Исторические аспекты развития науки о налогах

Этапы развития налогообложения (н/о):1 Нач. этап (от древ. времен Рим. империи до начала сред. веков) хар-ся отсутствием теории о налогах и фин. мех-ма для установления и сбора налогов. Не существовало постоян. налогов, поэт. периодич. вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер (напр., налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный налог, налоги на доходы, налоги на оснащение армии и др).2 этап (XVI– первая треть XX в.) хар-ся появлением совр. гос-ва в Европе, возникновением фин. учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. В кач. осн. налогов выст. поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы, таможенные пошлины, местные налоги. Налоговая теория пред. соб. ту или иную сис-му науч. знаний о сущности налогов, их месте, роли и значении в экономич. и соц.–политич. жизни общества. Одна из первых общих налоговых теорий – теория обмена, кот. основывается на возмездном характере н/о. Суть теории: ч/з налог подданные приобретают у гос-ва услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т.д. Дан. теория была применима только в условиях средних веков.В эпоху просвещения появл. разновидности теории обмена – атомистическая теория (налог есть рез-т договора м/д гражданами и гос-вом, согл. кот. поданный вносит гос-ву плату за охрану, защиту и иные услуги).В пер. пол. XIX века появляется теория налога как страховой премии, (фр. политик Адольф Тьер и англ. экономист Джон Рамсей Мак–Куллох). Согл. этой теории, налог – это страховой платеж, кот. вносится гражданами гос-ву на случай наступления какого–либо риска. Налоги уплачиваются, чтобы профинансировать затраты гос-ва по обеспечению обороны и правопорядка. Классическая теория налогов (анг. экономисты Адам Смит и Давид Рикардо) рассмат. налоги как один из видов гос-ных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. В XVIII– первой трети XX в. широко использовалась теория экон-го либерализма, невмешательства гос-ва в деятельность предприятий и функционирования рынка: предполагалось, что экономика – устойчивая и саморегулирующая сис-ма. Налоги играли роль источников доходов гос-ва. Теория трудовой стоимости К.Маркса – акцентировался взгляд на налогах как на орудии эксплуатации трудящихся.3 этап (втор. треть XX в.– по настоящее время) хар-ся усложнением экон-ких отношений в обществе. Возникла потребность в корректировке классич. учений. М. выд. два основных направления экономической мысли:1) кейнсианская теория – обосновывает необходимость использования фискальной политики и, в частности налогов для регулирования экон-ки. Обосновывается понятие «налоги – встроенные стабилизаторы», с помощью которых можно значительно изменить ход эконом-го развития.

Дан. теория вмешательства гос-ва по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономич. развития по следующим причинам: 1) инфляция стала приобретать циклический характер; 2) с развитием экономич. интеграции стимулирование спроса гос-вом зачастую оказывает, положит. воздействие на иностранные инвестиции.2) неоклассическая теория – шир. развитие получили два направления: а) теория экономики предложения (нач. 80–х гг. амер. учен. М.Бернс, Г.Стайн и А.Лаффер) – рассмат. налоги в кач. одного из факторов экономич. развития и регулирования. При этом высокое н/о отрицат. влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, что в сказывается на базе н/о в сторону ее сокращения и, вследствие этого, на уменьшении налоговых поступлений.б) теория монетаризма (амер. экон-ст М.Фридман) – предлагал ограничить роль гос-ва регулированием денег в обращении, т.е. изъятием излишних денег из обращения, если не с помощью займов, то с помощью налогов. Классич. взгляды на н/о практически без изменений нашли отражение в разработках российских ученых:- Н.И.Тургенев считал, что налоги пред. соб. добровольные взносы граждан для государственных целей;- рос. экон-сты С.Ю.Витте, Ю.А.Гегемейстер, Е.Г.Осокин, В.А.Лебедев и др. рассмат. налоги как средство обеспечения расходов гос-ва. Дальнейшее совершенствование сис-мы н/о на современ. этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислений, уточнения субъектов н/о.

 12. Функции налогов

Сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция пред. соб. внешнее проявление свойств какого–либо объекта в дан. сис-ме отношений.

Функции налогов:

• фискальная;

• контрольно–учетная;

• распределительная;

• регулирующая;

• стимулирующая.

1. Фискальная ф-я – глав. ф-я налогов, основная, характерная для всех гос-в во все периоды существования; основ. назначение налога как инструмента обеспечения гос-ва денежными средствами для выполнения своих задач.

2. Контрольно–учетная ф-я – определяется эффективность использования экономич. ресурсов, доходов предприятий и домаш. хоз-в, а также источники и направления использования фин-вых ресурсов.

3. Распределительная ф-я – с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов м/д различными уровнями гос-го бюджета, с другой – распределяется налоговое бремя м/д различными категориями плательщиков.

4. Посредством регулирующей ф-и гос-во целенаправленно воздействует на экономич. рост, структурную перестройку общ. производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения.

5. Стимулирующая ф-я реализуется через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.

13. Задачи, функции и права МНС. Задачи: - осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового зак-ва, зак-ва о предпринимательстве, декларированием физ. лицами доходов, имущества и источников ден. средств, обеспеч-ем правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, гос-ые целевые бюджетные и гос-ые внебюджетные фонды (далее - бюджет); -осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий; - учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет; -разработка предложений по упрощению налоговой системы; -осущ-ие функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции; -предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства;-подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;-принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет. Функции: -контроль за соблюдением налогового законодательства;

- организует деятельность инспекций МНС по: контролю за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ведению Гос-го реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Гос-го реестра юр. лиц и ИП, осущ-х производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Гос-го реестра юр. лиц и ИП, осуществляющих производство и оборот алкогольной, продукции; контролю за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг); регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров и др. - изучает и анализирует складывающуюся ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных изделий, вырабатывает предложения по вопросам усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по этим вопросам; - осуществляет гос-ый контроль за: производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья; соблюдением установленного порядка выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, -заявляет ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; -контроль за использованием акцизных марок; Контроль за:-игорным бизнесом ;- целевым использованием иностранной безвозмездной помощи организациями или физ. лицами РБ,- целевым использованием денежных средств,- соблюдением законодательства: о расчетах между юр. лицами, ИП; о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками; о ведении кассовых операций; об обязательной продаже иностранной валюты; об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров; об обращении нефтяного жидкого топлива; рассматривает обращения граждан, в том числе ИП, и юр. лиц ; - анализирует отчетные данные, результаты проверок; проводит проверки деятельности инспекций МНС и по их результатам принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы и др.

Права: - получать от плательщика необходимые для исчисления и уплаты налогов документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика;- вызывать в налоговые органы плательщиков, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

- запрашивать у республиканских органов гос-го управления, иных организаций информацию в установленном законодательством порядке; - при осущ-нии контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий свободно входить и производить в соответствии с законодательством обследование любых помещений, кот. исп-ся и могут использоваться для извлечения доходов; - взыскивать в установленном порядке: суммы налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов; - приостанавливать в случаях, установленных законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

- назначать инвентаризацию имущества плательщика и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);- вносить предложения об оснащении предприятий по производству алкогольной продукции и табачных изделий приборами учета продукции в соответствии с метрологическими нормами и правилами, а также в установленном порядке проводить пломбирование (опечатывание) технологических линий;

- осуществлять контроль за представлением юр. лицами деклараций об объемах производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, ИП деклараций об объемах оборота табачных изделий, проводить их анализ и обобщение для представления информации заинтересованным республиканским органам государственного управления по их запросам;

- обобщать практику применения нормативных правовых актов по гос. регулированию производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и разрабатывать предложения по их совершенствованию;

- при установлении фактов нарушения законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при производстве и обороте алкогольной продукции и табачных изделий, налагать арест на такую продукцию и изделия, изымать документы на нее с составлением акта изъятия для приложения к материалам проверок, актам экспертиз и последующей передачи правоохранительным и другим органам государственного управления в соответствии с их компетенцией;

- заявлять ходатайства о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, прекращения действия их специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности;

- вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы РБ физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

- обращаться в установленном законодательством порядке в общие и хозяйственные суды с исками (заявлениями);

- изымать при проведении выездной налоговой проверки в порядке, установленном законодательством, документы плательщика (иного обязанного лица);

-. отменять несоответствующие законодательству решения инспекций МНС;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

14.ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И НАЛОГОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально–экономическую сущность налога1.Перечень обязательных элементов приведен в Налоговом кодексе РБ. В статье 6 определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Субъект налогообложения – это юр. или физ.лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплаты налога. На практике не всегда налог уплачивается тем лицом, на которое возложена эта обязанность, происходит переложение налога с одного субъекта на другой. В этом случае различаются налогоплательщик и носитель налога. Носитель налога – это лицо, на которое перекладывается тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. По бел-му законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физ. лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога. Объектами налогообложения могут являться имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Источник налога – это доход субъекта, из которого уплачивается налог. С источником и объектом налога тесно связана налогооблагаемая база, являющаяся основой для исчисления суммы налога, которая представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристику объекта налогообложения. База налогообложения – это величина объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог. Налогоплательщики–организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения или норма налогообложения. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщиков, называется налоговой квотой. В Налоговом кодексе РБ дается следующее определение налоговой ставки: налоговая ставка представляет собой величину налоговых изъятий на единицу измерения налоговой базы. С учетом различных факторов ставки налога класс-ся: .1 в зависимости от построения налогов: твердые – в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода, процентные или долевые ставки, смешанные ставки, сочетающие в себе твердые и долевые; 2. в зависимости от влияния налогов на объект обложения: стандартная, повышенная, пониженная; 3. по экономическому содержанию различают: маргинальные, экономические, фактические.Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок исчисления налога. Обязанность исчислить сумму налога м. б. возложена на налогоплательщика, налоговый орган или на налогового агента. Большинство налогов исчисляются налогоплательщиками самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Суммы налога на недвижимость и земельного налога с физ. лиц рассчитывают налоговые органы. На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога в бюджет, например налога на доходы физ. лиц. Сроки уплаты налога и сбора устан-ся применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, либо указанием на событие, кот. должно наступить. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога в соответствии действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум, т.е. наименьшая часть объекта, полностью освобожденная от обложения.

Наши рекомендации