Финансовый анализ: сущность, виды и методы
Задачи финансового анализа предприятия можно сформулировать следующим образом:
- своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности;
- прогнозирование различных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработка конкретных мероприятий, которые дают возможность повысить эффективное использование финансовых ресурсов на предприятии, и укрепление финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ делится на:
1) внутренний – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала предприятия;
2) внешний – это исследование финансового состояния предприятия с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.
Основными элементами финансового анализа являются:
- состав и структура активов (имущества), их состояние и динамика;
- состав и структура пассивов (собственного и заемного капитала), их состояние и динамика;
- абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости предприятия и оценка изменений ее уровня;
- платежеспособность предприятия и ликвидность активов баланса;
- показатели рентабельности;
- показатели деловой активности.
В финансовом анализе к стандартным приемам анализа данных принято относить следующие приемы:
Анализ абсолютных, относительных и средних величин. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса, В финансовом анализе они имеют стоимостную (денежную) единицу измерения. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.
Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста). Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:
- коэффициентом (база сравнения принята за единицу);
- выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.
Средняя величина является важным специальным показателем, используемым для обобщения данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени. В финансовом анализе средние величины используются при исчислении многих показателей. Например, при определении средней величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности.
Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей структуры. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи отчетности в ее общем итоге.
Горизонтальный анализ – заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели динамики дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных статей отчетности, а также прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ – часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования.
Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Коэффициентный анализ. Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:
- прибыльность и рентабельность;
- платежеспособность;
- финансовая устойчивость;
- деловая активность.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество – более сотни – различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.
У аналитиков нет единого мнения относительно состава, классификации и даже названий коэффициентов, так что отнесение некоторых коэффициентов к конкретной группе достаточно условно. В данной работе будут рассмотрены наиболее часто применяемые на практике показатели.
Экспертные оценки – используется в тех случаях, когда не подходят инструментальные методы и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало. Разные эксперты, поставленные перед одной и той же проблемой, могут прийти к разным оценкам. Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.
В финансовом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации.
Способ сравнения – это научный способ познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Способ группировки – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Балансовый способ – служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Как вспомогательное средство способ используется для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя.
Графический способ – имеет иллюстративное значение и позволяет сделать изучаемый материал более наглядным. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Способ табличного отражения аналитических данных – это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Показатели в таблице располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее.
На практике анализ финансовой отчетности не ограничивается применением какого-либо одного приема – в зависимости от поставленной задачи, доступного времени для проведения анализа, квалификации и опыта аналитика используются различные сочетания указанных методов, способов и приемов.
В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового состояния коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стандартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточиться непосредственно на анализе и прогнозе. Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.