Управление государственным (муниципальным) долгом. Реструктуризация долга. Обслуживание долга
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.
Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация - объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Гос.долг всегда связан с дефицитом бюджета, так как существуют след.источники финансирования дефицита гос.бюджета:
1. Внутр.источники:
- кредиты, получаемые от кред.орг-й(КО) в валюте РФ
- гос.займ в виде выпуска цен.бумаг
- бюдж.ссуды от бюджетов др.уровней
2. Внеш.источники:
- гос.займы, осуществляемые в ин.валюте
-кредиты правительств ин.гос-в, банков и фирм международных орг-й, кот-е предоставляются в ин.валюте.
. Внутренние и внешние гос займы
Гос заимствование – займы, кот привлекаются от ФЛ и ЮЛ, от иностр гос-в и международных финансовых орг-й, по кот-м возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта.
В зависимости от видов источников гос займы:
- внешние – выражены в ин.валюте;
- внутренние – займы,выраженные в рублях.
Осуществление гос и муниц заимствований всегда ведет к образованию гос и мун долга.
Гос и мун долг – сов-ть долг.обязательств либо РФ либо субъекта РФ либо муниц.образования(МО). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
кредитов, полученных Правительством РФ;
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.
Порядок выпуска гос займов рос фед опр-ся ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения гос и муниципальных ц/б», которым установлен порядок выпуска, обращение и погашение гос ц/б РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ц/б. кроме того законом закреплен ряд ключевых положений в регулируемой области,в том числе иерархия нормативных актов, необходимых для выпуска гос ц/б - постановление Правтильства РФ, нормативный акт Минфина РФ, генеральные условия эмиссии, условия эмиссии и иные распорпядительные акты Минфина России, подробно регламен-ие все вопросы эмиссии гос ц/б, вклюая ряд требований к эмитенту.
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным
списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств