Финансовая система США
1 Современное состояние экономики США.
До недавнего времени США являлись несомненным лидером мировой экономики, превосходя другие страны в производственном и экономическом развитии. Доля страны в совокупном ВВП мира составляла 25%. Период подъема национального хозяйства с 1991-2001гг. считается самым длинным. Поскольку экономика подвержена цикличности, а в последнее время количество циклов уменьшилось, то это позволяет сделать вывод об увеличении их длительности. Большинство ученых-экономистов считают, что мировой финансовый кризис начался именно в США. Действительно потребительские расходы составляли 2/3 ВВП США. Уже с середины 80-х годов американцы брали большое количество кредитов и наращивали их темпами, опережающими темпы роста их доходов. Общий объем финансовых обязательств американцев превысил 140% их годового дохода. В 2007 году произошел «перегрев» американского рынка, т.е. предложение превысило спрос. Широкое распространение также получили ипотечные кредиты. Рынок рискованных ипотечных ценных бумаг формировался за счет секьютиризации рискованных ипотечных кредитов, которые выдавались в том числе и малообеспеченным американцам, главным источником которых являлась относительно невысокая зарплата. Результатом этого стало непогашение большинства взятых кредитов. Крупнейшими ипотечными компаниями являлись Fannie Mae и Freddie Mac, в облигации которых Россия вложила около 75 миллиардов долларов. Обвал цен на ипотечные ценные бумаги привел к удешевлению активов большого количества ипотечных и инвестиционных банков, как следствие этого снизилась стоимость ценных бумаг других корпораций. Недвижимость также стала падать в цене, а населению стало нечем погашать кредиты и не было возможности ее реализовать. Следствием этого стало обесценение и банкротство ипотечных корпораций, сократились активы банков-владельцев их ценных бумаг. Далее произошло обесценение активов других банков и паника на фондовом рынке. . По словам американского президента, властям США удалось отодвинуть национальную экономику "от края пропасти", куда ее привели главным образом несостоятельные операции на Уолл-стрит. "Если бы правительство США не предприняло экстренных мер стимулирования экономики и оказания государственной финансовой помощи ряду крупнейших банков и кредитно-инвестиционных компаний, фактически оказавшихся банкротами, ситуация была бы гораздо хуже. Американскую экономику ждал бы период "глубокой депрессии", - напомнил глава Белого дома.
Президент США Барак Обама предложил в корне изменить правила игры на американском рынке. Со времен Великой депрессии в Америке не озвучивался столь дерзкий план оздоровления финансового сектора. Его план, который готовился последние полгода, предусматривает создание специальных структур, которые будут отслеживать системные риски и держать "под колпаком" крупнейшие компании, крах которых может поколебать устои финансовой системы США. С этой целью новые полномочия получит не только "основа основ" американской финансовой стабильности - Федеральная резервная система, но и создаваемый Совет по надзору за рынком финансовых услуг, который под контролем министерства финансов будет "под микроскопом" изучать всю подноготную о стандартах качества капиталов и стабильности финансовых компаний.
2 Денежная и кредитная система.
Федера́льная резе́рвная систе́ма— специально созданная в 1913 году законом о Федеральном Резерве система, которая в совокупности выполняет роль центрального банка США. В управлении ФРС весомую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
Структура ФРС:
- двенадцать региональных Федеральных резервных банков — фискальных агентов Казначейства США
- многочисленные частные банки (получающие неотчуждаемые, фиксированной доходности акции Федеральных резервных банков в обмен на вносимый резервный капитал)
Система управления ФРС:
- Совет управляющих ФРС (всего 7, которые утверждаются Президентом США)
- Федеральный комитет по открытому рынку разнообразные консультационные советы
С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимает Бен Бернанке. |
Хронология центральных банков США:
- 1791 — 1811: Первый банк Соединённых Штатов
- 1811 — 1816: Центральный банк отсутствовал
- 1816 — 1836: Второй банк Соединённых Штатов
- 1837 — 1862: Эра Свободных Банков
- 1863 — 1913: Национальные банки
- 1913 — настоящее время: Федеральная резервная система.
Правовой статус ФРС определён Законом о ФРС в виде особого финансового учреждения, объединяющего черты как независимого юридического лица, так и публичного государственного агентства. Независимость эмиссионного центра от правительства объясняется стремлением обеспечить баланс между налогоплательщиками и правительством (находящихся в отношениях «нанимателя» и «подрядчика»), а также исторически сложившейся в США банковской системой, и предотвратить возможность использования денежной эмиссии в краткосрочных интересах Правительства США (например, для покрытия дефицита бюджета). Текущие функции ФРС:
- выполнение обязанностей центрального банка США
- поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
- обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
- защита кредитных прав потребителей
- управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
- обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках
- предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям
- участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
- устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
Любой коммерческий банк, соответствующий стандартным требованиям ФРС, может стать членом (акционером) местного регионального отделения. Руководящим органом ФРС является Совет управляющих в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий. Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне. Функции Совета: надзор за системным функционированием ФРС; принятие решений в области регулирования; определение требований к валютному резервированию.
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «Федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас Сити и т. п.). Наиболее важным из региональных отделений ФРС является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, отвечающий за международные финансовые операции и операции на открытом рынке. В отличие от остальных Федеральных резервных банков, этот резервный банк имеет постоянный голос в Федеральном комитете по открытому рынку. Между Советом Управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку, являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения. На нижнем уровне организационной структуры ФРС находятся банки — держатели акций ФРС. Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения. В настоящее время (2009 год) в структуру ФРС входят 38 % всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тысяч юридических лиц). Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. ФРС осуществляет денежную эмиссию, которую в основном направляет на покупку обязательств (облигаций) Казначейства США (в особых случаях — и других активов). Таким образом, обменные операции с долларами основаны на доверии к Правительству США и финансовой системе США в целом. Помимо сеньоража, доход ФРС составляют процентные выплаты по облигациям Казначейства, доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами. Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой Представителей Конгресса США, дважды в год — перед Банковским комитетом Конгресса США. Деятельность ФРС более 100 раз проходила аудит Счётной Палаты США, а также периодически проверяется независимыми аудиторскими фирмами. Федеральные резервные банки:Бостон · Нью-Йорк · Филадельфия · Кливленд · Ричмонд · Атланта · Чикаго · Сент-Луис · Миннеаполис · Канзас-Сити · Даллас · Сан-Франциско. Все коммерческие банки подразделяются на национальные и банки штатов. Первые лицензируются и контролируются правительством, вторые – властями штатов. В последнее время количество коммерческих банков меняется (кризис и конкуренция). Значительную роль играют также пенсионные фонды, которые подразделяются на государственные и частные. Следует отметить, что американские пенсионные фонды потеряли на кризисе два триллиона долларов.
3 Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
Бюджетное устройство федерации регламентируется Конституцией США. Бюджетное устройство является федеративным и состоит их 3 уровней: федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов-членов федерации, бюджеты 12,7 тыс. административных и других местных подразделений (муниципалитетов, специальных округов). Федеральный бюджет представляет собой регулярно утверждаемую смету всех правительственных доходов и расходов. Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Рассматривая федеральный бюджет следует затронуть проблемы дефицитного финансирования. Период дефицитного финансирования продолжается уже более 40 лет. Бюджетный год начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года, а в большинстве штатов – с 1июля по 30 июня. Больше половины штатов практикуют составление бюджета на 2 года. В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органам. Наиболее крупными расходами штатов являются затраты на просвещение (35%), на социальное обеспечение (13%), на здравоохранение (9%). Законодательство штатов регламентируют численность и размер территории административно-территориальных единиц округов. Последние в отличие от штатов менее независимы. Из местных бюджетов традиционно финансируются полицейская, пожарная, санитарная службы. Современный бюджетный процесс регламентируется 4 основными законами: Законом о президентском бюджете 1921 (с изменениями 1950), Законом о бюджетном контроле 1974, Законом о сбалансированном бюджете и чрезвычайных мерах контроля за бюджетным дефицитом 1985, законом о контроле за бюджетом 1990. Нереформированный характер бюджетного процесса объясняется тем, что американские законодатели положили в основу своей деятельности не принцип всеобъемлющей бюджетной кодификации и регламентации, а механизм гибких бюджетных сделок между законодателями и Белым Домом.
В рамках законодательного процесса происходит 3 параллельных и взаимосвязанных процесса: определение 5 основных параметров проекта федерального бюджета (общего уровня бюджетных полномочий, общей величины расходов по федеральному бюджету, общий объем доходов, величина бюджетного дефицита, размер долга федерального правительства); 2этап – санкционирование той или иной программы или вида деятельности, определение предельного объема средств, которые могут быть израсходованы на данную программу; 3 этап – деятельность комитетов по ассигнованиям. Таких комитетов сегодня 13. Их компетенция распространяется на так называемые дискреционные расходы (по усмотрению Конгресса). Дискреционные расходы подразделяются на три категории: оборона, международная деятельность, внутренние программы.
Важное место в бюджетной системе занимают специальные фонды, функционирующие как самостоятельные учреждения. К специальным фондам относятся: ФСС (по старости, потере кормильца, здоровья), экономические фонды (инвестиционные, фонд перестройки и развития; средства направляются на финансирование малорентабельных государственных предприятий), научно-исследовательские (фонды финансовой поддержки научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров фундаментальных исследований), военно-политические (это резервы, находящиеся в распоряжении президента, за счет них финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность).
4. Налоговая система США
Система налоговых платежей во многом определяет доходную часть бюджета. Федеральное правительство получает около 70% всех налоговых поступлений, правительства штатов – 20%, местные власти – 10%. Современная структура федеральных налогов включает 8 позиций: индивидуальные подоходные налоги (48% доходной части бюджета), налоговые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги с прибыли корпораций (10%), акцизные сборы (4%), налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, налоги на движимое и недвижимое имущество, налоги с розничной продажи потребительских товаров. Наибольшее значение имеют прямые налоги (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги с прибыли корпораций.
Для индивидуального подоходного налогообложения характерны следующие особенности: прогрессивный характер налогообложения, наличие большого количества льгот и скидок, фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащих налогообложению.
Вторые по значимости это взносы в фонды социального обеспечения, состоят из нескольких компонентов. К ним относятся налог для целей социального страхования, налог для обеспечения медицинского обслуживания, выплаты в фонд пособий по безработице в форме отдельного налога. Общая величина налоговых сборов составляет примерно 12,4% фонда заработной платы.
Налог на прибыль корпораций представляет собой форму изъятия денег у богатых американцев, владеющих производственным капиталом. Шкала налогообложения состоит из 8 ступеней. Доход менее 50000 долл. – 15%, более 18333333 – 35%.
Акцизы в США подразделяются на налоги на топливную продукции, (бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), на промышленные изделия (автомобильные шины, медицинские вакцины). Также выделяются транспортный налог и природоохранные сборы.
Вторым звеном налоговой системы США являются налоги штатов. Основу бюджетов штатов составляют налоги на продажи (потребление). Структура доходов различных штатов отличается. Так диапазон ставок налога на корпорации варьируется от 1 до12%, а в некоторых штатах его вообще нет.
Местные налоги разделяются на три основные группы. 1-я группа это прямые и косвенные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. К прямым относятся промысловые и имущественные налоги; к косвенным – налоги на продажи, на моторное топливо, табачные изделия и спиртные напитки. 2-я группа местных налогов представляет собой надбавки к общегосударственным налогам (индивидуальный подоходный и корпоративные налоги). 3-я группа – налоги на транспортные средства, на содержание собак, на зрелища, на коммунальные сборы. Имущественный налог является одним из самых значимых. Объектами обложения могут быть земля, постройки, сооружения, движимое и недвижимое имущество. Индивидуальный подоходный налог налагается только на доходы, полученные в пределах налоговой юрисдикции территории. Налог на наследование и дарение является постоянным. Существует много льгот и оговорок. В одних случаях от него может освобождаться один из живых супругов, в других случаях может взиматься только часть налога.
Налоговая служба организована следующим образом. Главной институциональной единицей является служба внутренних доходов, в которую включается центральный аппарат, 7 региональных и 62 окружных налоговых управления. Каждый штат имеет свою налоговую службу (она обычно называется департаментом доходов). Как правило, руководитель этой службы назначается губернатором штата. В департаментах есть вспомогательные службы: юридическая, информационная, кадровая. Существует несколько организаций, руководящих налоговыми службами штатов. Международная налоговая комиссия объединяет 20 штатов (членов) и действует как административный орган. Помимо полных членов в комиссию входят 15 штатов – ассоциированных членов и еще 5 штатов работают по различным проектам. Существует программа выявления неплательщиков налогов (в 40 штатах). Федерация налоговых администраторов является некоммерческой организацией, в которую входят руководители налоговых служб 50 штатов, федерального округа Колумбия г. Нью-Йорк. ФНА проводит исследования, распространяет информацию о изменениях в налоговой политике, осуществляет переподготовку налоговых служащих, координирует международные программы и программы «Федерация – штаты».