Управление финансами. Финансовый контроль: формы и методы проведения
Управление – целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках экономической системы.
Объект управления – различные виды финансовых отношений:
· Финансы хозяйствующих субъектов и населения
· Государственные финансы
Субъект управления – организационные структуры, осуществляющие управление:
· Финансовые службы предприятий
· Страховые органы
· Финансовые органы
· Налоговые органы
Финансовый аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансами (финансовой системой) включает в себя следующие органы:
1. - Профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации
- Счетная палата РФ
2. Министерство финансов РФ и его органы
3. Центральный банк РФ
4. Федеральная налоговая служба
5. Федеральная таможенная служба и др.
В управлении финансами выделяют следующие элементы:
1. Планирование
Объект: финансовая деятельность государства, хозяйствующих субъектов
Результат: составление финансовых планов: коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих учреждений, страховых компаний, органов государственной власти и т.д.
Ход планирования: всесторонняя оценка состояния финансов, выявление возможностей увеличения финансовых ресурсов, их наиболее эффективное использование
На основе анализа финансовой информации принимаются управленческие решения.
2. Прогнозирование
Предполагает применение методов на кратко-, средне- и долгосрочный период (метод экспертных оценок, корреляционно-регрессионный анализ)
3. Оперативное управление
Комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации, цель которого – получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью распределения финансовых ресурсов.
4. Контроль
Финансовый контроль, являясь одним из функциональных элементов управления финансами, тесно связан и производится совместно с другими элементами управления.
Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность государственных институтов, действующих на основании системы законодательно-нормативных актов, регламентирующих выполнение субъектами финансово-хозяйственной деятельности установленных форм и методов ведения операций и их оформления.
Цель финансового контроля: реализация научно обоснованной государственной политики, функционирование эффективного механизма государственного финансового контроля.
Механизм финансового контроля представляет собой финансовое законодательство, совокупность соответствующих государственных институтов, принципов, методов и форм, инструментов и рычагов воздействий на экономическое и социальное развитие общества, должен обеспечить эффективный контроль за выполнением всех функций финансов.
Объект финансового контроля: товарно-денежные отношения, возникающие при планировании, распределении и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль проверяет соблюдение требований экономических законов, оптимальность пропорций распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД, составление и исполнение бюджета, налоговые отношения и т.п.
Финансовый контроль классифицируется:
1. По видам:
Государственный (муниципальный) финансовый контроль (гл.26 ст.265 БК РФ) и негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский)
2. По времени проведения (по БК РФ – формы проведения):
- предварительный – в ходе обсуждения и утверждения решений о бюджете и иных решений по бюджетно-финансовым вопросам (предшествует осуществлению операций, призван не допускать нерационального расходования финансовых ресурсов)
- текущий – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетами)
- последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов (выявление недостатков и упущений, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной ответственности виновных лиц)
3. По субъектам:
- президентский
- контроль представительных и исполнительных органов власти и МСУ
- контроль финансово-кредитных органов
- ведомственный
- внутрихозяйственный
- аудиторский
4. По способу проведения:
Обязательный (внешний) и инициативный (внутренний)
К методам (приемы, способы, средства осуществления) финансового контроля можно отнести:
1. Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля
2. Проверка – исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе балансовых, отчетных и расходных документов, осмотр объектов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий
3. Обследование – использует приемы анкетирования и опроса. Итоги могут использоваться для оценки финансового состояния проверяемого объекта
4. Анализ – использует данные текущей или годовой отчетности, различные аналитические приемы (средние и относительные величины, метод группировки, индексный метод), отличается системным и пофакторным подходом
5. Ревизия – детальное исследование финансовой и хозяйственной деятельности субъекта с целью выявлений нарушений законности, целесообразности, эффективности. Характер ревизии обязательный и регулярный, проводится на месте. Ревизии классифицируются:
· По содержанию (документальные – проверка финансовых документов; фактические – наличие денег, ценных бумаг, материальных ценностей)
· По способу назначения (плановые – в соответствии с составленным планом вышестоящих органов, министерств, ведомств, не реже 2 раз в год; внеплановые – по случаю)
· По степени охвата данных (сплошные – вся финансовая деятельность субъекта за весь ревизуемый период; выборочные – выборочно за какой-то период времени)
· По объему ревизуемой деятельности (комплексные – проверяется целая система взаимосвязанных элементов финансовой деятельности субъекта; тематические – отдельные сферы финансовой деятельности субъекта)