Рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Направление подготовки (специальность) 40.03.01 – «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр»

Курс – 3, 4

Семестры – 6, 7

Форма обучения – очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения – четыре года

Квалификация выпускника - бакалавр

Ростов-на-Дону, 2014

Составитель: Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, доцент

_______________ «11» сентября 2014 г.

Рецензент: д.ю.н., доцент Шмалий Оксана Васильевна

________________ «15» сентября 2014 г.

УММ разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» - квалификация (степень) «бакалавр».

УММ обсуждены на заседании кафедры протокол № 2 от «26» сентября 2014 г.

Зав. кафедрой: Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, доцент

_______________ «26» сентября 2014 г.

УММ одобрены учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 2014 г.

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Финансовое право»

Общие положения

При изучении дисциплины «Финансовое право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразием правоотношений, регулируемых нормами финансового права: бюджетные, налоговые, банковские, страховые, валютные, контрольно-надзорные и другие.

При этом каждый из элементов, входящих в систему финансового права (как подотрасль, институт, субинститут) обладает собственным понятийным аппаратом, специфическими юридическими конструкциями.

Кроме того, некоторые правоотношения (расчетные, банковские, страховые), изучаемые в рамках дисциплины «Финансовое право», будучи по правовой природе сложными отношениями, регулируются нормами не только финансового права, но и нормами других отраслей российского права (гражданского, уголовного, административного).

Поэтому при изучении указанных тем потребуется уяснить разграничение предметов правового регулирования финансового права и других «пограничных» отраслей права в сфере банковской деятельности, страхового дела, наличных и безналичных расчетов.

В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Финансовое право» позволит последовательное изучение вопросов, представленных в планах семинарских занятий.

Трудности при изучении финансового права как отрасли права также могут возникнуть в связи с отсутствие единого кодифицированного акта, что требует, соответственно, изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения. Помимо этого на настоящий момент имеется огромный массив документов судебной практики по вопросам применения норм финансового права.

Для того чтобы сориентироваться в массиве финансово-правовых актов, официальных актах высших судебных органов, документах судебной практики следует обратиться к перечню рекомендуемой литературы.

«Проблемой» при изучении финансового права является значительная мобильность норм, содержащихся в финансово-правовых актах: финансовое законодательство по объективным социально-экономическим и политическим причинам подвержено частым изменениям. В связи с этим следует учитывать, что в настоящем УММ, в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия финансово-правовых актов.

Поэтому в процессе самостоятельной работы, при подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, а также при написании рефератов, подготовке научных докладов, при работе над курсовыми и дипломными работами необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. Целесообразно использовать возможности СПС «Гарант», «Консультант Плюс».

Лекционные занятия (теоретический курс)

Лекция – это ведущая форма организации процесса обучения, представляет собой логически последовательное изложение определенных научно-правовых знаний.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

· традиционные лекции, ориентированные на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;

· проблемные лекции, позволяющие студентам получать новые правовые знания через проблемность темы, организацию поиска пробелов и противоречий законодательства;

· лекции – визуализации, представляющие собой визуальную форму подачи лекционного материала техническими средствами обучения;

· лекции-конференции, дающие возможность студентам самостоятельно изучить материал, изложить его, обсудить и сделать четкие выводы.

Рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание финансово-правовых явлений, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.

Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Рекомендуется активно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Рекомендации по темам:

При изучении темы 1. «Введение в финансовое право. Публичные финансы» следует учитывать, что такие категории как «финансы», «финансовая система» имеют одновременно экономическую и правовую сущность.

Финансы как экономическая категория представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих при распределении общественного продукта (ВВП) и части национального дохода в процессе создания, распределения и использования различных фондов денежных средств.

Финансы как правовая категория представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

В Российской Федерации выделяются публичные и частные финансы. Изучение специальной литературы позволит определить формы их материального выражения.

Следует не забывать, что «финансы» и «деньги» являются нетождественными категориями, деньги представляют собой материальное выражение финансов.

Правовой режим публичных и частных финансов определяют:

· Конституция Российской Федерации,

· международные договоры и общепризнанные принципы права (имеющие приоритет согласно конституционным положениям),

· Федеральные конституционные законы,

· федеральные законы (среди них выделяют кодифицированные нормативные правовые акты),

· подзаконные правовые акты,

· судебная практика.

«Финансовая деятельность государства» является базовой категорией финансового права. Финансовая деятельность государства представляет собой основанную на финансово-правовых нормах систему последовательно осуществляемых действий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению бесперебойного функционирования механизма финансово-правового регулирования общественных отношений.

Финансовую деятельность осуществляют буквально все органы государственной власти и органы местного самоуправления, при этом часть органов власти специально созданы для осуществления именно финансовой деятельности в государстве.

В связи с этим целесообразна классификация органов власти на две группы: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. При характеристике первой группы органов власти необходимо раскрыть полномочия в сфере финансовой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

К органам специальной компетенции, правовой статус которых изучается в рамках курса «Финансовое право», относятся Банк России, Министерство финансов РФ и подведомственные ему службы: Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство РФ.

При характеристике правового статуса государственных органов, наделенных специальной компетенцией, следует указать основные задачи, для реализации которых созданы указанные органы, и охарактеризовать их функции и полномочия в сфере финансовой деятельности.

В частности, при изучении правового положения Банка России важно отметить его двойственную правовую природу: с одной стороны, это субъект, наделенный широким кругом государственно-властных полномочий, с другой стороны, юридическое лицо, имеющее право осуществлять все виды банковских операций. В 2013 году полномочия Банка России были значительно расширены. Сегодня Банк России является мегарегулятором, который осуществляет управление не только банковской системой, но и различными сегментами финансового рынка Российской Федерации.

При рассмотрении правового положения Министерства финансов РФ, учитывая широкий круг его полномочий, рекомендуется классифицировать их по сферам финансовой деятельности (в бюджетной, налоговой сфере, сфере государственного долга и т. д.).

Следует обратить внимание на правовую и организационную форму финансовой деятельности российского государства, соотношение нормативных и индивидуальных финансово-правовых актов.

При изучении темы № 2 «Понятие, предмет и метод финансового права» важно не забывать, что финансовое право можно рассматривать в нескольких аспектах:

- как отрасль права,

- как отрасль законодательства,

- как учебную дисциплину,

- как отрасль юридической науки.

Сегодня финансовое право, наряду с конституционным, гражданским, уголовным правом относится к числу ведущих отраслей российского права.

Общественные отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, составляют предмет финансового права. Анализ специальной литературы позволит сформулировать собственную точку зрения о пределах финансово-правового регулирования общественных отношений.

Следует обратить внимание на такие особенности основного метода финансового права – метода государственно-правовых предписаний, как: императивность, конформизм, юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений. Дополнительными методами финансового права являются методы согласования и рекомендации.

В юридической науке сформировалось несколько концепций финансового права. Отдельные исследователи рассматривают финансовое право как комплексную отрасль права. Абсолютное большинство ученых признают финансовое право самостоятельной отраслью права. Специфика данного правового образования выражается в предмете и методе правового регулирования, источниках финансового права, наличие особого института финансово-правового принуждения. В отличие от других отраслей права в финансовом праве нет единого кодифицированного нормативного права. Каждая часть финансового права имеет неповторяющуюся финансово-правовую терминологию.

Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой Хартии вольностей и других памятниках права. Наука финансового права возникла сравнительно недавно. Ее генеалогия не уходит дальше середины XIX века.

Наука финансового права – это определенная совокупность знаний, теоретических положений, понятий и выводов о содержании, роли и значении финансового права как отрасли права, особенностях финансово-правового регулирования общественных отношений.

В процессе получения и обработки знаний о финансовом праве используются определенные методологические средства, которые помогают систематизировать получаемые знания, превратить их систему продуманной информации.

Состав науки финансового права включает в себя: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, история науки и отраслевая библиография. Названные средства – это постоянные элементы науки, без которых она не может обходиться.

Финансовое право – это одна из ведущих отраслей российской правовой системы, которая переживает сегодня этап бурного развития. Она тесно взаимодействует с другими отраслями права, такими, например, как: конституционное право, гражданское право (подумайте, по каким направлениям взаимодействуют указанные отрасли права).

Весьма широк круг субъектов финансового права. Обратите внимание, что субъекты финансового права не тождественны субъектам финансовой деятельности государства.

При изучении темы № 3 «Правовое регулирование финансового контроля» необходимо обратить внимание на то, что сегодня финансовый контроль представляет собой самостоятельную функцию государственного управления.

Следует усвоить определение финансового контроля и выделить основные принципы его осуществления. Также следует указать, какие формы финансового контроля выделяются в зависимости от времени его проведения; провести классификацию видов финансового контроля в зависимости от субъектов, которые его осуществляют. Далее необходимо изучить методы осуществления финансового контроля, остановиться на соотношении проверки и ревизии как основных методов финансового контроля.

Важное значение для изучения данной темы имеет анализ финансового контроля по субъектному составу, выделение государственного и негосударственного финансового контроля. Анализ нормативной и специальной литературы позволит определить содержание контрольных полномочий органов общей и специальной компетенции, выявить проблемы правового обеспечения государственного финансового контроля.

При освещении вопроса о функционировании аудиторского контроля в России необходимо, изучив положения федерального закона «Об аудиторской деятельности» четко определить понятие «аудиторской деятельности». Изучение специальной литературы позволит выделить особенности аудита как разновидности негосударственного финансового контроля. Обратите внимание на нормативно закрепленную классификацию аудита, определите круг субъектов, обязанных ежегодно проводить аудиторскую проверку своей деятельности. Изучите полномочия Министерства финансов РФ как органа, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности. Проанализируйте и составьте схему взаимодействия Министерства финансов РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, саморегулируемых организаций аудиторов.

Изучение темы № 4 «Бюджетное право как подотрасль финансового права» следует начать с анализа категории бюджета как экономической категории. Бюджет как правовая категория представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Важно не забывать, что:

- бюджет всегда имеет правовую форму,

- основными характеристиками бюджета любого публично-правового образования являются общий объем доходов и расходов, дефицит и профицит бюджета.

Анализ нормативных положений Бюджетного кодекса РФ позволит выделить налоговые и неналоговые доходы, определить формы бюджетных расходов. Соотношение доходов и расходов бюджета целесообразно рассмотреть через призму таких категорий, как «профицит» и «дефицит» бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное право представляет собой одну из подотраслей финансового права. Поэтому важно четко определить его предмет, источники, субъектный состав. Особое внимание целесообразно уделить изучению особенностей закона о бюджете. По своим юридическим характеристикам он существенно отличается от других нормативных правовых актов. Например, правом бюджетной инициативы обладает исключительно Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

При характеристике субъектов бюджетного права необходимо раскрыть бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Целесообразно при характеристике их правового статуса отдельно раскрыть права относительно собственного бюджета, относительно вышестоящего бюджета (за исключением Российской Федерации) и относительно нижестоящего бюджета. Также необходимо дать определение бюджетного обязательства, провести его сравнение с межотраслевой категорией «обязательство».

При изучении темы № 5 «Бюджетный процесс» следует учитывать, что согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии, последовательно сменяющие друг друга, а именно:

- составление проекта бюджета,

- рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета,

- исполнение бюджета,

- составление бюджетной отчетности, внешняя проверка бюджетной отчетности, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

В основе бюджетного процесса как разновидности юридической деятельности лежат такие принципы, как: единство и полнота бюджета, достоверность, качественность и количественность, ясность, подконтрольность бюджетных средств, гласность, ежегодность, своевременность.

Бюджетный процесс осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Основы бюджетного процесса определены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Анализ его положений позволит определить бюджетные полномочия участников бюджетного процесса. Обратите внимание на то, что составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете принимается в трех чтениях. Изучите предмет каждого из них, определите юридические последствия перехода от одного этапа к другому.

В основе исполнения бюджета лежит казначейская система. Поэтому особое значение в бюджетном процессе имеет бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Исполнение бюджета осуществляется по доходам и расходам.

Обратите внимание на последнюю стадию бюджетного процесса, состав бюджетной отчетности, роль Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации в проверке бюджетной отчетности.

При изучении темы № 6 «Налоговое право», исходя из нормативного понимания налога, содержащегося в Налоговом кодексе Российской Федерации, важно выделить признаки налога как правовой категории, определить юридический состав налога (существенные элементы налогового обязательства: налогоплательщики и плательщики сборов, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, срок и порядок уплаты налогов и сборов; факультативные элементы налогового обязательства: порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов; ответственность за нарушение налогового законодательства; налоговые льготы).

Изучение учебной литературы даст возможность раскрыть сущность прямых и косвенных налогов, позволит проанализировать налоговое право как подотрасль финансового права. Тщательное усвоение законодательных положений, содержащихся в разнообразных источниках налогового права, создаст основу глубокого понимания особенностей налоговых правоотношений. Следует обратить особое внимание на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющие права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых органов.

Анализ ст. 45 НК Российской Федерации позволит определить основания возникновения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов. Рассматривая данный вопрос, следует исходить из того, что обязанность по уплате налогов и сборов представляет собой законодательно установленную меру общественно необходимого поведения в форме безвиновного отчуждения части собственности в целях удовлетворения публичных интересов.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяет и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

При изучении темы № 7 «Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации»следует не забывать, что в юридической науке сложилось несколько концепций банковского права. Абсолютное большинство ученых исходят из того, что банковское право – это комплексный правовой институт. Банковские правоотношения как предмет банковского права весьма специфичны. Они регулируются нормами банковского законодательства. Особую роль в механизме правового регулирования банковских отношений имеют нормативные правовые акты Банка России.

В юридической науке спорным является вопрос о структуре банковской системы страны. Дискуссии вызывает субъектный состав. Сегодня многие исследователи считают, что первый уровень банковской системы страны занимает не только Банк России, но и Агентство по страхованию вкладов в силу характера выполняемых функций и правовых возможностей.

Правовой статус Банка России определяет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России»), закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», иные федеральные законы.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации существенно изменилось в 2013 году – Банк России приобрел статус мегарегулятора. К его компетенции теперь относится осуществление регулятивно-надзорных функций за банковской деятельностью, рынком ценных бумаг, страхованием, деятельностью некредитных финансовых организаций (например, микрозаймы).

Законодательно определены цели деятельности Банка России. Проанализируйте их через призму функций и полномочий ЦБ РФ. Помните, что Банк России имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, он обладает широким кругом государственно-властных полномочий, с другой стороны, является юридическим лицом, уплачивающим налоги, подлежащим ежегодной аудиторской проверке.

Многие ученые считают, что Банк России, взаимодействия со всеми ветвями власти, является особым публично-правовым институтом, обладающим исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Банк России осуществляет свою деятельность независимо от федеральных, региональных и местных органов публичной власти. Функции и полномочия Банка России по своей природе относятся к функциям государственной власти.

Второй уровень банковской системы Российской Федерации занимают кредитные организации страны.Кредитная организация – юридическое лицо, которое в целях извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять предусмотренные законодательством банковские операции.

Кредитная организация предназначена для осуществления банковской деятельности. Закон «О банках и банковской деятельности» содержит перечень банковских операций. Он включает девять банковских операций:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Закон разграничивал понятия «банковской операции» и «банковской сделки».

Через понятие «банковская операция» обозначаются те виды деятельности, которые может осуществлять только банк или иная кредитная организация. В отличие от банковских операций банковские сделки могут осуществлять и другие субъекты.

Поэтому, хотя совершение банковских сделок кредитные организации могут осуществлять только при наличии лицензий Банка России на осуществление банковских операций, прямо в этих лицензиях они не указываются.

Изучение нормативных источников позволит выделить круг субъектов, осуществляющих отдельные банковские операции без лицензии Банка России.

Проанализируйте специальную правосубъектность кредитных организаций. Обратите внимание на принципы взаимоотношений государства и кредитных организаций. Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Специфика банковской деятельности, роль кредитных организаций в современной экономике, особенности их взаимоотношений с вкладчиками (слабая сторона, особые доверительные отношения) породили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных организаций.

Необходимость банковского надзора определяется:

особым положением банка в связи с тем, что он оперирует не только своими, но и чужими денежными средствами,

ролью, которую банки играют в современной экономике,

наличием большого количества разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способный вывести рынок из состояния равновесия,

возможностью лишь на общегосударственном уровне обеспечить систему гарантий надежности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредитных рынках страны.

Изучение нормативных и специальных источников позволит определить цели, функции, формы банковского надзора.

Изучение темы № 8 «Финансово-правовые аспекты страхования» следует начать с анализа нормативных положений, содержащихся в законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхование как правовая категория представляет собой отношение по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В юридической науке весьма спорным является вопрос о месте и роли страхового права в системе российского права. Изучение специальной литературы даст возможность познакомиться с основными концепциями страхового права, выделить исторические этапы становления и развития страхового данного правового образования.

Обратите внимание на источники страхового права: международные и национальные. Сложность в изучении темы обусловлена тем, что страховая деятельность и страховое законодательство, соответственно, базируется на профессиональной страховой терминологии. С ее помощью находят выражение конкретные страховые правоотношения (иными словами, каждый страховой термин определяет характерные черты и содержание какой-либо группы страховых отношений).

Обратите внимание на классификацию страхования. Одной из самых известных является деление страхования в зависимости от объектов страхования (личное, имущественное, страхование ответственности). Не путайте виды страхования с формами. В настоящее время различают две формы страхования: добровольное (в основе договор страхования) и обязательное (различают обязательное страхование и обязательное государственное страхование). Выделите признаки добровольного и обязательного страхования, определите полномочия органа страхового надзора.

Следует проанализировать правовое положение страхователя и страховщика. Анализ нормативных и специальных источников позволит выделить способы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

Изучение темы № 9 «Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля» следует начать с изучения таких основных категорий валютного права, как «резидент», «нерезидент», «валютные операции», «валютные ценности».

Валютное регулирование выражается в установлении государством порядка и правил осуществления валютных операций. Иными словами, государство устанавливает правовой режим осуществления валютных операций.

Валютное регулирование присуще любой правовой системе. Регулирование валютных операций осуществляется с учетом экономических задач государства.

Впервые валютное регулирование появилось в Германии в 1916 г. в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны кризисом. Были установлены правила расчетов в иностранной валюте, правила перевода иностранной валюты за пределы страны.

Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях:

- нормативно-правовое регулирование (создание общих правил поведения),

- индивидуально-правовое регулирование (применение норм валютного права).

Изучение рекомендованной литературы позволит выделить цели валютного регулирования, полномочия органов валютного регулирования.

В юридической науке спорным является вопрос о месте и роли валютного права в системе российского права. Большинство ученых рассматривают валютное право как комплексный правовой институт. Изучение разнообразных источников валютного права позволит опровергнуть или разделить данную точку зрения.

Следует учитывать, что в федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержится нормативное определение понятия «валютная операция».

В зависимости от субъекта валютные операции подразделяются на три категории:

1) валютные операции между резидентами (к ним относятся только валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности – иностранную валюту и внешние ценные бумаги),

2) валютные операции между резидентами и нерезидентами (валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, валюту РФ, внутренние и внешние ценные бумаги, а также с использованием валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа),

3) валютные операции между нерезидентами.

Анализ законодательных положений позволит определить правила осуществления указанных валютных операций.

Одной из разновидностей финансового контроля является валютный. Представляет собой регламентируемую нормами права деятельность компетентных государственных органов, иных субъектов финансового права, направленную на установление законности и достоверности осуществляемых валютных операций, пресечение и предупреждение совершения валютных правонарушений.

Валютный контроль осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Определите круг субъектов, проанализируйте полномочия органов и агентов валютного контроля.

Наши рекомендации