Органы управления финансами
Финансовая политика государства
Государственная финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на создание своевременного бездефицитного государственного бюджета, использование финансов для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы.
Финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики, необходимой для развития финансовой системы страны.
Планированием и осуществлением финансовой политики государства занимаются государственные структуры:
· аппарат Президента;
· Законодательное собрание;
· Правительство;
· Министерство финансов;
· Федеральное казначейство;
· Центральный банк России;
· Местные финансовые органы и др.
Задачи финансовой политики государства: обеспечение устойчивого экономического роста, эффективное использование государственных финансов, обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынков. Для выполнения этих задач государство: 1. Осуществляет составление бухгалтерской, финансовой, статистической и т.п. отчетности.
2. Устанавливает правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых регулируются все финансовые отношения.
3. Проверяет правильность и законность уплаты налогов и сборов и т.д.
В зависимости от длительности периода и характера ее задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Тактика является отражением стратегии и заключается в конкретных способах организации финансовых связей, что позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.
Финансовая политика, направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.
Управление финансами
Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
Объекты управления финансами:
· финансовая деятельность государства и конкретного предприятия;
· выделенные субъектом управления направления финансовой политики;
· укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.);
· конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача);
· органы (службы) управления финансами и их персонал.
Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдел внутреннего и внешнего аудита) и государства (налоговые органы, Счетная палата).
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
· Финансовое планирование – это финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом.
· Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
· Финансовый контроль – осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Используется для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста финансовых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.
При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать:
· требования экономических и юридических законов;
· результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы;
· экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами;
· рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
Органы управления финансами
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат.
Финансовый аппарат состоит из:
1. Министерства финансов, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Министерство финансов состоит из:
· Федеральной налоговой службы;
· Федеральной службы страхового надзора;
· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
· Федеральной службы по финансовому мониторингу;
· Федерального казначейства.
Функции Министерства финансов РФ:
· участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;
· организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
· участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
· укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;
· выпуск государственных внутренних займов РФ;
· организация учета и отчетности и т.д.
2. Федерального казначейства, осуществляющего переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.
3. Федеральной налоговой службы, являющейся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
4. Федеральной службы страхового надзора, осуществляющей государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.