Тема : “Доходы, расходы, прибыль банка
1. Доходы КБ, их состав
2. Расходы КБ, их состав
3. Прибыль коммерческого банка. Методы измерения рентабельности. Распределение прибыли КБ
1.Доходы банка, их классификация.
Главная роль доходов обусловлена тем, что они выступают основным источником прибыли банка, которая в свою очередь является базой дальнейшего развития банковской деятельности, материального стимулирования работников и т.д.
Доходы банка можно классифицировать по различным признакам, в частности:
- по направлениям деятельности;
- по форме получения;
- по степени стабильности.
- по периоду получения.
По направлениям деятельностиваловые доходы банка можно подразделить на:
- операционные доходы;
-доходы от побочной (небанковской деятельности);
- прочие доходы.
В свою очередь в операционных расходах по видам бизнеса и видам операций можно выделить:
n Доходы от кредитования
n Доходы от операций с ценными бумагами
n Доходы от валютных операций
n Доходы от гарантийных операций
n Доходы по расчетно-кассовому обслуживанию и т.д.
По форме получения доходы можно подразделить на:
1/ доходы получаемые в виде процентов
2/ доходы в форме комиссий от услуг банка
3/ прочие виды доходов.
Процентные доходы - это начисленные и полученные проценты по кредитам, по долговым ценным бумагам, лизинговым операциям и некоторым другим источникам. Основную часть в процентных доходах должны составлять доходы в виде процентов, полученных от предоставления кредитов клиентам. Эти доходы в основном зависят от 2-х основных факторов: объема предоставленных кредитов и средней процентной ставки за кредит.
Доходы в виде комиссии - это вторая форма получения доходов. Это вознаграждение за банковские услуги, например за открытие счета, ведение счета, закрытие счета, осуществление операций по выдаче наличных денег, за управление имуществом клиента (т.е. по трастовым операциям), за лизинговые операции, за консультирование, за сейфовые операции и т.д.
Управление непроцентными доходами состоит в определении наиболее рационального набора банковских услуг, необходимых клиентам. Управление также включает установление оптимальных тарифов на эти услуги с учетом их издержкоемкости и доходности.
Прочие доходы - это штрафы, неустойки, полученные.
Классификация доходов по степени стабильности. Здесь можно выделить стабильные и нестабильные доходы. Эта классификация очень условна и во многом зависит от состояния экономики, кредитного, валютного и фондового рынка. Относительно стабильными доходами в условиях нормально развивающейся экономики можно считать процентные доходы, комиссионные вознаграждения, доходы от операций с ценными бумагами и операций с валютой. Нестабильными являются доходы от непредвиденных операций. Но в условиях нестабильности фондового и валютного рынка доходы от операций с ценными бумагами на вторичном рынке, доходы от валютных операций становятся нестабильными.
Классификация по периоду получения доходов.Можно выделить доходы прошлого периода, доходы настоящего периода и планируемые доходы на будущий период.
Одним из показателей доходности деятельности банка является банковская маржа. Банковская маржа – это разница между соответствующими доходами и расходами банка.
Банковская маржа бывает процентной и непроцентной. Чаще используется показатели процентной банковской маржи. Процентная маржа – это разница между процентными доходами и процентными расходами банка.
Для характеристики банковской маржи, ее анализа могут использоваться целый ряд показателей, абсолютных и относительных.
Банковская маржа, исчисленная в абсолютной сумме, выступает главным источником покрытия непроцентных расходов банка и получения прибыли.
К относительным показателям процентной маржи можно отнести коэффициент чистой процентной маржи, исчисляемый путем деления чистого процентного дохода (процентной маржи в абсолютной сумме) на среднюю величину активов, приносящих доход (работающих).
Расходы КБ.
Деятельность КБ обязательно связана с расходованием средств. Для того, чтобы осуществлять деятельность, они производят неизбежные расходы, связанные с отдельными видами операций, по содержанию аппарата управления, содержанию материально-технической базы, выплате процентов по депозитным и другим счетам и другие виды затрат.
Расходы банка, как и доходы можно классифицировать по различным признакам, в частности:
- по форме;
- по характеру;
- по периоду.
По форме выделяют процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.
Процентные расходы - это начисленные и уплаченные банком проценты по вкладам и депозитам, а также за кредитные ресурсы, купленные у других банков и проценты, начисленные по выпущенным ценным бумагам.
Расходы по уплате процентов по вкладам в анализируемом периоде зависят от размера этих вкладов, их структуры и величины процентных ставок. Рост этих расходов может быть обусловлен влиянием одного или всех факторов. Если расходы растут за счет роста объемов депозитов, то это не отрицательное, а положительное явление, т.к. рост этих расходов , как правило, компенсируется расширением активных операций, а следовательно, увеличением доходов по ним.
Структура депозитной базы непосредственно влияет на величину расходов банка, т.к. затраты по привлечению и обслуживанию различных видов депозитов неодинаковы. Как правило, самым дорогим депозитом выступает межбанковский кредит. Самые низкие расходы несет банк, обслуживая расчетные счета предприятий (по ним самая низкая ставка). Но для банка это не такие стабильные ресурсы, как срочные депозиты.
Таким образом, управление процентными расходами предполагает оптимальную структуру депозитного портфеля банка. При этом стоит учитывать не только расходы по обслуживанию конкретных видов депозитов, но и будущую доходность от использования их в качестве ресурсов банка для активных операций.
Комиссионные расходысвязаны с платой за кассовые, расчетные, и другие операции, за инкассацию и другие расходы, связанные с выплатой комиссий.
Прочие непроцентные расходы очень разнообразны. Они включают расходы по обеспечению функционирования банка, расходы по переоценке ценных бумаг и валюты, уплаченные штрафы, пени.
Очень важной является классификация расходов по их характеру. Это иная классификация, но она связана с первой.
По характеру осуществления расходов, их можно подразделить на:
n Операционные
n По обеспечению функционирования банка, иногда отдельно выделяют расходы по оплате труда
n По уплате налогов
n По отчислениям в резервы на потери
n Прочие расходы.
Операционные расходы – это процентные и комиссионные расходы, расходы, связанные с переоценкой активов т.е. расходы, непосредственно связанные с банковскими операциями.
Расходы по обеспечению функционирования банка включают в себя расходы на оплату труда работников, на подготовку кадров, расходы по содержанию зданий, арендная плата, амортизация, расходы на изготовление и приобретение бланков магнитных носителей, упаковочных материалов, другие хозяйственные расходы.
Часть уплачиваемых налогов банки в соответствии с установленным НК порядком относят на расходы ( земельный налог, налог на имущество и др.)
Банки создают различные резервы по активам: РВПС, резервы под обесценение ценных бумаг, по другим активам за счет своих расходов.
Группа прочих расходов включает расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на служебные командировки, расходы на аудиторские проверки, судебные издержки, расходы по публикации отчетности, штрафы, пени, уплаченные. и некоторые другие расходы. В связи с развитием конкуренции весомыми статьями в этой группе расходов является расходы на рекламу, ее различные виды, также представительские расходы.
По периоду времениможно выделитьрасходы текущего периода и расходы будущих периодов.
Управление расходами должно быть направлено на их оптимизацию.. Экономия расходов - это резерв роста прибыли. Но экономия должна быть разумной. Нельзя экономить на расходах, непосредственно связанных с качеством, культурой обслуживания клиентов. Если необоснованно экономить на ремонтных работах, это может привести к антисанитарному состоянию неудовлетворительному внешнему и внутреннему виду. Экономия на рекламных расходах тоже может дать отрицательные результаты - потерю потенциальных клиентов. Т.е. неразумная экономия может повлечь снижение имиджа, потерю клиентов, снижение конкурентоспособности банка.
Поэтому речь должна идти не о минимизации, а об оптимизации расходов банков.
- Прибыль коммерческого банка. Методы измерения рентабельности. Распределение прибыли КБ
Прибыль банка - это обобщающий показатель всей деятельности банка, это конечный финансовый результат, который отражает итог всех сторон, всех направлений деятельности КБ. Прибыль в условиях рыночной экономики выступает мотивом и целью деятельности любого предприятия. В то же время это главный оценочный показатель работы предприятия, в т.ч. и банка. Покрытие расходов банк может осуществлять только за счет собственных доходов. А дальнейшее развитие банка, расширение его материально-технической базы, стимулирование работников может происходить только на основе самофинансирования, т.е. из полученной прибыли.
В росте прибыли заинтересованы сам банк, его партнеры, акционеры, вкладчики, работники и государство. Для банка рост прибыли создает предпосылки расширения деятельности, увеличения объема услуг, создания резервов и т.д. Для работников через прибыль реализуются их материальные интересы. Для акционеров и пайщиков прибыль выступает источником выплаты дивидендов. Для заемщиков и вкладчиков размер полученной прибыли характеризует надежность банка, надежность вложения средств. Для государства кроме всего прочего прибыль банка представляет интерес с точки зрения уплаты банком налога на прибыль, т.е. получения части прибыли для финансирования общегосударственных нужд.
Прибыль банка можно измерить абсолютными и относительными показателями.
Абсолютных показателей несколько:
1/ прибыль от операционной деятельности
2/ балансовая прибыль
3/ налогооблагаемая прибыль
4/ чистая прибыль.
Прибыль от операционной деятельности представляет собой разность между операционными доходами и операционными расходами.
Балансовая прибыль - это операционная прибыль = прочая прибыль +- сальдо прочих доходов и расходов.
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается по налоговому учету.
Чистая прибыль – это прибыль остающаяся у банка по сле уплаты налогов и других обязательных платежей. Абсолютные показатели прибыли не всегда могут служить характеристикой эффективности работы, особенно при сравнительном анализе, при анализе динамики и ряде других случаев.
Поэтому для оценки деятельности банков применяются различные относительные показатели прибыли, т.е. показатели, характеризующие эффективность отдачи средств, эффективность затрат .
В специальной литературе и банковской практике чаще всего используются следующие группы показателей рентабельности:
1/ отношение прибыли к капиталу
2/ отношение прибыли к активам
3/ отношение прибыли к доходам и расходам банка.
Каждая группа показателей и каждый индивидуальный показатель имеет свой экономический смысл, свое назначение.
Наиболее часто применяются показатели 1-ой группы. К ним можно отнести:
отношение прибыли к капиталу (собственным средствам банка). В международной практике этот показатель называется ROE или еще его называют нормой прибыли на капитал. Это отношение показывает, сколько прибыли получено на каждый рубль собственных средств банка. К этой же группе можно отнести показатель прибыльности, рассчитываемый как отношение прибыли к уставному капиталу. Этот показатель представляет особый интерес для акционеров, поскольку он характеризует эффективность вложения их средств в банковскую деятельность.
2 группа показателей основана на соотношении прибыли и активов банка. Эти показатели характеризуют отдачу активов, их прибыльность, способность банка заставить работать активы. К этой группе прежде всего относится коэффициент, называющийся в международной банковской практике ROA. Он рассчитывается как отношение прибыли к совокупным активам банка.
Рентабельность активов может рассчитываться не только как отношение прибыли к совокупным активам, но и как отношение прибыли к работающим активам, т.е. активам, приносящим доход.
К третьей группе показателей рентабельности относятся коэффициенты, рассчитываемые как отношение прибыли к доходам и расходам банка.
Деятельность КБ должна быть ориентирована на получение высоких доходов, прибыли путем оптимизации структуры активных и пассивных операций, исключения неэффективных операций, более прогрессивных способов выполнения операций, оптимизации расходов и т.д.