Операционный анализ в управлении финансовыми результатами организации
Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина «операционный анализ» могут быть также использованы термины «анализ безубыточности», «CVP-анализ (costs, volume, profit — анализ „затраты-объем-прибыль“)»
Основными его задачами являются:
1. расчет объема реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат - точка безубыточности (порог рентабельности);
2. исчисление объема реализации, обеспечивающее при прочих равных условиях получение необходимой суммы прибыли;
3. аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособным (запас финансовой прочности);
4. определение цены на продукцию, позволяющее обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;
5. осуществление выбора наиболее эффективных технологий производства;
6. осуществление принятия оптимального производственного плана.
ЭФФЕКТ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА (левериджа) – ЭОР : любое изменение выручки от реализации продукции порождает еще более сильное изменение прибыли.
TR – выручка от продаж
TVC – валовые переменные издержки
TFC – валовые постоянные издержки
К факторам, определяющим эффект операционного рычага относятся постоянные и переменные издержки: рост переменных издержек, при прочих равных условиях, приводит к росту ЭОР и наоборот, снижение переменных издержек повлечет снижение ЭОР.
Рост постоянных издержек, при прочих равных условиях, вызывает рост ЭОР, их снижение – уменьшение ЭОР.
Таким образом, для повышения эффекта операционного рычага можно:
1. Увеличивать выручку,
2. Увеличивать переменные издержки,
3. Увеличивать постоянные издержки,
Отметим, что значимость этих факторов возрастает от 1 к 3 .
Рост эффекта операционного рычага, с одной стороны, обуславливает большую чувствительность прибыли к изменению выручки, но, с другой стороны, приводит к снижению запаса финансовой прочности и росту порога рентабельности, т.е. повышению производственного риска – риска срыва процесса производства и продаж.
Запас финансовой прочности (ЗФП) – величина, показывающая на сколько процентов можно снизить выручку, не достигая при этом убытков.
,
Порог рентабельности (ПР) – такое значение выручки, при котором организация не получает ни прибыли ни убытков.
ТЕМА 8: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОРПОРАЦИИ (1 а.ч.)
План лекции:
1. Сущность и функции налогов
2. Элементы налога
3. Виды и ставки налогов в РФ