Тема 3. Взаимосвязь риска и левериджа
Понятие и виды левериджа
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности организации представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютный эффект хозяйствования организации. Важнейшими среди нихявляются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития организации. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Они характеризуют степень ее деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данной организации.
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов является принятая для всех организаций, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли (см. рис. 6.4.). Количественная оценка риска,сопровождающего производственно-хозяйственную деятельность любой организации, и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. Взаимосвязь между прибылью и расходами (производственного или финансового характера), которые производятся для получения этой прибыли, характеризуйся с помощью категории левериджа (рычага). Рычаг в экономике трактуется как некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению показателей прибыли. Исследование данных зависимостей получило название CVP-анализа(«Costs-Volume-Profit», «издержки-объем-прибыль»).
В российской практике управленческого учета расходы на производство и реализацию продукции делятся на прямые и косвенные. Первые относятся на себестоимость непосредственно, вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на организации методики.
Рис. 6.4. Схема распределения доходов коммерческой организации
В основу CVP-анализа положена концепция маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль- это разность между выручкой от реализации продукции и переменными расходами (если расчеты проводятся на весь объем реализуемой продукции) или разность между ценой единицы продукции и переменными расходами, приходящимися на единицу продукции. В процессе производственно-хозяйственной деятельности организации выручка от реализации продукции сепарируется (разделяется) на отдельные составляющие: сначала происходит возмещение произведенных переменных расходов и пополняются оборотные средства организации (в результате чего наполняется «чашка» маржинальной прибыли в размере постоянных расходов), а после их покрытия денежные поступления формируют прибыль до вычета процентов и налогов. Этот процесс представлен на рис. 6.5.
Рисунок 6.5 наглядно иллюстрирует тот факт, что при прочих равных условиях чем больше будет величина постоянных расходов, тем меньше будет поток «сепарированной» прибыли организации. Эта зависимость определяется категорией производственного (операционного) левериджа.