Тема 5. Управление затратами и финансовыми результатами деятельности компании


Цели и задачи операционного анализа. Классификация затрат для целей операционного анализа. Основные направления операционного менеджмента. Алгоритм и направления использования анализа чувствительности. Показатели эффекта операционного (производственного) рычага, методы расчета и сущность. Порог рентабельности и запас финансовой прочности. Взаимосвязь между запасом финансовой прочности и силой воздействия операционного. Оценка и прогнозирование предпринимательского риска.


Тема 6.Основы финансового планирования и бюджетирования


Понятие планирования и бюджетирования. Организационные структуры в организации: децентрализация и централизация. Общий бюджет предприятия: понятие, структура, функции, и алгоритм составления. Взаимосвязь и процесс подготовки операционного и финансового бюджетов. Структура операционного бюджета. Бюджет продаж, затратные бюджеты и бюджет финансовых результатов. Структура финансового бюджета. Бюджетирование и процесс управления им. Построение системы гибкого и скользящего бюджетирования. Контроль исполнения бюджета и регулирование. Анализ отклонений и формирования гибких смет. Особенности составления бюджета денежных потоков, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса

3.2. Планы практических (семинарских) занятий по дисциплине (по темам)

Цель и задачи занятий 1-2(Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента):

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи финансового менеджмента в современных рыночных условиях.

2. Финансовый менеджмент как система управления.

3. Роль финансового директора в компании.

4. Информационная база финансового менеджмента.

5. Сущность и цели финансового анализа в рыночной экономике.

6. Классификация методов и приемов финансового анализа.

7. Анализ ликвидности и платежеспособности компании.

8. Анализ финансовой устойчивости компании.

9. Оценка деловой активности компании.

10. Показатели рыночной активности компании.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Выполнить домашние задания.

Задание 1.
На основе данных бухгалтерской отчетности конкретной компании, представившей информацию в сети Интернет за несколько отчетных периодов, рассчитать все возможные финансовые показатели ее деятельности, оценить динамику, сделать выводы.
Задание 2.
Дать описание некоторой виртуальной компании конкретной отрасли. Разработать для нее организационную схему управления финансами, определить функции финансового директора и финансовых менеджеров.
Задание 3.
Составить перечень основных задач финансового менеджера для 3 предприятий различных секторов экономики. Обосновать различия.

3. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

4.Обсудить решение домашних заданий в аудитории.

Цель и задачи занятий 3-7(Тема 2. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента):

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные отличия финансовой структуры капитала по предприятиям различных отраслей и сфер деятельности?

2. Стоимость капитала и направления ее использования.

3. Факторы, влияющие на средневзвешенную стоимость капитала.

4. Каковы принципы и порядок расчета основных показателей цены капитала?

5. Особенности расчета стоимости заемного капитала.

6. Особенности расчета стоимости собственного капитала.

7. Средневзвешенная и предельная цена капитала.

8. Определение цены основных источников капитала.

9. На какие показатели деятельности компании влияет структура капитала?

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Выполнить домашние задания.

Задание 1.
На основе данных бухгалтерской отчетности конкретной компании, оценить структуру ее капитала, рассчитать стоимость отдельных источников средств и всего капитала. Сделать выводы.
Задание 2.
Составить план погашения долгосрочной задолженности компании, используя текущую информацию об условиях предоставления кредитов, представленных на сайтах российских банков.
Задание 3.
Определить основные виды дивидендной политики, используемой российскими компаниями в современных условиях, используя информацию, представленную в сети Интернет.

3. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

4.Обсудить решение домашних заданий в аудитории.

Цель и задачи занятий 8-14(Тема 3. Управление финансовыми рисками компании на основе показателей финансового рычага):

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Что характеризуют показатели эффекта финансового рычага?

2. Как определить целесообразность использования заемного капитала?

3. Объясните механизм действия финансового рычага на показатели

рентабельности собственного капитала компании.

4. Верно ли утверждение: «чем выше доля заемных средств, тем выше рентабельность собственного капитала»?

5. Почему силу воздействия финансового рычага принимают за уровень

финансового риска?

6. Может ли какой-либо из показателей финансового рычага принимать отрицательные значения?

7. Как изменяются показатели финансового рычага при росте прибыли?

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Выполнить домашние задания.

Задание 1.
На основе данных бухгалтерской отчетности конкретной компании, оценить эффективность использования заемного капитала и сделать выводы о целесообразности привлечения его дополнительных объемов.
Задание 2.
Рассчитать показатели финансового рычага в обеих концепциях для конкретной компании, сделать выводы об уровне финансового риска.
Задание 3.
Составить план оптимизации структуры капитала на основе инструментов финансового рычага для конкретной компании. Рассмотреть несколько схем возможного финансирования.

3. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

4.Обсудить решение домашних заданий в аудитории.

Цель и задачи занятия 15-19(Тема 4. Управление активами компании. Управление оборотным капиталом):

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные элементы оборотного капитала компании.

2. В чем заключается смысл понятия «собственный оборотный капитал»?

3. Назовите основные модели финансирования оборотных активов.

4. На чем основан расчетный механизм модели EOQ?

5. Что подразумевается под «оптимальным размером заказа»?

6. Что представляет собой точка возобновления заказа?

7. Что такое система АВС?

8. Назовите основные цели управления дебиторской задолженностью.

9. Какие формы реализации продукции в кредит может использовать компания?

10. Почему компании выгодно использовать продажи в кредит?

11. В каких случаях покупателям не выгодно использовать предложенные скидки?

12. В каких случаях предприятие имеет право уменьшать налогооблагаемую базу на величину резерва по сомнительным долгам?

13. Назовите основные формы рефинансирования дебиторской задолженности.

14. Назовите основные причины, по которым предприятию необходимо иметь на счетах свободные денежные средства.

15. В чем состоит сущность модели Баумола?

16. Что такое «чистый денежный поток»?

17. Перечислите основные группы денежных потоков.

18. К какой величине должен стремиться чистый денежный поток у стабильно работающей компании? Почему?

19. В чем состоит основное отличие прямого и косвенного методов составления отчета о движении денежных средств?

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Выполнить домашние задания.

Задание 1.

На основе данных о деятельности конкретной компании обосновать целесообразность применения модели экономически обоснованного размера заказа Уилсона. Рассчитать возможный экономический эффект от ее применения.


Задание 2.

На основании представленных данных провести анализ состояния дебиторской задолженности компании. Оценить реальную величину дебиторской задолженности, обосновать целесообразность и возможность создания резерва по сомнительным долгам. Рассчитать величину резерва и сумму возможной экономии по налогу на прибыль. Сделать выводы.
Задание 3.

На основании данных бухгалтерской отчетности конкретной компании составить отчеты о движении денежных средств прямым и косвенным методом. Сделать выводы об эффективности управления денежными потоками, предложить рекомендации по его совершенствованию.
3. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

4.Обсудить решение домашних заданий в аудитории.

Цель и задачи занятия 20-24(Тема 5. Управление затратами и финансовыми результатами деятельности компании):

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. На что указывает сила операционного рычага (операционного левериджа) и какие факторы оказывают влияние на данный показатель?

2. Что такое валовая маржа и каков ее экономический смысл?

3. Классификация затрат для целей операционного анализа.

4. Точка безубыточности и ее экономический смысл. Какой объем

производства называется критическим?

5. Что характеризует запас финансовой прочности предприятия? В каких

единицах он рассчитывается?

6. Как изменяются постоянные затраты на единицу продукции с ростом объема продаж?

7. Как изменяется сила воздействия операционного рычага с ростом объема продаж?

8. При каком объеме продаж действие операционного рычага максимально?

9. Почему силу воздействия операционного рычага связывают с величиной производственного риска?

10. Существует ли взаимосвязь между запасом финансовой прочности и величиной производственного риска? Если да, то в чем она выражается?

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Выполнить домашние задания.

Задание 1.
На основе данных о производстве и реализации нескольких видов продукции конкретной компании, рассчитать показатели запаса финансовой прочности, критической выручки и рентабельности по каждому виду продукции. Обосновать целесообразность ее дальнейшего производства.
Задание 2.
На основании имеющихся данных рассчитать показатель операционного рычага, составить прогноз динамики прибыли предприятия при различных прогнозах будущих объемов реализации.
Задание 3.
На основании представленных данных прогноза состояния рынка обосновать использование различных технологий производства с использованием инструмента операционного рычага.
3. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

4.Обсудить решение домашних заданий в аудитории.

Цель и задачи занятия 25-27(Тема 6.Основы финансового планирования и бюджетирования):

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Основная информация для составления бюджета.

2. Этапы составления операционного бюджета организации.

3. Этапы составления финансового бюджета организации.

4. Основные бюджетные показатели.

5. Перечислите основные этапы процесса бюджетирования.

6. Каковы основные функции и структура бюджета.

7. Какие элементы балансового отчета изменяются в зависимости от объема продаж?

8. Какой бюджет является основным в процессе разработки генерального бюджета.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Выполнить домашние задания.

Задание 1.
Составить бюджет реализации продукции компании на основе представленного маркетингового плана.
Задание 2.
Используя данные представленных бюджетов составить генеральный бюджет компании на планируемый период.
3. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

4.Обсудить решение домашних заданий в аудитории.

Планирование практических занятий

№ п/п № модуля дисцип- лины Наименование тем практических занятий Количество часов Очн./заочн.
Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента 4/2
Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования 10/2
Тема 3. Управление финансовыми рисками компании на основе показателей финансового рычага 14/2
Тема 4. Управление активами компании. Управление оборотным капиталом 10/2
Тема 5. Управление затратами и финансовыми результатами деятельности компании 10/2
Тема 6.Основы финансового планирования и бюджетирования 6/2
  Итого   54/12

Образовательные технологии

Образовательная технология(технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.

Контактная работа обучающихся с преподавателем по данной дисциплине включает в себя занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, а при необходимости – индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.

Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

В процессе преподавания дисциплины предусмотрено применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (интерактивные лекции, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, анализ ситуаций и имитационных моделей и т.д.) с учетом профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.

1.Традиционные образовательные технологииориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.

2.Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.

Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.

Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).

Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.

Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

3.Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.

Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.

4.Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Основные типы проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

5.Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

По дисциплине для формирования соответствующих компетенций при реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:

1. Традиционные:

– устный опрос (УО);

– письменное задание (ПЗ).

2. Активные:

– диалоговая лекция (ДЛ);

– текущее компьютерное задание (КЗ).

3. Интерактивные:

– Ролевая игра (РИ);

– компьютерная презентация (КП).

5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации