Виды анализа деятельности банка
В народном хозяйстве различают финансовый, инвестиционный, операционный, организационный и маркетинговый виды анализа. В банковской деятельности первые три вида (на определенных уровнях анализа) во многих аспектах могут быть отождествлены в силу специфики работы банка – опосредование денежных потоков.
Финансовый анализ включает в себя:
- выявление источников финансирования и оценку уровня выгоды банка от их использования, постоянный контроль временной структуры привлеченных и размещенных средств по всем параметрам их взаимного соответствия (характеристики ликвидности и доходности).
- анализ формирования, распределения и использования прибыли, оценку ликвидности, рентабельности, платежеспособности и финансовой надежности банка с точки зрения оптимизации структуры баланса в целях извлечения максимальных выгод (при заданном уровне рисков), текущей рыночной конъюнктуры и общего финансово-экономического состояния в зоне деятельности банка.
К основным задачам операционного анализа относят: оценку качества банковских продуктов и изучение затрат на их производство.
Посредством инвестиционного анализа аналитики выявляют направления инвестирования, производят текущую оценку эффективности и рисков произведенных вложений, в том числе портфеля ценных бумаг, решают ряд других задач.
Анализ организации управления (в том числе, оценка управленческих ресурсов и их потенциала; выявление факторов, воздействующих на оперативность и надежность системы управления банком; оценка функциональной и организационной структуры банка; адаптивность к изменениям среды; оценка влияния коммуникаций; принципов стимулирования и т.п.). Результаты маркетингового анализа необходимы при выборе банком деловых партнеров, приоритетных сегментов финансового рынка, оценке конкурентной позиции банка (его преимуществ и недостатков), для выработки и реализации маркетинговой политики (ассортимент услуг, ценообразование, каналы сбыта).
Пример одного из методов маркетингового анализа приведен в табл. 3.
Таблица 3 - Пример SWOT – анализа банка.
Внутренняя среда | |
Сильные стороны банка | Слабые стороны банка |
- развитая корреспондентская сеть - высокая капитализация банка - применение эффективных информационных технологий - высокий уровень квалификации персонала - хорошее качество кредитного портфеля - развитая филиальная сеть и т.п. и т.д. | - не высокая доля в числе клиентов предприятий и организаций государственной формы собственности - низкая доля i-тых банковских услуг - высокая концентрация кредитного портфеля по признаку z - недостаточное качество обслуживания клиентов - низкая диверсификация ресурсной базы - невысокая рентабельность нормативного капитала и др. |
Внешняя среда | |
Благоприятные обстоятельства, использование которых создаст банку преимущества | Факторы, которые потенциально способны ухудшить положение банка на рынке |
- высокий уровень поддержки со стороны основного акционера банка - возможность использования иностранных кредитных линий для наращивания объемов кредитования - участие в крупных межгосударственных проектах и т.п. | - усиление конкуренции в банковским секторе - ухудшение макроэкономической среды и т.п. |
Ряд экономистов выделяют управленческий и финансовый анализ банка. Основные отличия управленческого анализа от финансового – ориентация на внутренних пользователей.
Информационной базой управленческого анализа служат данные бухгалтерского и внесистемного учета, на основе которых раздельно изучают банковские услуги собственные, клиентские и хозяйственные операции. Анализ, как правило, проводится в разрезе структуры управления денежными потоками (центров ответственности). Периодичность управленческого анализа: ежедневная, подекадная, ежемесячная в разрезе центров ответственности. | Финансовый анализ применяется для оценки эффективности, ликвидности и надежности, выявления и оценки влияния различных факторов на деятельность. Основной источник информации- бухгалтерская отчетность. Его периодичность – месяц, квартал, год. |
Можно выделить следующие задачи управленческого анализа:
- анализ выполнения планов и соблюдения нормативов по показателям, связанным с оказанием услуг клиентам банка, привлечением средств, операционными доходами и хозяйственными расходами;
- расчет рисков и эффективности различных вариантов вложений собственных и привлеченных ресурсов (ценные бумаги, кредитование, развитие той или иной услуги и т.д.)
- поиск внутренних резервов в сфере финансовой деятельности: уменьшение нерентабельных и малорентабельных активов и уровня рисков размещаемых средств (оптимизация использования трудовых ресурсов, движение основных фондов и материальных средств и др).
Классифицируют виды анализа деятельности банка по широкому кругу признаков В первую очередь различают анализ по элементам управления банком: целей, задач, принципов, функций, структуры, методов, обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического, информационного). Анализ может осуществляться в разрезах операций, технологий, филиалов, подразделений, исполнителей, центров финансового учета, продуктов, в разрезе клиентов (контрагентов), групп клиентов (контрагентов), проблем, методов и приемов и по другим признакам. В зависимости от состава анализируемых объектов выделяют полный, тематический и селективный анализ.
С точки зрения временных характеристик экономический анализ подразделяется на перспективный, оперативный и текущий. Содержание оперативного анализа глубже и конкретнее, чем текущего анализа. У них различается круг используемых экономических показателей, информационное обеспечение, содержание методик анализа. Деятельность банка по разным временным отрезкам анализируется в различных плоскостях. Так, при оперативном анализе доминирует цель – управление банковскими рисками, соответствующим образом осуществляется компановка исходных данных, их группировка и используемый инструментарий анализа. Состояние активов, ликвидность обычно изучаются еженедельно. При ежемесячном анализе углубленно исследуется структура активов и пассивов банка, его прибыльность и рентабельность.
Различают экспресс-анализ и комплексный анализ. Последний охватывает не только уровень деятельности всего банка как целого, но и внутрибанковский анализ, изучение деятельности структурных единиц банка. Анализ может быть автоматизированным и неавтоматизированным; дискретным и непрерывным.
Различия между внешним и внутренним анализом банка: | Горизонт использования результатов изучения |
Круг пользователей аналитическими данными | |
Содержание доступной информационной базы | |
Степень конфиденциальности результатов анализа | |
Возможность унификации и формализации аналитических алгоритмов |