Методология научных исследований

ЛЕКЦИЯ 7. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Роль НИР в подготовке специалистов.Наука в современных услови­ях является непосредственной производительной силой. С помощью науки создаются новые машины, оборудование, технологии. Наука влияет на научно-техническое, экономическое, социальное развитие общества.

В настоящее время научные исследования являются основой дальней­шего совершенствования организации, планирования и управления любым видом деятельности. В этих вопросах постепенно стирается грань между спе­циалистом-производственником и специалистом-исследователем. Любой ква­лифицированный специалист должен хорошо знать потребности своего произ­водства, уметь использовать накопленный опыт, обладать достаточным науч­ным кругозором, владеть методами проведения исследований. Всем нынешним студентам рано или поздно придется делать обработку данных, обобщения, выводы при решении той или иной производственной задачи. Есть мнение, что руководитель, который не владеет методами исследований, «не дружит» с нау­кой - отсталый руководитель.

Поэтому требования по подготовке экономистов включают примене­ние научных методов в организации планово-экономической работы, выполне­ние технико-экономических расчетов по прогнозированию и планированию, учету и анализу хозяйственной деятельности предприятий, проведение техни­ко-экономических обоснований и расчетов экономической эффективности, использование современных средств и методов управления в организации хо­зяйственной деятельности предприятия. Исходя из предъявляемых требований, специалисты по конкретной экономике должны сочетать в себе знания эконо­миста-исследователя, которые приобретаются при выполнении НИРС.

Подготовка к выполнению НИР имеет несколько направлений.

1.Специальная подготовка, подразделяемая на экспериментальную и теоретическую.

Экспериментальная подготовка предусматривает практическое освое­ние средств познания, выработку навыков постановки экспериментов, прове­дение наблюдений и измерений, обработку и анализ результатов исследований.

Теоретическая подготовка заключается в изучении и освоении поня­тийного аппарата науки, методов решения теоретических проблем, выработки навыков контроля за процессом исследования. При этом важную роль играет знание сложившихся подходов к решению научных задач.

2.Математическая подготовка, предполагающая знание математических методов и теорий, приемлемых для использования в научном исследова­нии. Здесь уместно напомнить высказывание К. Маркса: «Наука тогда стано­вится наукой, когда она овладевает законами математики».

3.Логическая подготовка, требующая изучения и освоения логическо­го аппарата, используемого в науке. Исследователю необходимо вырабатывать логическое мышление.

4. Философско-методологическая подготовка, включающая широкий круг вопросов, начиная от формирования гражданской позиции и заканчивая конкретными методологическими проблемами.

5. Историко-научная и науковедческая подготовка, направленная на
изучение и освоение предшествующих достижений науки.

6.Нравственно-этическая подготовка, которая заключается в выра­ботке у исследователей определенных нравственных установок (поиск точных фактов, достижение и защита истины, уважение к исследовательскому труду предшественников и коллег, неприятие любых попыток присвоения результа­тов труда других исследователей).

Основными задачами НИРС при подготовке экономистов являются:

- овладение студентами диалектическим научным методом познания и применение его для углубленного и творческого усвоения учебного материа­ла, а также в будущей практической деятельности;

- изучение методологии научных исследований и применение ее в практической деятельности;

- обучение методам и приемам самостоятельного решения научных и технико-экономических задач на производстве, в учебных и научных учреждениях;

- выработка трудовых навыков в применении научных методов при решении экономических задач;

-внедрение достижений НТП и исследований в производство с наи­большей эффективностью.

Видыи формы НИРС.НИРС представляет собой комплексную сис­тему на весь период обучения студентов в вузе применительно к профилю из­бранной специальности, включающую элементы научных исследований во всех видах занятий и по всем дисциплинам. Организует НИРС выпускающая кафедра.

Основными формами НИР студентов в области организации, планиро­вания, управления и экономики является: выполнение исследований при изу­чении общетеоретических и специальных дисциплин, выполнение научных исследований во время практик, осуществление элементов научных исследова­ний в курсовых и дипломных работах, участие в студенческом научном обще­стве и конференциях.

Студенты изучают основы науч­ных исследований, понятие науки, методику научных исследований, планиро­вание и организацию научного эксперимента, обработку исходных (экспери­ментальных) данных. Вслед за изучением лекционного материала студенты выполняют по нему практические задания по приобретению навыков в реферировании лите­ратуры, составлению плана научного реферата (статьи), обоснованию темы исследования и др. Полученные знания в области научных исследований сту­денты применяют при выполнении индивидуальных самостоятельных заданий по изучаемым дисциплинам.

В курсовых работах по специальным дисциплинам закрепляются эле­менты НИРС, представленные в виде научного поиска: составляется обзор ли­тературы, разрабатываются предложения, содержащие элементы новизны по теме работы, применяются экономико-математические методы, обобщается передовой опыт, обосновываются предложения с применением экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы.

Элементы научного поиска, содержащиеся в курсовых работах, долж­ны получать дальнейшее развитие в будущей дипломной (магистерской) рабо­те и научной тематике кафедры. Таким образом, прослеживается преемствен­ность курсовых и дипломных работ и НИР кафедры.

Каждый студент во время прохождения практики кроме общего зада­ния, предусмотренного программой, выполняет применительно к своей специ­альности индивидуальное задание исследовательского характера, которое вы­дается выпускающей кафедрой. Оно фиксируется в дневнике и согласовывает­ся с предприятием, на котором студент проходит практику. Выполнение инди­видуального задания отражается в отдельном отчете о прохождении практики и может использоваться в других видах НИРС (семинары, курсовая работа, дипломная работа).

Студенческий научный семинар как один из видов НИРС относится к обязательным аудиторным занятиям. Проведение семинара предусматривает углубленное изучение вопросов по тематике НИРС, выступление всех студен­тов с докладами по индивидуальной теме, защиту своих выводов и предложе­ний, ответы на вопросы. Индивидуальную работу рецензируют студенты, в обсуждении обязательно принимают участие 2 оппонента из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с содержанием темы, изу­чают литературу по теме, дают работе развернутую оценку. В обсуждении доклада принимают участие все студенты академической группы. Руководит студенческим научным семинаром преподаватель, имеющий достаточный на­учный опыт.

Дипломная (магистерская) работа студента-экономиста носит исследо­вательский характер. Поэтому качество ее подготовки зависит от уровня вы­полнения элементов исследования, предусмотренного всеми видами НИРС. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность темы, ее научно-прикладнуюценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. Поэтому тематика дипломных работ увязывается с тематикой научных исследований кафедры, а главное, с интересами предприятия, на ма­териалах которого студент выполняет работу.

В процессе изучения дисциплин студент составляет научные рефераты, отражающие накопление знаний за весь период обучения в ВУЗе. Рефераты рецензируются студентами-сокурсниками. Научный руководитель дает разрешение к докладу, после чего производится публичная защита реферата студентом.Защита организуется так же, как и при работе студенческого науч­ного семинара. Оценка научного реферата производится комплексно.

Участие в конкурсах студенческих НИР, конференциях и полученные там поощрения должны учитываться в общих результатах НИРС. За достигну­тые результаты студенты могут быть рекомендованы в аспирантуру или на работу, связанную с экономическими исследованиями, лучшие работы могут быть рекомендованы к опубликованию.

Все виды и формы НИРС направлены на активизацию творческого мышления студентов, на применение научных методов в решении конкретных экономических ситуаций, что способствуют повышению качества подготовки специалистов-экономистов.

Планирование, учет и контроль НИРС.Планирование НИРС начи­нается с разработки программы, в которой исходя из учебного плана и срока обучения, предусматривается выполнение элементов научных исследований. Программа предусматривает все этапы НИР (обоснование темы, исследование, эксперимент, внедрение результатов) и специализацию научных исследований применительно к будущей практической деятельности специалиста.

Студент, изучив тематику НИР, предложенную кафедрой, выбирает тему, а кафедра выделяет научного руководителя. Научным руководителем является руководитель занятий. Темы НИР выбираются в процессе изучения специальных дисциплин и выбора тематики диплом­ных работ.

Научный руководитель вместе со студентом разрабатывает индивиду­альный план НИРС. При этом план детализируют по теме (главы, параграфы) и датам выполнения отдельных этапов. При составлении календарного плана выполнения исследований по теме НИР необходимо соблюдать последова­тельность изучения студентами учебных дисциплин.

В индивидуальном плане НИРС должно быть учтено внедрение ре­зультатов НИР (базовое предприятие, кафедра). Это имеет воспитательное зна­чение для студента как будущего специалиста, поскольку каждая научная ра­бота должна содержать конкретные предложения, направленные на улучшение экономической деятельности и предусматривать их применение в хозяйствен­ной практике. Кроме того, студент может использовать результаты НИР в ди­пломных работах, что будет способствовать улучшению его профессиональной подготовки.

За выполнением индивидуальногоплана НИРС осуществляется кон­троль по этапам исследований. Поэтому в индивидуальном плане делается соответствующая отметка научным руководителем о выполнении отдельного этапа исследования и проставляется оценка.

Документация по планированию, учету и контролю НИРС ведется на­учным руководителем по каждому студенту.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Объект и предмет исследования.Научное исследование - это про­цесс изучения определенного объекта (процесса или явления) с целью установ­ления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в инте­ресах рационального использования в практической деятельности людей. В методологии научных исследований различают понятия «объект» и «предмет» познания.

Объектом познания принято называть процесс или явление, на которое направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом познания - исследуемые свойства, внутреннее содержание, отношения объекта.

Исследовать можно эмпирические объекты, такие как качество, себестоимость и теоретические (например, закон стоимости).

Эмпирические объекты делят на натуральные, существующие в природе, независимо от воли человека и искусственные, например, технические, соз­данные по воле человека.

По степени сложности объекты делят на простые и сложные. Простые объекты содержат несколько элементов, например, заработная плата имеет ограниченное число влияющих на нее факторов. К сложным относятся объек­ты с неопределенной структурой, которые нужно исследовать, а затем описы­вать. Сложные объекты исследуются методом «черного ящика», когда иссле­дуется воздействие входа на выход, а внутреннее устройство и принцип дейст­вия остается неизвестным, что соответствует макроподходу. Таким объектом может быть себестоимость продукции. На нее влияет качество сырья, затраты на производство и реализацию, то есть внешние и внутренние воздействия.

Каждый объект исследования окружает среда, с которой он взаимодей­ствует. При этом надо выделить факторы, влияющие на объект. Одни факторы для объекта являются существенными, другие менее существенными. Чем полнее будет учтено влияние среды на объект, тем точнее будут результаты научного исследования. Под средой подразумевается все то, что окружает объ­ект исследования и воздействует на него. Различают воздействия веществен­ные, энергетические, информационные. На экономические исследования большое влияние оказывают информационные воздействия.

Экономические исследования характеризуются количественными по­казателями: экономическими (эффективность, себестоимость, рентабельность); технико-экономическими (производительность, надежность работы оборудо­вания); технологическими (точность, качество продукции, надежность и про­грессивность технологии).

Определив объект и предмет исследования, устанавливают параметры объекта, то есть полноту изучения объекта в соответствии с целями исследова­ния, а также классификацию факторов, влияющих на объект, то есть, их груп­пировку по определенной методике.

Классификация должна удовлетворять следующим требованиям:

- быть соразмерной, но не слишком узкой и не слишком широкой;

- произведена по одному основанию или признаку;

- исключать несовместимость понятий.

Методы, методика и методология исследований.Метод - способ достижения цели, решения задачи, в науке способ познания действительности, приемы исследования.

Диалектический метод является подлинно научным методом познания мира как средство достижения истины.

В своей основе метод является инструментом для решения главной задачи - познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод определяет необходимость и место применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки результатов исследования. В экономических ис­следованиях для решения отдельных задач применяют частные методы: сис­темный подход, метод экстраполяции, метод корреляции, метод экспертных оценок нормативный метод и др. Эти методы используют и для прогнозных оценок.

Наряду с частными методами существует всеобщий философский ме­тод познания, который определяет основные пути всякого научного исследова­ния. Методы философии являются основополагающими в разработке частных методик исследования.

Методика - совокупность способов и приемов выполнения исследова­ния.

Методология отражает принципы приемов исследования, применяе­мых в науке. Методология - учение о структуре, логической организации, ме­тодах и средствах деятельности. В современной научной литературе под ме­тодологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности.

Различают общую и частную методологию.

Общая методология - это принципы материалистической диалектики, теория познания, исследующая законы развития научного знания в целом.

Частная методология основана на законах отдельных наук, особенно­стях познания конкретных процессов и выражается в существовании теорети­ческих обобщений, принципов, методов исследований.

Принципом считают основное исходное положение.

Предметом методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, их сфера применения, обоснованность научных результа­тов, осмысление достижений науки.

В методологии научных исследований выделяют два уровня позна­ния:

- эмпирический - наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента;

- теоретический - построение и развитие научных гипотез и теорий и выведение из них логических действий, сопоставление различных гипотез и теорий.

Ниже рассмотрим методы исследования подробнее.

Общенаучные методы исследованияследующие.

Анализ - изучение предмета путем мысленного или практического рас­членения его на составные части. Каждая из частей анализируется отдельно в пределах единого целого. Пример: анализ производительности труда по пред­приятию в целом и по каждому цеху в отдельности.

Синтез - изучение объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. Синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и по­знать предмет как единое целое.

Индукция - метод, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе этих признаков у части элементов одного мно­жества. Пример: изучение факторов, отрицательно влияющих на производи­тельность труда по каждому отдельному цеху, а затем их обобщение в целом по предприятию.

Дедукция - метод логического умозаключения от общего к частному, то есть, сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его составных элементов. Пример: сначала анализируется производительность труда в целом по предприятию, а затем по отдельным цехам,

Аналогия - научное умозаключение, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Пример: производительность труда в отрасли анализируется не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим одно­родную продукцию и имеющим одинаковые условия деятельности. Получен­ные результаты распространяются на все аналогичные предприятия.

Моделирование - метод, основанный на замене изучаемого объекта, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются то­ждественными уравнениями и исследуются с применением ЭВМ. Пример: транспортные маршруты при автоперевозках.

Абстрагирование - метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям. Пример: перспективное планирова­ние, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.

Конкретизация - метод исследования предметов во всей их разносто­ронности, в многообразии реального существования в отличие от абстрактно­го, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние пред­метов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития. Пример: перспективы развития отрасли определяются на основе рас­четов применения новой техники и технологии.

Системный анализ - изучение объекта, как совокупности элементов, образующих систему. Он предусматривает оценку поведения объекта как сис­темы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Применяется при комплексном изучении деятельности предприятий или отрасли в целом.

Единой методики системного анализа пока нет. Уровень ее разработки зависит от уровня знаний исследователя и решаемых задач.

Функционально-стоимостный анализ - метод исследования объекта (процесса, структуры) по его функции и стоимости. Применяется при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

Формализация - представление элементов объектов в виде специаль­ной символики. Пример: представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат. Но не каждый объ­ект поддается формализации, например, структура управления.

Гипотетический метод основан на научном предположении, гипотезе, выдвигаемых для объяснения какого-либо явления и требующий проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать научной теорией. Применя­ется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов. Пример: эффективность новых машин и оборудования.

Аксиоматический метод предусматривает использование аксиом, ко­торые доказаны научными знаниями. Они применяются в научных исследова­ниях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Пример: использование экономических законов для дальнейшего развития науки.

Создание теории - обобщение результатов исследования, нахожде­ние общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также рас­пространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствуют повышению надежности проведенного эксперимента. Простая констатация фактов, например, повышение издержек производства против запланированного на столько-то - еще не есть научное знание. Оно станет научным, когда будет определена их причинная связь наблюдением и экспе­риментом, то есть, выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение из­держек и намечены мероприятия по устранению недостатков.

Наблюдение - метод изучения объекта путем его количественного из­мерения и качественной характеристики. Применяется при хронометражных наблюдениях, раскрое сырья и материалов.

Эксперимент - научно поставленный опыт в соответствии с целью ис­следования для проверки результатов теоретических исследований. Пример-эксперимент по применению новых организационных форм управления.

Общенаучные методы исследования применяются в теоретических и эмпирических исследованиях.

Гипотезы в научных исследованиях.Гипотеза (научное предполо­жение) выдвигается для объяснения какого-либо явления и требует проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теори­ей. Научные теории не появляются в готовом виде, они возникают в виде предположений, гипотез и, выдержав определенную проверку, превращаются в знания.

Всякая гипотеза должна быть проверяемой. Для объяснения одних и тех же данных могут быть выдвинуты различные гипотезы. Процесс развития гипотез проходит стадии:

- выдвижение гипотез - изучение объекта исследования путем накопления теоретических и эмпирических знаний и обоснование на их основе предположения о возможности получения новых знаний об объекте;

- формулирование гипотез, определение методов исследования и системы доказательств;

-доказательство гипотез в процессе исследования и экспериментирования, их уточнение и корректировка;

-результаты доказательства гипотезы (дополняется новыми предпо­ложениями, либо отбрасывается, заменяется новыми гипотезами, либо пре­вращается в достоверное знание).

Если гипотеза носит научный характер, она должна соответствовать законам и принципам материалистической диалектики. Содержание гипотезы не должно противоречить законам, установленным в данной науке. Например, ни одна гипотеза в области конкретной экономики не должна противоречить закону соответствия производственных отношений характеру производитель­ных сил При выдвижении гипотезы необходимо стремиться с ее помощью объ­яснить не часть фактов и явлений, а всю их совокупность. Гипотеза должна быть предельно простой, не требовать новых допущений.

По поводу одного и того же объекта можно выдвигать несколько гипо­тез. При этом они могут быть взаимно исключающими. Гипотеза может уточ­няться, развиваться, дополняться новыми положениями. Ее развитие может привести к отрицанию. Тогда гипотеза может заменяться новой, с другими принципами - рабочей гипотезой. Решающим фактором превращения гипоте­зы в достоверное знание является практика.

На основании гипотезы стремятся вывести как можно больше следст­вий. Если следствия не противоречат опыту, гипотеза считается вероятной.

Доказательства в научных исследованиях.Приемы, с помощью ко­торых устанавливается истинность какого-либо утверждения, называют доказательствами. В экономических исследованиях доказательствами могут быть экономические показатели (снижение себестоимости,рост производительности). Цитаты, заимствованные из опубликованных работ, не могут быть доказательствами.

В доказательствах применяют два способа установления истины: непосредственный и опосредствованный.

Непосредственный способ состоит в том, что в процессе практических действий утверждаемое положение соотносится с фактическим. Это наблюде­ния, эксперимент, измерение, расчет - то есть непосредственные способы до­казательства.

Часто истинность утверждения может быть доказана на основе имею­щихся знаний. В этом случае доказательством является обнаружение аналогии. Такой способ называют опосредственным. Ранее существовало интуитивное доказательство, ему на смену пришло формальное доказательство, когда полу­чают строгую формулировку правил доказательств. Так, исследование себе­стоимости продукции можно проводить по цехам, пользуясь формальными доказательствами в виде нормативов расхода сырья, топлива и данных о фак­тическом их расходе.

В структуре доказательств выделяются следующие элементы: тезис, аргумент и форма (демонстрация).

Тезисом называют утверждение, которое подлежит доказательству. Та­кими тезисами в экономике могут быть: пути снижения издержек производст­ва; резервы повышения производительности труда; снижение материалоемко­сти продукции; повышение эффективности производства.

непо-

Аргумент - это положение, которое используется для доказательства данного тезиса. Аргументом могут быть нормы расхода ресурсов, отчетные данные. В качестве аргументов могут быть использованы доказанные ранее утверждения (теоремы, законы), данные, содержащие достоверную информа­цию (данные бухгалтерских отчетов, статистические сборники).

Форма доказательства (демонстрация) - это способ связи аргументов между собой, а также с тезисом. В экономических исследованиях формой до­казательств являются таблицы, графики и другие носители информации. Существует два вида доказательств - прямое и косвенное. Прямым называют такое доказательство, когда из принятых предпосы­лок непосредственно следует тезис, требующий доказательств. Тогда в цепочке заключений последним звеном является доказываемый тезис. В экономических исследованиях в качестве доказательств используют данные бухгалтерского учета и статистики, данные хронометража, лабораторного анализа когда прямое доказательство неосуществимо, применяют косвенные доказательства - доказательства от противного. При этом доказывается не тезис, а его отрицание - антитезис, причем доказательство устанавливает ложность последнего, и на основании этого делают заключение об истинности тезиса. Таким образом, косвенное доказательство - это такой вид рассуждений, при котором доказывается ложность отрицания тезиса, и на этом основании делают вывод об истинности тезиса.

Иногда применяют умышленно неверные рассуждения - софизмы Цель софизма - выдать ложь за истину. Например, научное доказательство неизбежности кризисов в капиталистической экономике несовместимо с утверждением буржуазной науки о «народном капитализме» и его процветании. Смена общественного строя в Украине за сравнительно короткий период породила кризис науки, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, про­мышленности.

Важное значение в научных исследованиях имеет опровержение. Ему также присущи тезис, аргумент и форма.

Тезис - это положение, которое требуетсяопровергнуть.

Аргумент - это утверждение, с помощью которого опровергается те­зис, доказывается его ложность.

Форма - это способ логической связи аргументов и тезиса опроверже­ния.

Опровержения являютсяважным средством развития научного позна­ния. С их помощью наука освобождается от ложных утверждений, заблужде­ний и догм, совершенствует свой теоретический аппарат.

Таким образом, доказательствами и опровержением в экономике явля­ются только те, истинность которых подтверждается расчетами, документами, составленными на основе проверенных данных, а также данных, полученных путем проведения эксперимента.

Наши рекомендации