Тема № 6 «Налоговое право»

(форма проведения занятия – тематическая дискуссия)

1. Налоги: понятие, виды, функции.

2. Налоговое право как подотрасль финансового права.

3. Обязанность по уплате налогов и сборов: основания возникновения и прекращения.

4. Правовое положение налогоплательщиков.

5. Правовое положение налоговых агентов.

6. Правовое положение налоговых органов.

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель занятия – уяснение места и роли налогового права в системе финансового права.

Этапы подготовки и проведения тематической дискуссии:

1. Выбор темы дискуссии (на обсуждение выносятся вопросы, имеющие проблемный характер, неоднозначно решаемые в науке и практике финансового права).

2. Установление регламента проведения дискуссии.

3. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии (изучение нормативной и специальной литературы, анализ материалов судебной практики с целью определение собственной точки зрения).

4. Проведение тематической дискуссии.

5. Выработка согласованного мнения по спорным вопросам.

6. Совместная оценка эффективности проведенной дискуссии.

Во время проведения тематической дискуссии планируется обсудить:

1. Понятие налога как правовой и экономической категории.

2. Функции и классификации налогов, соотношение прямых и косвенных налогов.

3. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности.

4. Правовое положение участников налоговых правоотношений.

В процессе подготовки к круглому столу студенты готовят рефераты, разрабатывают презентации по рассматриваемым вопросам, схемы взаимодействия участников налоговых правоотношений.

Технология проведения занятия.

Тематическую дискуссию открывает преподаватель, определяющий цели и задачи его проведения. С учетом регламента предоставляется слово участникам дискуссии, представляющим свои доклады. Затем проводится их обсуждение. В обсуждении принимают участие все студенты. Они могут задавать уточняющие вопросы (преподавателем мотивируются студенты, развивающие навыки публичных выступлений).

По итогам дискуссии преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают понятие налогового права как подотрасли финансового права.

Тема № 7 «Правовое регулирование банковской деятельности в

Российской Федерации»

(форма проведения – тематическая дискуссия)

1. Банковское право: понятие, особенности.

2. Банковская система: понятие, структура.

3. Банковские операции: понятие, виды.

4. Правовое положение Банка России.

5. Правовое положение кредитных организаций страны.

6. Банковская тайна.

7. Особенности взаимоотношений Банка России с кредитными организациями страны.

8. Ответственность за нарушение банковского законодательства.

9. Система страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

10. Правовое положение Агентства по страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель занятия – уяснение правовых основ банковской системы Российской Федерации.

Этапы подготовки и проведения тематической дискуссии:

1. Выбор темы дискуссии (на обсуждение выносятся вопросы, имеющие проблемный характер, неоднозначно решаемые в науке и практике финансового права).

2. Установление регламента проведения дискуссии.

3. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии (изучение нормативной и специальной литературы, анализ материалов судебной практики с целью определение собственной точки зрения).

4. Проведение тематической дискуссии.

5. Выработка согласованного мнения по спорным вопросам.

6. Совместная оценка эффективности проведенной дискуссии.

Во время проведения тематической дискуссии планируется обсудить:

1. Место и роль банковского права в системе российского права.

2. Классификации банковских операций, соотношение понятий «банковская операция» и «банковская сделка».

3. Дискуссионные вопросы, касающиеся структуры банковской системы Российской Федерации.

4. Двойственную природу Банка России.

5. Финансово-правовой статус кредитных организаций.

6. Правовые основы банковского надзора.

7. Зарубежный опыт правового регулирования банковских правоотношений.

Технология проведения занятия.

Тематическую дискуссию открывает преподаватель, определяющий цели и задачи его проведения. С учетом регламента предоставляется слово участникам дискуссии, представляющим свои доклады. Затем проводится их обсуждение. В обсуждении принимают участие все студенты. Они могут задавать уточняющие вопросы (преподавателем мотивируются студенты, развивающие навыки публичных выступлений).

В целях организации дискуссии преподаватель назначает пять докладчиков - основного докладчика и четырех содокладчиков, которые готовят выступления и презентации по теме: «Особенности финансово-правового статуса Банка России».

Основной докладчик дает общую характеристику правового статуса Банка России, продолжительность выступления – 10 минут; первый содокладчик сообщает дискуссионные вопросы, касающиеся правового положения Банка России, продолжительность выступления – 10 минут; третий содокладчик готовит выступление по вопросу правового положения центральных банков европейских государств (Англии, Германии, Италии, Франции), продолжительность выступления – 15 минут; четвертый содокладчик готовит выступление по вопросу правового положения центральных банков стран азиатского региона (Китай, Индия), продолжительность выступления – 10 минут; пятый содокладчик готовит выступление по вопросу исполнения функций центральных банков в США и Сингапуре, продолжительность выступления – 10 минут.

После окончания выступлений всех докладчиков преподаватель предлагает студентам обсудить дискуссионные вопросы правового статуса Банка России и выступить с предложениями по совершенствованию правового статуса Банка России.

Рассмотрение вопроса о правовых основах банковского надзора проводится в интерактивной форме в виде дискуссии. Дискуссия проводится в рамках отдельного семинара.

В целях организации дискуссии преподаватель назначает пять докладчиков - основного докладчика и четырех содокладчиков, которые готовят выступления и презентации по теме: «Правовые основы банковского надзора».

Основной докладчик раскрывает сущность банковского надзора, формы и методы его осуществления, полномочия Банка России как мегарегулятора, продолжительность выступления – 10 минут; первый содокладчик сообщает дискуссионные вопросы, касающиеся банковского надзора (обращает внимание в частности, на противоречия норм финансового и административного права), продолжительность выступления – 10 минут; третий содокладчик готовит выступление о роли и значении решений Базельского комитета, продолжительность выступления – 15 минут; четвертый содокладчик готовит выступление по вопросу правового обеспечения банковского надзора в США, продолжительность выступления – 10 минут; пятый содокладчик готовит выступление по вопросу исполнения функций центральных банков в странах ЕС, продолжительность выступления – 10 минут.

После окончания выступлений всех докладчиков преподаватель предлагает студентам обсудить дискуссионные вопросы правового обеспечения банковского надзора и выступить с предложениями по совершенствованию банковского законодательства.

По итогам дискуссии преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают структуру банковской системы Российской Федерации, правовые основы банковской системы Российской Федерации.

Наши рекомендации