Управление финансами и финансовый контроль.

Финансовые ресурсы.

Финансовый рынок.

Финансовая политика государства.

Управление финансами и финансовый контроль.

1 Финансовые ресурсы - материально-вещественный носитель финансовых отношений. Финансовое распределение охватывает общественный продукт и часть стоимости НД, поэтому к финансовым ресурсам относим ту часть стоимости общественного продукта и НД, которая распределяется и перераспределяется с помощью финансов. Финансовые ресурсы - денежные доходы и накопления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления.

Финансовые ресурсы являются одной из составных частей всех денежных ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между финансовыми ресурсами и денежными доходами нетрудно т.к. финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые - в руках граждан и используются для обеспечения жизненных потребностей.

Кредитные и финансовые ресурсы имеют разные источники, - кредитные ресурсы используются на условиях срочности, платности, возвратности.

Оборотные средства также не включаются в состав финансовых ресурсов, т.к. особенности использования оборотных средств на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может оборотные средства даже временно направить на другие цели, т.к. ОС всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов труда на предприятии. Финансовые ресурсы не обладают большей независимостью от натурально-вещественной формы стоимости создаваемого продукта. Они могут распределяться и перераспределяться по различным каналам и денежным фондам, поэтому специалисты не включают оборотные средства в состав финансовых ресурсов.

Состав финансовых ресурсов: основу составляет совокупный общественный продукт-СОП (на микроуровне – денежная выручка). Он подразделяется на валовый национальный продукт-ВНП и возмещение фонда оборотных средств.

Возмещение фонда оборотных средств - закупка товарно - материальных ценностей, предметов труда для возобновления производственного процесса.

В состав ВНП на стадии первичного распределения включаются: возмещение основных средств, фонд оплаты труда и чистый доход общества.

Возмещение основных средств происходит за счет амортизационного фонда, ремонтного фонда и нематериальных активов; - все эти 3 элемента являются отдельными видами финансовых ресурсов.

Фонд оплаты труда не относится к финансовым ресурсам, но из з/пл удерживаются налоги (т.е. часть ФОТ через вторичное распределение превращается в финансовые ресурсы) и добровольные платежи (страховые взносы, покупка ценных бумаг).

Чистый доход общества включает 3 категории:

1) Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2) Отчисления во внебюджетные фонды и другие платежи, включаемые в себестоимость продукции.

3) Прибыль. И все эти 3 элемента входят в состав финансовых ресурсов.

Т.е. к финансовым ресурсам относится большая часть созданного обществом продукта. По данным Минфина, в 2007 году объем ВНП должен был составить около 30 трл. Руб.

Пути увеличения финансовых ресурсов :

- Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.

- Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.

Еще один путь - национальное имущество, которое лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы (бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат кредитов некоторыми странами- должниками. Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВНП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и, прежде всего, необходимого и прибавочного продукта, чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов:

- На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов.

- Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.

- Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора.

- Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.

Нехватка финансовых ресурсов, может быть в результате прямого сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой группы населения.

Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых, которые по разным данным оцениваются в $30-35 трлн.

Основные направления использования финансовых ресурсов :

1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий. Сюда относятся : расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

Расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями, инвесторами (расходы по обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга); выплата дивидендов акционерам; % по акциям промышленных предприятий).

2. Современный финансовый рынок включает 2 части : рынок ссудных капиталов и рынок ценных бумаг. Такое деление финансового рынка на 2 части вызвано делением производственного капитала на оборотный, для обслуживания которого в первую очередь, существует рынок ссудных капиталов, и основной капитал, для которого требуется долговременное инвестирование финансовых ресурсов и использование специальных инструментов – ценных бумаг.

По Гражданскому Кодексу ценной бумагой (ЦеБу) является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Однако, с точки зрения финансов под ЦеБу понимаются лишь инвестиционные ЦеБу - денежные документы, свидетельствующие о предоставлении займа или приобретении владельцем ЦеБу права на часть имущества (долговые и долевые ЦеБу). Основные представители долевых - акции, долговых - облигации (вексель рассматривается как суррогат денег, долговое обязательство; чек - не получил в РФ широкого распространения, в то время как на Западе до 90% всех денежных расчетов производится с помощью чеков); все остальные - лишь производные от этих основных типов.

Основные отличия долговых от долевых :

1) Долговая ЦеБу не дает право на управление предприятием, долевая же предоставляет это право.

2) Долговая обязывает эмитента погасить ее в установленный срок.

3) Долговая гарантирует получение дохода (в принципе и долевая тоже - например, привилегированная акция).

По действующему Российскому законодательству все акции - именные, они подразделяются на обычные и привилегированные (не > 25 % от объявленной величины уставного капитала); разрешается конвертация из одного вида в другой.

Основной эмитент облигаций - государство. При выпуске предприятием, номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера уставного капитала, иначе, при превышении должно быть обеспечение имуществом и капиталом третьих лиц. Облигации - это инструмент, гарантирующий выплату обязательств перед кредиторами, т.е предприятие предоставляет таким образом денежные гарантии кредиторам.

Облигации бывают именные и на предъявителя. Выпуск облигаций осуществляется после полной оплаты уставного капитала АО, обеспечиваясь залогом. Выпуск без обеспечения может производиться не ранее третьего года существования АО. По способу размещения ЦеБу (ЗАО - среди учредителей; ОАО - помимо учредителей предприятия и остальным желающим ).

Субъекты рынка ЦеБу : эмитент, выпускающий ЦеБу и инвестор, их приобретающий. В качестве посредников выступают брокеры, дилеры. Брокеры сводят продавцов и покупателей ЦеБу за комиссионное вознаграждение за счет инвесторов. Дилер приобретает ЦеБу за свой счет для последующей продажи, в этой роли часто выступают коммерческие банки. Кроме того, в качестве дилера могут выступать и инвестиционные фонды где 30% уставного капитала составляют привлеченные ЦеБу В паевых инвестиционных фондах пайщик может получить в ПИФ свою долю, дивиденды не выплачиваются, зато постоянно проводятся операции по увеличению уставного фонда.

Особую роль на рынке ЦеБу играют фондовые биржи, принимающие обычно не все ЦеБу, а лишь отвечающие определенным требованиям - те, которые считаются наиболее доброкачественными. Кроме того, фондовая биржа предоставляет важную информацию о том, как изменяется в целом ситуация на рынке ценных бумаг.

На самом деле, рынок ЦеБу - очень важный инструмент, с помощью которого осуществляется гибкое перераспределение финансовых ресурсов, регулирование их избытка, при этом, сопровождающееся быстрым развитием.

Касательно специфики России стоит отметить, что по объемам продаж в настоящее время лидирует рынок государственных ценных бумаг, в то время как корпоративный привлекателен своими высокими доходами.

3. Содержание финансовой политики.

Финансовая политика - совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), т.к. они обладают определенными законодательными правами.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются ( плановая экономика : устанавливались цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства ). В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы - только на уровне ЦБ (раньше вся кредитная сфера контролировалась государством).

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Стратегия - долговременный план. Примеры финансовой стратегии - программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры: новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс (например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит нельзя проводить финансовую политику игнорируя основные особенности данной финансовой категории, историческое развитие финансов.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с одной стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то, что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000). До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год, во время его правления - 200, сейчас, около 350 за год. То, что не охвачено законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью ( Указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения, принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее воздействуют различные лоббистские группировки.

Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная экономическая реформа.

Основные направления финансовой политики государства :

1. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике.

2. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

3. Социальная поддержка населения.

Соотношение между этими направлениями финансовой политики не исчерпывают всех задач (существуют задачи совершенствования бюджетной системы и т.д.). В 1991 году на 1 месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об остановлении спада производства и инфляции, т.е. направление 2. Накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

1.Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики. Основные слагаемые российских реформ, обеспечивающие переход к рынку :

· приватизация

· развитие финансового и страхового рынка. Для свободного переливания капиталов из одной области в другую должен быть развитый рынок ЦеБу, для защиты предпринимателей должен быть развитый страховой рынок.

· таможенная политика.

· политика государства в отношении несостоятельных предприятий.

2.Финансовая политика, направленная на экономическую стабилизацию. Практически нигде кроме стран, в которых шла война не было спада производства, как в РФ. РФ

· борьба с инфляцией (в РФ выполнена), искусственное сдерживание денежной массы в обращении и т.д.

· инвестиционная политика государства. Важной задачей в настоящее время является снижение общего налогового бремя с юридических лиц.

· сокращение дотаций предприятиям и организациям. политика в отношении убыточных предприятий.

4. Управление финансами и финансовый контроль. Общее управление финансами осуществляется органами государственной власти, а именно, в управлении участвуют: Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.

В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и пособий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений финансовой политики Россиийского государства. Территориальные и местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка территориального и местного финансового законодательства в рамках, утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и местных налогов и неналоговых платежей.

Органы государственной власти и управления, осуществляющие общее руководство страной, выполняют много других экономических, социальных, политических функций, и в силу этого обстоятельства не могут осуществлять детального управления финансовой системой. Для этого необходим следующий финансовый аппарат, осуществляющий непосредственное управление финансами. Структуру управления финансами представим соответственно финансовой системе. Наибольшее значение имеют органы управления госфинансами:

Система Минфина РФ

Минфин РФ  
Территориальные финансовые органы Минфины республик; областные, краевые, окружные финансовые управления - Департаменты Финансов.
Городские и районные финансовые управления ( Департаменты) Низовой уровень
Федеральные Казначейства С территориальными подразделениями, развернутыми во многих городах, районах.

Само Министерство Финансов было создано в 1802 году при Александре I.

Его основные задачи:

1)Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики (изначальная концепция).

2)Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.

3)Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны, следить за величиной бюджетного дефицита, или регулировать профицит.

4)Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

5)Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

6)Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление госдолгом - все эти действия осуществляются под контролем Правительства РФ.

В составе аппарата Минфина выделяют следующие подразделения :

- Бюджетный Департамент - отсюда исходит проект Федерального бюджета;

- Главное Управление Федерального Казначейства;

- Департамент налоговых реформ (разработка проектов нормативных документов, связанных с налогообложением, мероприятия в области государственной политики);

- Департамент ЦеБу и финансового рынка;

- Департаменты, занимающиеся финансированием отдельных отраслей (комплексов) НХ (департамент оборонного комплекса, транспорта и связи, с/х и пищепрома, соц. сферы и науки, финансирования госаппарата, иностранных кредитов и внешних долгов, кредита и денежного обращения);

- контрольно-ревизионное управление (КРУ) - контроль за использованием средств бюджетных организаций.

Наши рекомендации