знания в их совокупности.
Научная картина мира – это система научных теорий, описывающая реальность.
Тема 3. Понятия «пространство», «время», «материя».