Управление финансами. Финансовый контроль: формы и методы проведения

Управление – целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках экономической системы.

Объект управления – различные виды финансовых отношений:

· Финансы хозяйствующих субъектов и населения

· Государственные финансы

Субъект управления – организационные структуры, осуществляющие управление:

· Финансовые службы предприятий

· Страховые органы

· Финансовые органы

· Налоговые органы

Финансовый аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами (финансовой системой) включает в себя следующие органы:

1. - Профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации

- Счетная палата РФ

2. Министерство финансов РФ и его органы

3. Центральный банк РФ

4. Федеральная налоговая служба

5. Федеральная таможенная служба и др.

В управлении финансами выделяют следующие элементы:

1. Планирование

Объект: финансовая деятельность государства, хозяйствующих субъектов

Результат: составление финансовых планов: коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих учреждений, страховых компаний, органов государственной власти и т.д.

Ход планирования: всесторонняя оценка состояния финансов, выявление возможностей увеличения финансовых ресурсов, их наиболее эффективное использование

На основе анализа финансовой информации принимаются управленческие решения.

2. Прогнозирование

Предполагает применение методов на кратко-, средне- и долгосрочный период (метод экспертных оценок, корреляционно-регрессионный анализ)

3. Оперативное управление

Комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации, цель которого – получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью распределения финансовых ресурсов.

4. Контроль

Финансовый контроль, являясь одним из функциональных элементов управления финансами, тесно связан и производится совместно с другими элементами управления.

Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность государственных институтов, действующих на основании системы законодательно-нормативных актов, регламентирующих выполнение субъектами финансово-хозяйственной деятельности установленных форм и методов ведения операций и их оформления.

Цель финансового контроля: реализация научно обоснованной государственной политики, функционирование эффективного механизма государственного финансового контроля.

Механизм финансового контроля представляет собой финансовое законодательство, совокупность соответствующих государственных институтов, принципов, методов и форм, инструментов и рычагов воздействий на экономическое и социальное развитие общества, должен обеспечить эффективный контроль за выполнением всех функций финансов.

Объект финансового контроля: товарно-денежные отношения, возникающие при планировании, распределении и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль проверяет соблюдение требований экономических законов, оптимальность пропорций распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД, составление и исполнение бюджета, налоговые отношения и т.п.

Финансовый контроль классифицируется:

1. По видам:

Государственный (муниципальный) финансовый контроль (гл.26 ст.265 БК РФ) и негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский)

2. По времени проведения (по БК РФ – формы проведения):

- предварительный – в ходе обсуждения и утверждения решений о бюджете и иных решений по бюджетно-финансовым вопросам (предшествует осуществлению операций, призван не допускать нерационального расходования финансовых ресурсов)

- текущий – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетами)

- последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов (выявление недостатков и упущений, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной ответственности виновных лиц)

3. По субъектам:

- президентский

- контроль представительных и исполнительных органов власти и МСУ

- контроль финансово-кредитных органов

- ведомственный

- внутрихозяйственный

- аудиторский

4. По способу проведения:

Обязательный (внешний) и инициативный (внутренний)

К методам (приемы, способы, средства осуществления) финансового контроля можно отнести:

1. Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля

2. Проверка – исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе балансовых, отчетных и расходных документов, осмотр объектов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий

3. Обследование – использует приемы анкетирования и опроса. Итоги могут использоваться для оценки финансового состояния проверяемого объекта

4. Анализ – использует данные текущей или годовой отчетности, различные аналитические приемы (средние и относительные величины, метод группировки, индексный метод), отличается системным и пофакторным подходом

5. Ревизия – детальное исследование финансовой и хозяйственной деятельности субъекта с целью выявлений нарушений законности, целесообразности, эффективности. Характер ревизии обязательный и регулярный, проводится на месте. Ревизии классифицируются:

· По содержанию (документальные – проверка финансовых документов; фактические – наличие денег, ценных бумаг, материальных ценностей)

· По способу назначения (плановые – в соответствии с составленным планом вышестоящих органов, министерств, ведомств, не реже 2 раз в год; внеплановые – по случаю)

· По степени охвата данных (сплошные – вся финансовая деятельность субъекта за весь ревизуемый период; выборочные – выборочно за какой-то период времени)

· По объему ревизуемой деятельности (комплексные – проверяется целая система взаимосвязанных элементов финансовой деятельности субъекта; тематические – отдельные сферы финансовой деятельности субъекта)

Наши рекомендации