Методология и методика научных исследований

1. Примерный перечень вопросов к экзамену для оценивания результатов обучения в виде знаний.

№№ пп Наименование вопроса к зачету Компетенции Признак компетенции
Знания
Методология науки в системе философских знаний.   ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Наука как социальный институт и социокультурная обусловленность науки. ОК-5 А-3, В-3
ПК-7 В-1, С-1
ПК-8 А-1
Современные концепции развития науки. ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Философия науки, предмет, метод и функции.   ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Проблемы взаимодействия науки и общества.     ОК-5 В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, А-2, А-3, В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-2, С-3
Методология науки: понятие, предмет и проблемы.   ОК-5 А-3, В-3, С-1
ПК-11 А-1
Структура и критерии научного знания. ОК-5 А-2, А-4, В-3
ПК-8 А-1
ПК-11 С-1
Методологические концепции как многообразие научного познания.   ОК-5 А-2, А-4, В-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1
Многоаспектность понятий в контексте науки и научного познания.   ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Основные формы научного познания. Особенности научного познания.   ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Понятие и сущность научной рациональности. Рациональность и иррациональность в научном познании. ОК-5 А-2, А-3, А-4
ПК-11 А-1
Методология научного познания и научного исследования.   ОК-5 А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
Предмет и структура методологии. Роль методологии в повышении эффективности научных исследований. ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
Методология как учение об организации деятельности (научной, практической).   ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Понятие и сущность мировоззренческой парадигмы.   ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Виды и типы научных исследований. Уровни научного исследования.   ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Проблемы истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках.   ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Взаимодействие научной теории и практики. Специфика теоретического и эмпирического познания.   ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Теоретические и эмпирические методы научного познания. Эмпирический уровень: научные методы исследования.   ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Закономерности развития юридической науки: преемственность и перспективы.   ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Понятие метода и методики научного исследования. Роль методики в научном исследовании.   ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
Философские и общенаучные методы научного исследования.   ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Частнонаучные и специальные методы научного исследования.   ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Прикладные исследования: криминологические, иные правовые.   ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-4
Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Этапы проведения эксперимента. ОК-5 В-2, В-3, С-1
ПК-11 С-1, С-4
Методика и методы прогнозирования.   ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, С-3
Программа и структура научного исследования. Процедура и этапы научного исследования.   ОК-5 А-1, В-1, В-2, В-3, С-1,
ПК-7 В-1
ПК-8 А-1, С-3
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
Диссертация как разновидность научной деятельности. Подготовка, оформление и защита магистерской диссертации.   ОК-5 А-1, В-1, В-2, В-3, С-1,
ПК-7 В-1
ПК-8 А-1, С-3
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
Методы сбора и обработки научной информации. Основные источники научной информации.   ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Применение информационно-телекоммуникационных систем и «облачных» технологий для интенсификации научных исследований. ОК-5 А-1, В-3
ПК-7 А-1, А-2, В-1
ПК-8 А-1, А-2, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3

6.2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде умений.

№№ пп Наименование вопроса к зачету Компетенции Признак компетенции
Умения
Дайте определение термина «теория».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «методика». ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «методология». ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «наука».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «научная деятельность».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «гипотеза».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Ответьте на вопрос: что такое научный факт? ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Перечислите основные методы сбора информации. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Какие ученые степени присуждаются в Российской Федерации? ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Назовите основные общенаучные методы познания. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Что является формой рационального познания? ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Назовите основные элементы чувственного познания. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Назовите 3 вида научных исследований. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Как называется метод «от частного к общему»?   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Как называется метод «от общего к частному»? ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Наличием каких признаков характеризуется исследование?   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Как называется критический отзыв на научную работу?   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Какие математические методы применяются при экспериментальных исследованиях? ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Как соотносятся объект и предмет исследования? ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Перечислите основные стадии гипотетического метода исследования. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «таксономия». ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Назовите основные источники научной информации. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «сравнительный анализ».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «репрезентативность».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «рефлексия».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «монография».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «категория». ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение термина «концепция».   ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Классифицируйте научные издания и документы. ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1
Дайте определение понятия «Метод экспертных оценок». ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

6.3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде владений.

№№ пп Наименование вопроса к зачету Компетенции Признак компетенции
Умения
Область действительности, которую исследует наука, это: а) предмет исследования; б) логика исследования; в) объект исследования; г) метод исследования. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Какую концепцию науки раскрывает данное высказывание «это способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом». а) наука как знание; б) наука как деятельность; в) наука как социальный институт; г) как социальная сила. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, В-3
ПК-7 В-1, С-1
ПК-8 А-1
Предмет науки - это: а) область действительности, которую исследует наука; б) вопрос, требующий ответа; в) способ видения объекта с позиций данной науки; г) это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Формой существования и развития науки является: а) система знаний; б) научное исследование; в) формы движущейся материи и их отражение в сознании человека; г) общественное сознание. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Цель исследования – это: а) идеальное видение результата, который направляет деятельность человека; б) путь достижения результата; в) это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы г) способ решения проблемы. Выберите правильный ответ. ОК-5 В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, А-2, А-3, В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-2, С-3
В чем заключаются задачи исследования? а) это этапы достижения цели исследования; б) в необходимости получения новых данных и проверки новых методов; в) это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; г) в выборе путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, В-3, С-1
ПК-11 А-1
Расставьте по порядку компоненты научного исследования: 1. поиск проблемы; 2. распознавание проблемы; 3. определение места проблемы в системе накопленных знаний; 4. поиск путей решения проблемы; 5. выявление свойств, закономерностей поведения и развития; 6. нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения. ОК-5 А-2, А-4, В-3
ПК-8 А-1
ПК-11 С-1
Какие этапы реализуются в процессе научного исследования: 1. практический; 2. эмпирический; 3. гипотетический; 4. прогностический; 5. аналитический; 6. экспериментальный. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-2, А-4, В-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1
Как называются исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач? а) поисковыми; б) прикладными; в) фундаментальными; г) разработкой. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Метод – это: а) способ познания объективной действительности; б) общий свод правил, алгоритм; в) способ видения объекта с позиций данной науки; г) прием, способ или образ действий. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
К теоретическим методам исследования относятся: а) наблюдение; б) аксиоматический; в) формализация; г) абстрагирование. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов, это: а) тестирование; б) беседа; в) метод экспертных оценок; г) анкетирование. Выберите правильный ответ. ОК-5 В-1, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, А-2, А-3, В-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-3
Как называется метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет ее контролировать? а) наблюдение; б) эксперимент; в) анкетирование; г) аналогия. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
С какой целью проводится интерполяция: 1. рассмотрение права как совокупности норм, являющихся продуктом государственной воли; 2. с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы; 3. с целью проверки теоретической модели. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Что включает в себя основная часть диссертационного исследования? а) анализ литературы б) изложение позиции автора в) результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Какие уровни выделяются в научном познании: а) эмпирический; б) исследовательский; в) фундаментальный; г) теоретический. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Перечислите основные требования к магистерской диссертации и охарактеризуйте их. ОК-5 А-3, В-3
ПК-7 В-1, С-1
ПК-8 А-1
Охарактеризуйте различие между гипотезой и научной идеей. ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Перечислите требования, предъявляемые к оформлению научной работы (научной статьи, магистерской диссертации). ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Поясните различие между методами «дедукция» и «индукция» и приведите пример каждому из упомянутых методов.   ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
На какой вопрос отвечает цель диссертационного исследования? а) как называется исследование; б) что в нем рассматривается; в) что нужно сделать, чтобы цель была достигнута; г) какой результат исследователь намерен получить. Выберите правильный ответ. ОК-5 В-1, С-1
ПК-7 А-1, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-3
Какие источники относятся к опубликованным источникам информации? Назовите и охарактеризуйте их. ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Что представляет собой практическая значимость диссертационного исследования? а) в каких областях практической деятельности, какими органами и организациями, в какой форме могут быть использованы результаты выполненной работы б) достижение заявленной цели исследования; в) выводы, сделанные в заключении работы. Выберите правильный ответ. ОК-5 А-1, В-3
ПК-7 А-1, А-2, В-1
ПК-8 А-1, А-2, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3
Какие источники относятся к неопубликованным источникам информации? Назовите и охарактеризуйте их. ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Какие источники относятся к первичным и вторичным изданиям? Назовите и охарактеризуйте их. ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Охарактеризуйте синергетику как новую научную парадигму. ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4
Раскройте содержание понятия «классификация». ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Раскройте содержание понятия «опрос». ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1
Раскройте содержание понятия «эмпирическое исследование». ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2
Раскройте содержание понятия «проблема». ОК-5 А-1, А-3, А-4
ПК-7 А-1, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

Наши рекомендации