Органы управления финансами РФ
Высшими органами управления и власти являются:
- Федеральное собрание (Совет Федерации и Дума);
- Президент;
- Правительство.
Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета его исполнения.
Основные задачи институтов Правительства следующие:
На Министерство финансов РФ возложены задачи:
1) разработка и реализация государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и внебюджетных;
4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Задачи Федерального казначейства:
- организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ;
- управление доходами и расходами бюджета;
- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
- управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
- представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства по бюджету, состоянию бюджетной системы РФ в целом.
Счетная палата РФ – орган государственного финансового контроля, образуемая Федеральным Собранием выполняет такие задачи:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, внебюджетных фондов по объемам и целевому исполнению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств;
3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов;
4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Федеральная налоговая служба и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Они обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;
2) вести учет и проводить проверки;
3) ежемесячно представлять сведения;
4) осуществлять возврат излишне уплаченных.
Федеральная налоговая служба выполняет функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах.
Государственный таможенный комитет несет ответственность за поступлением таможенных пошлин.
Основные задачи:
1) проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
2) проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов взимаемых таможенными органами;
3) приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнением или не надлежащем исполнении таможенного комитета;
4) взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
На уровне хозяйствующего субъекта структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит от размеров предприятия и видов его деятельности.
Финансовые менеджеры (директора) поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных с обеспечением платежеспособности предприятия.
4.Финансовое планирование и прогнозирование как инструмент управления
Под планирование понимают процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.
Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования.
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.
Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам. На общественном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.
Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года. Первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Баланс финансовых ресурсов представляют собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ (Греф-зам) с участием Министерства финансов. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансированных мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития.
В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения.
Денежные доходы населения формируют:
- заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, командировочные, выплаты социального характера;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии).
Расходы:
а) Фонд потребления;
б) Фонд накопления.
Финансовое прогнозирование – это, прежде всего обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. Выделяют среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (больше 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.
Методы прогнозирования:
- метод экспертных оценок (опрос);
- метод обработки данных;
- метод ситуационного анализа и прогнозирования;
- метод пропорциональных зависимостей показателей производства и издержек.
Планирование на уровне хозяйствующих субъектов.
Выделяют финансовые планы:
- стратегические;
- текущие;
- долгосрочные;
- краткосрочные.
Стратегический:
- требуется предприятию капитала;
- как его использовать;
- как будет развиваться предприятие;
- уровень поступления денежных средств.
Текущие финансовые планы.
Главными функциями:
- определение объемов финансовых ресурсов и их источников:
а) для производственной деятельности;
б) для инвестиционной деятельности;
в) маркетинговой деятельности;
г) научно-проектной и изыскательской;
д) социальных проектов.
- планирование себестоимости;
- планирование денежных потоков;
- планирование прибыли;
- доходности инвестиций.
Современные методы планирования – это разработка бизнес-планов.
Финансовый план в его составе включает:
- показатели освоения рынков (объема продаж);
- расчет различных видов себестоимости (полной, производственной);
- проектирование денежных потоков;
- определение размеров инвестиций.
Таким образом, финансовый план это система творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия, основа эффективного управления технологическими процессами.
5.Необходимость и содержание финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством.
Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:
1) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;
2) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных затрат.
Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экономического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий.
Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели:
- прибыль;
- доходы;
- рентабельность;
- себестоимость;
- издержки обращения;
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- отчисления на различные цели и фонды.
Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями, охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойств контроля.
Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним:
- анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;
- финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;
- правильность и достоверность финансовой отчетности;
- контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
В результате экономических и политических преобразований появились новые органы финансового контроля:
- Федеральное казначейство;
- Федеральная налоговая служба;
- Счетная палата;
- Аудиторские фирмы (аудиторский контроль).
На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных фирм. Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.
Финансовый контроль призван обслуживать интересы и право как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабильности. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью госпредприятий и организаций, госбанков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных средств.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает:
- контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль;
- проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – (собственных, заемных и привлеченных);