Тема 2. Методология научных исследований

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания.

Метод – это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.

Классификация методов научного познания представлена на рис

Тема 2. Методология научных исследований - student2.ru

Всеобщих методов в истории познания – два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод – это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод – метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

Соотношение общенаучных методов:

Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез – объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему.

Абстрагирование (идеализация) – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования.

Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему.

Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.

Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.

Моделирование – воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.

Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта.

Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания.

Классификация – это процесс упорядочивания информации.

К методам эмпирического и теоретического познания относятся:

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.

Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером.

Измерение – это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.

Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.

Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом.

Рис.3
Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы:

Факты – это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.

Научные проблемы – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.

Научная гипотеза – такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований.

Категории науки – это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира.

Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений.

Научные принципы (концепции) – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.

Научная теория – это систематизированные знания в их совокупности.

Научная картина мира – это система научных теорий, описывающая реальность.

Тема 3. Понятия «пространство», «время», «материя».

Наши рекомендации