Государственный бюджет и методы его балансирования
Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет —это соотношение между доходамии расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступление и расходование в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударст-венного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной.
В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.
Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.
По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
— перераспределение национального дохода;
— государственное регулирование и стимулирование экономики;
— стимулирование научно-технического прогресса;
— финансовое обеспечение социальной политики;
— контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Масштаб расходования государственных средств (называемый «государственной квотой»)» представляет собой важный макроэкономический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволяет сравнивать государственные расходы с ВВП. Статистические данные по ведущим западным странам показывают следующую дифференцированную картину (табл.).
Под принципами построения бюджета понимаются такие способы организации бюджетного процесса, при котором бюджету обеспечивается высокоэффективное - на благо всего населения территории - функционирование. Всего существует шесть основных принципов построения бюджета любого уровня власти. Их соблюдение обеспечит в равной мере реализацию интересов всех слоев общества, а не отдельных его групп. Это принципы:
• гласности; • единообразия; • полноты; • единства; • осторожности; • достоверности.
Принцип гласности основан на том, что: любая власть публична; утвержденный парламентом бюджет является законом данной территории а, как всякий закон, подлежит публикации как своего текста, так и хода его исполнения; только путем гласного ведения финансового хозяйства с соблюдением ясности и достоверности в бюджетном деле власти могут рассчитывать на доверие и поддержку со стороны населения
Принцип единообразия основан на том, что финансы органов власти всех уровней являются составной частью государственных финансов, несмотря на определенную степень самостоятельности и свободы региональных органов власти. Этот принцип предусматривает единообразие методической базы управления и учета бюджетных средств, в том числе финансовых документов, бюджетной классификации, методик расчета прогнозных показателей.
Принцип полноты предполагает полный учет всех поступающих в распоряжение органов власти денежных средств, а также осуществляемых расходов бюджета как залог гарантированного контроля. При этом принцип единства предполагает наличие всего одного канала расходования бюджетных средств, то есть единство кассы. Таким образом, принципы полноты и единства обеспечивают ясность (полноту картины) в бюджетной сфере и несовместимы с наличием внебюджетных фондов.
Принципы осторожности и достоверности предполагают осторожность в прогнозировании и достоверность отчетных сведений.
Все вышеперечисленные принципы могут не соблюдаться полностью или частично в случаях, когда исполнение бюджета построено таким образом, чтобы приносить эффект не населению в целом, а отдельным его группам, выбранным чиновниками субъективно.
Совокупность действий, обеспечивающих функционирование денежных фондов органов власти, представляет собой бюджетный процесс. В целом бюджетный процесс включает в себя следующие стадии: составление проекта бюджета, утверждение проекта бюджета, исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам, управление долгом, контроль за исполнением закона о бюджете, утверждение отчета об исполнении бюджета.