Нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в РФ и основные методы экономического анализа деятельности коммерческого банка

Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности традиционно разделяется на 3 вида:

– специальное законодательство;

– смешанное законодательство;

– отчетное законодательство.

Группа специального банковского законодательства основывается на двух «основных» законах: Законе РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» и Законе РФ «О банках и банковской деятельности». Оба они выходили и изменялись почти одновременно, что лишний раз подчеркивает их общую фундаментальность. Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру создания, функционирования, регулирования и реформирования денежно-кредитной системы России. Управляет, направляет и контролирует текущее состояние этого процесса Центральный банк Российской Федерации.

Уполномоченный государством в ранге министерства, этот банк (непосредственно, либо через свои представительства на местах), в целях осуществления своих функций регулирования и контроля, выпускает собственные подзаконные акты: письма, телеграммы, разъяснения и прочее.

Система законодательных актов специального банковского направления создается исключительно Центральным банком России и регламентирует осуществление кредитными учреждениями только банковских операций.

Кроме прямых банковских операций (абзац 1 главы 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности») кредитные учреждения имеют право осуществлять деятельность, совершая и иные сделки.

Эта область коммерческой деятельности банков регламентируется еще большим количеством законов и подзаконных актов. Это - группа смешанного законодательства.

Она характерна тем, что сделки, осуществляемые в пределах документов этой Банка, могут совершать не только банки, но и иные организации. Часть этой деятельности осуществляется свободно, часть же - при наличии соответствующей лицензии (например, лизинговая деятельность осуществляется по лицензии Министерства экономики РФ).

Законодательные акты этой Банка выпускаются многими министерствами и ведомствами государства, в том числе и Центральным Банком, поэтому они относятся к смешанному законодательству.

Ключевым элементом банковского регулирования выступает установление экономических нормативов деятельности банков и иных кредитных организаций, позволяющих обеспечить их стабильное и надежное функционирование в интересах государства и вкладчиков. Среди общего числа экономических нормативов наиболее важные - норматив достаточности капитала и норматив крупных кредитных рисков.

Термин «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску и выражается в процентном соотношении капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска. В банковском праве выделяются два аспекта достаточности капитала: статический и динамический. Статический аспект предполагает установление фиксированной минимальной величины уставного капитала; динамический аспект представлен формулой, получившей название «коэффициент Кука» и выражающей отношение капитала банка к активам, взвешенным по степени риска.

Норматив крупных кредитных рисков применяется в том случае, когда в деятельности банка возникает сильная концентрация рисков, связанная, например, с широкомасштабным кредитованием одного заемщика или Банка аффилированных заемщиков.

Европейское банковское право выработало и закрепило вышеупомянутые нормативы в ряде директив Европейских Сообществ. Вторая банковская директива ЕС установила минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации для получения лицензий и ведения банковских операций не менее 5 млн. ЕВРО.

Аналогичные нормативы установлены в российском банковском законодательств. Например, установлены следующие требования к минимальному размеру уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимальному размеру собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций:

1) минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. ЕВРО;

2) минимальный размер уставного капитала, создаваемой небанковской кредитной организации, за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. ЕВРО;

3) минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка должен быть не менее суммы, эквивалентной 10 млн. ЕВРО;

4) минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций.

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) в 2011 г. выпустил новые Стандарты: МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", МСФО (IFRS) 11 "Соглашения о совместной деятельности" и МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации о долях участия в других компаниях". Одновременно с этим были внесены изменения в уже существующие МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" и МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные компании".

Это нововведение имеет неофициальное название "пакет из пяти Стандартов". Единым пакетом Стандарты обязательны к применению с 1 января 2013 г. С этой же даты теряют силу МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве" и ПКИ (SIC) 12 "Консолидация предприятия специального назначения". Компании специального назначения называются теперь структурированными компаниями. При решении вопроса о контроле они не выделяются в отдельный тип для анализа, а классифицируются наравне с прочими компаниями.

Разрешено досрочное применение всех пяти перечисленных Стандартов, но обязательно полным пакетом.

Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, поэтому они чаще, чем их зарубежные коллеги, оказываются в кризисных ситуациях. Причем большинство таких случаев связано с неадекватной оценкой банками собственного финансового положения, а также надежности и устойчивости их основных клиентов и партнеров по бизнесу. Ситуация осложняется тем, что многие методы анализа финансового состояния банка, применяемые на Западе, неприемлемы или недостаточно эффективны в условиях России. Поэтому для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа финансового состояния банков, соответствующих условиям местного рынка.

Экономический анализ деятельности банка включает:

- оценку состояния и результатов деятельности банка на момент проведения анализа;

- сравнение состояния и результатов деятельности банка за анализируемый период;

- сравнение результатов деятельности банка с результатами работы других банков;

- обобщение результатов анализа и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы банка.

Действительно, чтобы дать оценку финансового состояния коммерческого банка и определить перспективы его развития необходимо проанализировать не только баланс и другие отчетные материалы самого банка, но и дать характеристику экономического положения клиентов банка (кредиторов и заемщиков), оценить конкурентов, провести маркетинговое исследование конъюнктуры рынка и т.д.

В нашей стране далеко не вся подобного рода информация используется для оценки финансового состояния банка. В большинстве случаев анализ финансового состояния банка строится на отчетных (чаще балансовых) данных банка.

Информацию, необходимую для проведения анализа можно классифицировать следующим образом:

- Финансовая отчетность: баланс по счетам второго порядка, общая финансовая отчетность, оборотная ведомость, расчет обязательных нормативов, другие формы финансовой отчетности.

- Учредительные и финансовые документы: учредительный договор, устав банка, список акционеров (пайщиков) банка, лицензия, аудиторское заключение, годовые отчеты, балансы.

- Информация в СМИ: рейтинги банков, аналитические и деловые статьи о банках, котировки банковских долгов.

- Информация, полученная у третьей стороны: заключение специализированных агентств, мнение знакомых специалистов, отзывы клиентов банка.

Безусловно, основной информацией для проведения анализа финансового состояния того или иного банка является его финансовая отчетность. Причем наиболее качественно оценить состояние любого кредитного учреждения можно на основе оборотной ведомости или баланса по счетам второго порядка (если они доступны для пользования), так как в этих отчетах содержится наибольший объём информации, и они могут быть составлены на любое число, то есть могут рассматриваться с любой периодичностью и наиболее оперативно отражать ситуацию.

Наши рекомендации